АВТОМОБИЛЬНА ПРОМЫШЛЕННО СССРВ. СЕЛИФОНОВ, зам. начальника отдела Госплана СССР — О течественное автомобилестроениепроотносительно молодая отрасль мышленности. Вся его история, которая ведет свое начало с 20-х годов, неразрывно связана с достижениями Советской власти, с социалистической индустриализацией страны. В дореволюционной России автомобили не производились; при царском режиме было собрано всего несколько сотен машин из импортных агрегатов и деталей. Во время первой мировой войны группа купцов и промышленников во главе с миллионером Рябушинским основала автомобильное московское общество — А МО . За счет большой ссуды, полученной от царского правительства, начали строительство автомобильного завода в Москве. Но из этой затеи ничего не вышло. Когда Великая Октябрьская социалистическая революция вышвырнула рябушинских из страны, на строительной площадке в районе старинной Симоновской слободы было лишь три небольших недостроенных кор ­ пуса и несколько десятков станков. В 1920—1921 годах коллектив завода АМО приступил к изготовлению автомобильных двигателей. Они были установлены на первые советские танки. В. И. Ленин высоко оценил начало производства двигателей и прислал амовцам поздравительную телеграмму. Выпуск первых советских автомобилей был осуществлен в 1924 году. С марта по ноябрь коллектив завода изготовил 10 автомобилей АМО-Ф-15. 7 ноября они принимали участие в демонстрации трудящихся на Красной площади вМо ­ скве. В следующем году завод дал стране еще 100 таких автомобилей. Полуторатонный грузовик АМО-Ф-15, оборудованный двигателем мощностью 35 л. с , был очень несовершенной машиной. Выпускался он в ничтожных количествах. Но это был советский автомобиль, полностью изготовленный и собранный из отечественных материалов и агрегатов. В 1925 году в Ярославле был начат выпуск трехтонных грузовых автомобилей Я-3. Через два года группа инженеров Научно-исследовательского автомоторного института вместе с рабочими московского завода «Спартак» создала первый советский легковой автомобиль НАМИ-01. Все это, однако, были лишь попытки организовать автомобильное производство. Небольшой выпуск автомашин не Т удовлетворял потребностей населения и бурно растущего народного хозяйства страны. Поэтому Коммунистическая партия и Советское правительство в ноябре 1928 года приняли специальное постановление о создании мощной отечественной автомобильной промышленности. В первой пятилетке началось строительство автомобильных заводов. В 1929—1931 годах на месте завода АМО был построен Московский автозавод, рассчитанный на годовой выпуск 25 000 грузовых автомобилей. Вскоре в числе других гигантских новостроек первой пятилетки вошел в строй Горь-ковский автозавод мощностью 100 000 автомобилей в год. Это были грузовые автомобили ГАЗ-АА и легковые ГАЗ-А. Одновременно создавались и реконструировались предприятия, изготовляющие электрооборудование, карбюраторы, инструменты для автомобилей, нормали и другие'изделия. Так было положено началЬ массовому выпуску советских автомобилей с применением поточных методов производства. В годы второй и третьей пятилеток автомобильная промышленность продолжала развиваться быстрыми темпами. Строились новые заводы. Все более совершенствовались конструкции как грузовых, так и легковых автомобилей, неуклонно увеличивался их выпуск. Наряду с этим Московский и Горьковский заводы освоили производство автомобилей новых типов — грузовых трехосных, газогенераторных, работающих на твердом топливе, тягачей и др. На смену легковому автомобилю ГАЗ-А пришел новый, более комфорта-