17
18
19
fn адхиве, среди толстых пачек, ломких Щ от! в ременистарых газет, есть не^болыДюй листок — г азета «Минусинский В 1914 году ее корреспондент сообщил: «Без конца тянетсяканитель , и менуемая Усинской колесной дорогой. Ч етвертый год строят, а все никак не могут дальше 35 верст продвинуться». Что это такое — У синская колесная дорога? Куда и зачем ее вели? И что же стало потом: построили ее в конце концов или нет? В Большой Советской Энциклопедии сказаноо том, что тракт был построен лишь после Октябрьской революции. Но ни в книгах, н ив справочник ах не было ни слова о том, к ак живет сейчас, спустя сорок слишним лет после горьких слов неизвестного корреспондента, «Усинская колесная дорога». Это можно было узнать только на месте...ttecStsi/futiyw легентМ ного лет назад по горным тропам чер ез Саянские хребтыпробирался верховой. В стречавшиесяизредкажителисудивлением оглядывали странные инстр ументы , п ристегнутыек седлу. З а спиной всадника осталось уже много сотен километров, когда в последний раз наведя на солнце трубу секстана , он удовлетворенно воскликнул: — Вот он — ц ентр Азии! Срединная точка гигантского азиатского материкаоказаласьв небольшой горной стране — Туве, в том самом месте, где горные речки Каа-Хем и Бий-Хем обр азуют Енисей. Для того чтобы попасть сюда, путнику пришлосьпроехать чер ез всю Восточную Сибирь, п еревалитьчерез Саяны, д обраться почти до самой границы Китая. В то время Тува называлась совсем по-другому. М аньчжурские завоеватели, под властью которых до начала нынешнего века находились тувинцы, называли ее Урянхаем, а жителей этой стран ый — у рянхами , что означало «оборв анные , п риниженные » . Что ж , маньчжурские завоеватели довольно точно определили этим названием не только свое отношение к тувинцам, но и фактич еское положение вещей . Недалеко от берега Енисея до сих пор есть небольшое, з аросшее тиной озерко. Старики рассказывали , что сотни лет назад, когда тувинцы были сильныи богаты, в озеро впадал ручей. Беднел народ — слабел ручей. Ходила легенда, что этот ручей — судьба народа. Иссякнет ручей — и погибнет весь народ. В 1916 году побывавший тут английскийпутешественник Дуглас Каррутерс писал: «Туземцы уже не обладают чудодейственной силой возрождения, н аходятсяна верном пути несомненного угасания » . Но ошибся английский пророк, не сбыл асьидревняя легенда. Давно иссяк ручей, а народ Тувы не только не погиб, но расправил плечи, вырос, возмужал, с талравным среди народов Советской страны . Столб снадписью «Центр Азии» стоит исейчас . Только вокруг него не голая, безл юдная степь, а корпуса огромной электростанции, выстроенной в столице Тувинской автономной области — Кызыле. Отсюда на север, ч ерез перевалы, вдоль горной речки Ус протянулся Усинский тракт, или, к ак говорят тувинцы, «Дорога жизни » . По этой дороге из великой Россиипришлив горную страну счастье, культура, довольство. Много лет назад по горным тропам перебрались сюда первыерусские переселенцы, поя вилисьврачи , и нженеры . Сейчас горн ыйтракт — основная дорога, связыв ающая Тувинскую область со всей страной. И вот, п ереправившисьчерез Енисей, или. к ак его тут называют , Улуг-Хем, м ывыезжаем на шоссе — длинный путь по «Усинской колесной дороге» начался...'Ма$fl/Wy;££CMi$рдном из томов выпущенной много назад «Сибирской энциклопедии» эдятся интересные сведения. Оказыв 1910 году на Енисейскую губер. к отораявключалав то время почти весь нынешнийКрасноярскийкрай , было всего два автомобиля, а тридцать — Ваня, будь осторожнее, — предупреждает Канули в вечность времена «топтунов». Теперь на трассе работают Василий Щегринцов брата. — На Колумысе — обвал. мощные современные машины.т ри года назад здесь насчитывалось 293 автомобиля 99 различных марок. Можно легко представить, сколько трудов стоило содержать эти разношерстные потрепанные машины, доставшиеся советским людям в наследство от разогнанных революцией сибирских купцов и лесопромышленников. Все это невольно вспоминается, когда через лобовое стекло ровно гудящего мощного ЗИЛа видишь, к ак по ровной асфальтовой магистрали мчатся навстречу тяжелые грузовики, целые автопоезда, рейсовые автобусы. Только за десять лет, прошедших со дня добровольного присоединения Тувы к Советскому Союзу, количество автомобилей тут увеличилось в 11 раз. По одному Усинскому тракту ежедневно проходит почти полтысячи автомобилей. С севера в Тувинскую область они везут сахар, промышленные товары, тракторы, комбайны, станки, а из Кызыла на север идут машины, груженные кожей, мукой, мясом и другими товарами. Можно без преувеличения сказать, что вся жизнь Тувы зависит от работы шоферов. В зной ив зимнюю стужу, сквозь метели и бураны ведут они свои машины по извилистому горному тракту. В их суровой, нелегкой работе, к ак нигде, нужны смелость, находчивость, мужество. Вез этого здесь нет шофера. И как железо пробуют огнем, т ак водителя в этих краях пробуют работой в горах. Выдержит, не убежит — значит крепок душой; струсил, убежал — все ясно: не выйдет из такого человека настоящего шофера. Зато уж тот, кто нашел здесь свое призвание, тот не променяет здешние края ни на берег Черного моря, ни на асфальт московских улиц. Взять хотя бы Ивана Щегринцова. Он родился и вырос в этих краях . С завистью смотрел парень на старших братьев Василия и Федора, у езжавшихв дальние рейсы. Осевшая на бортах стареньких трехтонок дорожная пыль возбуждала юношу, з вала вдаль, туда, где в светлом мареве виднелись темные очертания гор. Б ратья любили рассказыватьо своих друзьях — дальнерейсовиках Иване Шпагине, который когда-то водил по этой дороге конные обозы; Косте Демченко, мастере на все руки, прославивш имся тем, что успевал в месяц сделать 10—12 рейсов вместо обычных 6—7; Павле Моргачеве, человеке необычайной физической силы и неистощимого веселья. Окончив перед войной автошколу. Иван попал в армию, где стал авиамехаником. Военная судьба бросала его по разным аэродромам, а когда кончилась война, Иван снова сел за руль. — Тяжелая наша работа, — признается он, — и не безопасная. И все-таки другой не хочу. Это ведь теперь наша семейная профессия... Вместе с младшим Иваном на трассе и сейчас работают старшие братья. Василий водит из Минусинска в Кызыл рейсовый автобус, а Федор — бензовоз. Почти в каждом рейсе братья встречаются, и тогда, с ъехавв сторону, чтобы не загораживать дорогу, они выкуривают по папироске, обмениваются новостями и снова — в путь. ...Надрывно, тяжело гудит мотор. На подъемах в этот ровный гул врывается звонкое перестукивание — двигатель «задыхается», надо включать низшую передачу. Так бывает часто. Особенно высокую гору, через которую перекинулся тракт, ш оферы называют «Веселым перевалом». Никто уже не помнит, к акже он на самом деле назывался, т аки зовут — «Веселый». А сверху, с перевала видно далеко окрест. Мохнатые, поросшие лесом горы кажутся отсюда невысокими, пушистыми сопками. Кое-где массивы леса обрываются, и тогда видны скалы — серые. черные, коричневые. Между ними змеится узкая дорога. Отсюда, словно с самолета, она кажется тоненькой полоской. по которой медленно ползут на подъем маленькие кубики грузовиков. Здесь начинается самое опасное — спуск. Нелегко вести вниз груженую машину, да еще с прицепом, который давит сзади, подгоняет. Чуть зазеваешься, и понесло, понесло... Медленно, осторожно спускает свой ЗИЛ Иван Щегринцов: с права — поросшие деревьями крутые склоны, слева — обрыв. Белые столбы кое-где сбиты — к ак видно, не всегда спуск проходит благополучно. Может быть, поэтому и прозвали этот перевал «веселым»?Шанс£ " с/и/ с/6 <Р перевала на перевал, от поворота к ** повороту часами мчится автомобиль. Кое-где с крутого скалистого обрыва бегут, нивесть где рожденные, роднички с чистой, играющей на солнце водой. — Красиво? — Иван кивнул головой на родничок. — А зимой это для нас целое бедствие. Мороз градусов под пятьдесят, а они не замерзают. На дороге — целый каток, того и гляди поскользнешься... Да, что и говорить, поскользнуться тут опасно. Сразу за бровкой — крутой обрыв. Над краем дороги виднеются лишьверхушки огромных елей, прицепившихся корнями где-то далеко внизу, на склоне. ...Снова натруженно гудит мотор, поднимая машину на очередную гору. За шумом почти не слышно слов знакомой старой песни, которую вполголоса напевает Иван Щегринцов. И на память лихому шоферу, Тому, кто горя в горах не видал, На могиле стоит карбюраторИ измятый от АМО штурвал. Только через несколько километров, в конце длинного спуска, становится понятным, почему вспомнилась Ивану эта полузабытая шоферская песня. В стороне от дороги стоит небольшая каменнаяпирамидкаи на ней — штурвал. Редкий водитель, п роезжая мимо, не остановится здесь. — Хороший парень был, — вспоминает Иван. — Тезка мой, Иваном звали. Отец его тоже шофер. В ту зиму мы только что ЗИСы получили. Ну, к ардан оборвался, перебил трубку, воздух вышел. Иван — за ручной. Но куда там — м ашинатяжелая да еще прицеп подталкивает... Так стех пор и зовем это место «Иванов спуск». Щегринцов снова взглянул на памятник и, тщательно затоптав папироску, молча пошел кмашине . Сзади, откуда-то сверху, с перевала послышалась песня о трех танкистах, т рех веселых парнях. Она всеближе . громче и вот из-за скалы показался грузовик. В окне кабины — веселое лицо шофера . Увидев Щегринцова, он оборвал песню и помахал рукой: — Нечего стоять. Ваня! Догоняй!.. Машина пронеслась мимо, и теперь песня уже доносилась снизу, она с трудом прорываласьсквозь деревья," и от этого ее слова то слышались четко, то пропадали, з атерявшись где-то среди широколапых елей. — Не везет Ваське. — Щегринцов кивнул вслед ушедшей машине, — за песниy/ft£f/tl>t до.UUWWS/&ffU/После Великой Отечественной войны советские конструкторы создали современные легковые автомобили «Победа» и ЗИЛ-110. Но техника продолжала неуклонно двигаться вперед,и вскоре эти машины уже перестали удовлетворять возросшие потребности советских людей. На смену им родились новые комфортабельные автомобили «Волга» и ЗИЛ-111. В их конструкциях наглядно видны достижения нашей автомобильной промышленности. В последние годы конструкторы создали немало новых моделей автомобилей. Среди них «Москвич-402», большие комфортабельные автобусы, тяжелые грузовики. Эти автомобили начали выпускаться нашими заводами, а в конструкторских бюро уже разработаны и испытываются автомобили ГАЗ-13, «Москвич407», 40-тонный самосвал и другие. На снимке : автомобили «Волга» на конвейере.18 В дорожной чайной всегда полно шоферов. Одним хочется перекусить, другим — узнать новости на тракте, третьим — перекинуться парой веселых слов с «хозяйкой» чайной — поваром Ниной Зяблицевой.страдает... Любит петь, а автоинспектордумаетпьян . Как услышит — с разу : «Кочемаров, стой!..» И опять впереди — т емнаялоснящаясяасфальтовая полоса. Глядя на нее, невольно вспоминаешьзаметку «Минусинской газеты». Только советские люди смогли втруднейшихгорных условиях построитьсовременную «колесную дорогу» — автомобильный тракт. Да, т еперьэто уже не «канитель», к акназвал ее сор ок лет назад неведомый корреспондент, а одетая васфальтмагистраль , изменивш ая весь облик этого далекого края .Слева горы, справа колесная дорога».Усвот она «УсинскаяВ ырвавшисьизтеснины скал, серая uлента шоссе заметалась по небольшой зеленой долине. В стороне, на поляне, к акв почетном карауле , безмолвно зас тыли друг против другачетыре стройн ых елочки. Они словно охраняют покой схороненных тут четырехпартизан , сорок лет назадотдавших свою жизнь за счастье своего народа — р усских , т увин ­ цев, х акасов . ...Сверху река Ус, б егущая вдоль шоссе. к ажется ярко-голубой, спокойной, безм ятежнотекущейв темно-зеленых берегах. И толькоспустившись вниз, к мосту, легко перекинувшемусячерез реку, видно, что Ус, к акилюбая горная речк а , быстра, порывиста, бурлива. То и дело вода вспухает , пенится, з авиваетсяв белые барашки около торчащих из-под воды камней . Над мостом, закрывая своей громадой половину неба, н авислатемнаяскала . Она носит имя Щетинкин а — «Железного батыра», к акпрозвали его тувинскиеараты , которым Советская власть помогла сбросить иго феодалов ипостроить свободное государство. Это было почти сорок лет назад. Партизанская армия под командованием ЩетинкинаиКравченко шла к Белоцарску — столице Урянхайского края . Здесь на скале, откуда хорошопростреливался мост и подступы к нему, около маленького поселка — с танции Медвежья бел ыерешилиустроитьзасаду . План был прост: к актолько отряды Щетинкина подойдут кпереправе , сверху, со скалы ударят пулеметы. Но охотники-тувинцы предупредилипартизан , и они, пройдя горными тропами , з ашливтылврага . Там, в поднебесье, р азгорелся бой. Приж атыек обрыву скалы, белые дралисьнасмерть . Многие из них прыгали со скалыв реку и погибали. Остальных взяли в плен. ...Станция Васильев Ключ — нескольк оокруженных горами домиков. В гражд анскую войну тут разыгрался один из самых волнующих эпизодов партизан ­ с ких боев. Под натиском белыхпартизаны отступ алик Минусинску. Вдоль избитого шоссе медленно тащились худые, изможденн ые лошади, с трудом тянувшие подводы сраненымиипотерявшими силу бойцами. Они шлиуже давно. Кончились продукты . Казалось, н икто из них не выж ивет . Многие уже прощались друг с другом. И вот тут, у Васильева Ключа, их встретилипосланныеЩетинкиным крес тьянес продовольствием и теплой одеждой. Они исейчасживутвэтихкраях , бывшие участники этого перехода — к омандир Усинского отряда ПоликарпКозулин, п артизаны Марк Евлампиев и Изот Мителев. По дороге, где почти сорок лет назад проходили партизанские подводы, с ейчас идут автомобили самых современных марок. Советский народ, освободившийс я от эксплуататоров, создал первок ласснуюпромышленность , п ринесв эти суровые, п устынныекрая передовую технику. Многие шоферы , е здящие по Усинсксму тракту , помнят еще те, с равнительно недавние времена, когда зимой для расчистки дороги основным «техническим» средством были такназываемые «топтуны». Группы рабочих выходили на занес енную снегом трассуи ногами утрамбов ывали дорогу. Сейчас на трассе то и дело встречаются мощные тракторы, бульдозеры, с креперы , многотонные мех аническиекатки ! И в этом небольшом, обычном фактевиднанеизмеримо возр осшая мощь страны . Это уже не та Русь, которая начинала строить Усинскую «колесную дорогу» с лопатами, т ачкамии «топтунами». Это страна передовой техники , с трана новых людей — потомков Щетинкина . Кравченко, Козулина.— А ну-ка, зажги большой свет! — командует инспектор старший лейтенант милиции С. Титаев. На трассе не должно быть аварий, и работники милиции строго следят за техническим состоянием машин.лее свирепо, чем царскийурядник , дурачил свою паству более изощренно , чем обычный поп. Р айскаяжизнь не удалась, счастье, о котором мечтали крестьяне, о казалосьпризрачным . Настоящее счастьепришлотолько после Октябрьской революции. В прошлом году жителибывшего Беловодья — с ела Верхне-Усинское праздновали столетний юбилей своей деревни. Это был настоящ ийколхозныйпраздник , п раздник свободных людей, д обившихсясчастья своими руками . ...Гаснет день, все более ярким станов ятсяжелтоватые огни встречных ма-. шин. На магистрали продолжается жизнь . М ашиныпроносятся мимо с гус тыммощным гулом, на мгновение озар яя светом фар кабину. Секунда, и вот ужев темноте виден лишькрасный светлячок заднегофонаря . Он сияет в темноте, словно ходовой огонь на мостике корабля , идущего вдальнееплавание . Подходит к концу поездка. Остались позади горы. Здесь дорога идет по равнине, среди полей, по которым тут и там медленно движутся белые огоньки тракторов и комбайнов. Впереди — Минус инск . Но стоп! Из темнотылучифарвыхватываютеще один указатель : «Село Шушенское » . Рядом с ним доска, н а которой написано , что здесь, в затерянном среди гор и лесов селе, в ссылке жил великий вождь трудящихся Владимир Ильич Ленин. Ш естьдесят лет прошлостех пор, но идеи Ленина, м ыслиЛенинаживутврожденных тут его гением городах, рудн иках , заводах, колхозах. В бывшем Урянхае . «стране приниженных » , где не было даже своей письменности , сейчас выходят газеты , п ечатаютсякниги , есть Научно-исследовательский институт тувинского языка , л итературы , истории, т увинскиеактеры играют на сцене своего театра . Вот оно настоящее Беловодье — не сказочная , а реальная страна счастья ! Фото автора.Р аиаявысокаяточкатракта — Буйбин" ский перевал. После него еще не разприходитсяподниматьсяна горы — впереди еще Малоойскнй и Колумысский перевалы . Но дорога уже ощутимо идет вниз, к Минусинску — конечному пунктутрассы . Остается позади небольшой перевал, где до 1944 года проходила госуд арственнаяграница между Советским Союзом и республикой Танна-Тувой, к ак раньше называлась эта страна. Вот истанция Иджим — т ри домика, м агазин , м едицинский пункт, п рикрытыестрех сторон поросшими лесом горами. Когдато, много лет назад, тут шлаоживленная торговля между русскими купцами и скотоводами — а ратами . Недалеко от Иджимамашина проходит мимо небольшого столбика суказателем : «Село Верхне-Усинское». — Вы ничего не слышали об этом селе? — у дивляется Иван Щегринцов, — это же Беловодье... Так вот где оно, з наменитое Беловодье, с тарые легенды о котором причудливо сплелисьсрассказами стариков, до сих пор еще живущихвсибирских селах. В XVIII веке во многихгуберниях европейской частиРоссии появился «бож ий человек». От селак селу, от деревни к деревне передвигался он, р ассказы ­ в аяо чудесной стране Беловодье, где нет ни царя, ни помещиков , ни церквии где люди живут богато и: свободно. Немало крестьян, наслушавшись рассказов странникаорайскойстране , р ешили отп равитьсяв путь. Долгие месяцы шли они вдалекую Сибирь, многие изнихумерли по дороге. В конце концов «пастырь», и мевшийвмируимя Ивана Липина, п ривелихк месту, где река Ус, в ырвавшись из гор . т екла по долине. Здесь, действительно, было хорошо — т учные земли, х орошая охота, и. главное, нет властицаряи церкви. Но крес тьянам не стало легче. Вся их жизнь была вруках «пастыря». Окружив себя «опричниками», он брал подати еще более тяжелые , ч емпомещик , к азнил бо-19