15
16
«ЕСЛИ БЫ МЫ МОГЛИ ДАТЬ ЗАВТРА 100 тысяч ПЕРВОКЛАССНЫХ ТРАКТОРОВ, СНАБДИТЬ ИХ БЕНЗИНОМ, СНАБДИТЬ ИХ МАШИНИСТАМИ {ВЫ ПРЕКРАСНО ЗНАЕТЕ, ЧТО ПОКА ЭТО — ФАНТАЗИЯ!, ТО СРЕДНИЙ КРЕСТЬЯНИН СКАЗАЛ БЫ: «Я ЗА КОМk МУНИЮ» (Т. Е. ЗА КОММУ1 НИЗМ)...» if (В. И. Ленин)СОВЕТСКИЙ ТРАКТОРИнж. А. М. КИРЮХИН ларте 1918 года Владимир Ильич 5енин вызвал в Москву конструктоэбретателя Я. В. Мамина и дал задание — оборудовать трактор*завод в городе Марксе Саратовской области. По предложению Ленина Советское правительство отпустило тогда для этой цели 100 тысяч рублей. Спустя два года новый завод, которому дали имя «Возрождение», начал выпускать колесные тракторы «Карлик» и «Гном». Эти тракторы были в то время самыми легкими в мире и самыми простыми по конструкции. Так начался первый этап советского тракторостроения. В 1918 году Путиловский завод в Петрограде приступил к выпуску вначале мощных колесно-гусеничных десятитонных тракторов, а впоследствии перешел на производство гусеничных пятитонных и малых, 1,25тонных тракторов конструкции инженера Г. И. Каргополова. Спустя шесть лет было организовано производство тракторов на Коломенском машиностроительном заводе. Под руководством доктора технических наук профессора Е. Д . Львова здесь был спроектирован и изготовлен трактор оригинальной конструкции — «Коломенец». В 1922 году на заводе «Красный прогресс» был создан трактор, получивший название «Запорожец». А через год Харьковский паровозостроительный завод начал выпускать гусеничные тракторы «Коммунар». Состоявшийся в декабре 1927 года XV съезд партии вынес решение о всемерном развертывании коллективизации сельского хозяйства. По плану первой пятилетки в Советском Союзе началось строительство крупных тракторных заводов. Тракторная мастерская завода «Красный путилоаец» в Ленинграде была реконструирована и превращена в Кировский завод. На нем в 1930 году было организовано серийное производство колесных тракторов «Фордзон-путиловец», а в 1934 году — трактороз «Универсал». 17 июня 1930 года на высоком берегу Волги вступил в строй Сталинградский тракторный завод имени Ф . Э. Дзержинского.Этот завод, впоследствии трижды награжденный орденами, стал гордостью нашего народа. Он положил начало массовому советскому тракторостроению. А 1 октября 1931 года вступил в строй выросший за 15 месяцев второй гигант советского тракторостроения — Харьковский тракторный завод имени Серго Орджоникидзе. Через два года была пущена первая очередь Челябинского тракторного завода, на котором было организовано первое в мире массовопоточное производство гусеничных карбюраторных тракторов С-60, а впоследс твии — дизельных С-65 и С-80. Наша страна стала крупнейшей тракторной державой. К началу первой пятилетки СССР занимал по производству тракторов одно из последних мест. К началу Великой Отечественной войны свыше 40 процентов мирового производства тракторов приходилось на долю Советского Союза. Число тракторов, работавших в сельском хозяйстве СССР к концу предвоенного периода, превысило 500 тысяч машин общей мощностью свыше 10 миллионов лошадиных сил. В 1937 году Сталинградский и Харьковский заводы прекратили изготовление колесных тракторов и перешли на выпуск гусеничного трактора СХТЗ-НАТИ. С его освоением СССР вышел на первое место в мире по производству гусеничных тракторов. В годы Великой Отечественной войны советскому тракторостроению был нанесен огромный ущерб. Немецкие оккупанты варварски разрушили Харьковский и Сталинградский тракторные заводы. Вспоминается август 1943 года. Все цеха Харьковского тракторного завода были взорваны или сожжены. Враг не15 пощадил ничего. «Мы возродим тебя, ХТЗ!» — вывела чья-то твердая рука на красном полотнище, вывешенном у разрушенных ворот. На фронтах шли ожесточенные бои, а на станцию Лосево прибывали эшелоны с надписью «Харьков, Тракторострой». Неисчерпаемая жизненная сила социалистического Советского государства дала возможность в кратчайшие сроки не только восстановить разрушенные, но и построить новые тракторные заводы. Летом 1943 года в разгар войны вблизи речки Воронежки началось строительство Липецкого тракторного завода. В январе 1944 года вступила в строй первая очередь Алтайского тракторного завода имени М. И. Калинина в г. Рубцовске, а 9 мая 1956 года этот завод уже выпустил стотысячный трактор. В апреле 1945 года пущена первая очередь Владимирского тракторного завода. Он стал выпускать трактор типа «Универсал», производство которого на Ленинградском заводе имени С. М. Кирова в связи с войной было прекращено. После войны в небывало короткий срок Сталинградский тракторный завод подготовился к выпуску дизельных машин. С его большого конвейера 25 ноября 1949 года сошел первый трактор ДТ-54 с дизельным двигателем, который ныне является основной машиной во всех отраслях сельского хозяйства. Кроме Сталинградского,' его производствоНовый дизельный трактор С-140.освоили Харьковский и Алтайский тракторные заводы. Дизельный гусеничный трактор С-80, выпускаемый с 1946 года Челябинским тракторным заводом, сейчас широко используется не только в сельском хозяйстве, но ив нефтяной, лесной и угольной промышленности, на геологоразведочных работах, строительстве дорог и во многих других отраслях народного хозяйства. Двигатель этого трактора может раззивать мощность до 93 лошадиных сил. Уже в первый год шестой пятилетки начал производить новые трелевочные тракторы Онежский завод в г. Петрозаводске. Сейчас развертывается строительство Брянского тракторного завода. Он будет одним из крупнейших предприятий страны. На нем предстоит наладить массовый выпуск самых мощных дизельных гусеничных тракторов — в 140 и 250 лошадиных сил. Таких тракторов наша страна никогда еще не видела. С 1958 года на Челябинском заводе вместо С-80 будет выпускаться более мощный трактор С-100. Он легко потянет по целине два пятикорпусных плуга. При оборудовании трактора специальными навесными и прицепными механизмами он может быть использован на дорожных работах — как бульдозер, скрепер или грейдер. Болота, перед которыми раньше человек отступал, такой трактор поможет превратить в-плодородные поля. Для этого он оборудуется канавокопателем, кусторезом, корчевателем. Еще большее применение найдет 140сильный трактор. Вместе с навесными и прицепными орудиями он будет работать на транспорте и строительстве, в нефтяной ' и горнодобывающей промышленности, на лесозаготовках. В сельском хозяйстве трактор найдет успешное применение на пахоте целинных и залежных земель, а также на глубокой безотвальной пахоте. 100-сильный и 140-сильный тракторы работают на дешевом дизельном топливе. Стосильный имеет четырехцилиндровый двигатель, а стосорокасильныйшестицилиндровый. Запускаются они с помощью специальных пусковых моторов, установленных на самих машинах. Кроме этих машин, челябинцы создали 250-сильный дизель-электрическийСуровые испытания выпали на долю советского народа в годы Великой Отечественной войны. Опьяненный временными успехами враг рвался н жизненным центрам страны, тяжелые бои шли на ближних подступах к столице нашей Родины. Огромного напряжения потребовала война от работников автотракторной промышленности, водителей автомобилей и мотоциклов. Они с честью преодолели трудности, обеспечив снабжение всем необходимым Советской Армии и народного хозяйства. Золотыми буквами в летопись героической борьбы с немецко-фашистскими захватчиками вписаны подвиги водителей автомашин на «Дороге жизни» под осажденным Ленинградом. при массовых воинских перевозках под Москвой и Сталинградом, под Курском и Берлином. Важнейшие боевые задания выполняли быстрые мотоциклисты. Н аснимке : мотоциклетное подразделение отправляется на Защиту Москвы в 1941 году.гусеничный трактор. По мощности он один может заменить пять тракторов ДТ-54. Трактор-гигант поражает не только своей мощью и размерами. В нем советские конструкторы осуществили ряд новых технических идей, которые обогатили наше тракторное машиностроение. В частности, на нем впервые установлена электрическая трансмиссия. Изменение скоростей происходит плавно и непрерывно в зависимости от сопротивления движению машины. Трактористу здесь не приходится перемещать рычаги. Все делается автоматически. Производительность машины увеличилась на 30 процентов. Дальнейшее совершенствование советских тракторов идет по линии применения так называемых самоходных шасси. Их отличительной особенностью является лучшая приспособляемость, по сравнению с обычными тракторами, к работе с различными навесными сельскохозяйственными орудиями. Это -достигается тем, что двигатель и трансмиссия самоходных шасси занимают минимум места, а основная часть открытой рамы предоставлена для навески машин. Первый такой советский трактор ДСШ-14 создали сотрудники Научноисследовательского тракторного института (НАТИ) в творческом содружестве с работниками Харьковского тракторно-сборочного завода. По сравнению с 1955 годом выпуск тракторов в 1960 году увеличится вдвое. Чтобы яснее представить себе грандиозность этой цифры, приведем такой пример. За первую, вторую, третью и четвертую пятилетки было поставлено сельскому хозяйству один миллион 375 тысяч тракторов (в переводе на 15сильные). А теперь только за одну шестую пятилетку государство даст сельскому хозяйству один миллион 650 тысяч тракторов, или на 275 тысяч больше, чем за первые четыре пятилетки вместе взятые. Будущие советские тракторы — это машины полей коммунизма. Новая система машич, основанная на широком применении электрической и атомной энергии, во много раз увеличит производительные силы социалистического сельского хозяйства, позволит неизмеримо облегчить человеческий труд.16