10
11
усло1«bHO ? "o'llbUlHHCtB^pv4 EEе^Т^^^ШлййзНАСЕПЕИИЯ,и.iЧЕИИЕ-"ЛеН*нНА МАГИСТРАЛЯХ СТРАНЫА. ТАРАНОВ, начальник отдела Госплана РСФСР транспорт нашей страАвтомобильный можно считать детищем ны по праву Великой Октябрьской социалистической революции. Он был, по существу, заново создан при Советской власти, на базе новой отрасли социалистической индустрии — автомобильной промышленности. По темпам своего развития автомобильный транспорт намного опережает все другие виды наземного транспорта СССР. В настоящее время автомобили перевозят грузов почти в три раза больше, чем весь остальной транспорт страны. Автобусное движение организовано более чем в 850 городах, а междугородные маршруты имеют общее протяжение 368 тысяч километров. Кроме того, миллионы советских людей пользуются легковыми автомобилями и такси, многие сотни тысяч легковых автомобилей являются личной собственностью трудящихся. Сейчас все это кажется обычным и естественным. М ы не можем представить себе деятельность какого-либо промышленного или торгового предприятия, МТС, колхоза, совхоза или учреждения без автомобиля. Но 40 лет назад было иначе. В 1913 году в России насчитывалось всего 8,3 тыс. автомобилей. В. И. Ленин писал тогда: «При капиталистической организации народного хозяйства автомобили являются достоянием только самого узкого круга богатых людей»!. Уже в первые месяцы после победы Великой Октябрьской социалистической революции Советская власть учредила правительственный орган по руководству автомобильным транспортом. В дальнейшем этот орган много раз видоизменялся и совершенствовался. В начале 1918 г. в комиссариате по демобилизации был организован Центральный автотранспортный отдел. Затем образуется автомобильная секция при ВСНХ. Через 3 года при НКПС было создано Центральное управление местного транспорта (ЦУМТ) и одновременно, для координации работы всех видов транспорта, — Высший совет по перевозкам при Совете Труда и Обороны. На ЦУМТ возлагалось наблюдение за правильным использованием автомобилей различных организаций, определение потребности в подвижном составе, бензине, шинах, проведение испытаний автомобилей, ввозимых из-за границы,1 В. И. Л енин , Соч., т. 19, 4-е изд.. стр. 253.подготовка специалистов, разработка технических и других вопросов, связанных с развитием автомобильного транспорта. Функции ЦУМТа на местах выполняли окружные управления местного транспорта (ОМЕС). Через некоторое время было основано торгово-промышленное Акционерное общество «Автопромторг». Помимо торговли автомобилями, запасными частями, шинами, оно организовало междугородные автомобильные сообщения. Первые междугородные перевозки пассажиров были начаты на Северном Кавказе, в Закавказье, Крыму и на Украине по тем направлениям, где не имелось железных дорог. Индустриализация нашей страны, пути которой были определены XIV съездом партии, потребовала ускоренного развития всех видов транспорта, в том числе и автомобильного. В то время значительная часть автомобилей находилась в мелких хозяйствах, в которых невозможно было обеспечить квалифицированное техническое обслуживание и эксплуатационные ремонты, а также правильно организовать транспортный процесс. Поэтому встал вопрос о создании крупных автохозяйств. Объединение мелких гаражей началось в10 М оскве , г де все автомобили , п ринадле ­ жавшие наркоматам и другим учреждениям, были переданы автобазам Совнарк омаи ВСНХ. З атемукрупнениеавтобаз было проведено в Харькове и других городах. Объединенный пленум ЦК и ЦКК ВКП ( б ) , с остоявшийсявконце 1927 года , отметил отставание в развитии транспорта и поставил задачу — расширить транспортные связи и улучшить использование транспортных средств. Для улучшения руководства автомоб ильнымтранспортомвноябре 1928 го ­ д а на базеЦУМТасоздаетсяЦентраль ­ ное управление шоссейных и грунтовых дороги автомобильного транспорта — Цудортранс при Совете Народных Ком иссаров СССР. На местахОМЕСыреор ­ г анизуютсявГлавдортрансы . На Цудор ­ транс иегоорганы было возложенору ­ ководство перевозкамигрузови пассаж иров , а также строительство, с одержа ­ ние и ремонт автомобильных дорог. Быстрое развитие всех отраслей социалистической экономики потребовало интенсификации использования автомоб илей . В 1930 годуправительствоприня ­ ло решение об объединении автотрансп ортныхорганизацийиосоздании на их базе Всесоюзного объединения складского и транспортно-экспедиционного дела — Союзтранса, подчиненного НКПС . Т емсамымбылоположено начало автотранспорту общего пользования. Вначале Союзтранс имел немногим больше 700 грузовыхавтомобилей , а кконцупервойпятилетки , в январе 1932 года , их насчитывалосьуже 5850. К ромеэтого , в веденииСоюзтрансабыло 457 автобусов. Автотранспорт общего пользования начал перевозить грузы , не тольк о прибывавшие и отправлявшиеся по железнодорожными водным путям, но и самостоятельно как внутри городов, т акимеждунимипопринципу «от две ­ ри до двери». К роме этого, Союзтранс организовал трактовые перевозки грузов в Китай, М онголию , Афганистан, а также междугородное автобусное сооб ­ щение. Дальнейшее развитие автомобильного транспорта потребовало квалифицированных специалистов, решения многих проблем , связанных с использованием большогоколичестваавтомобилей . Была начата разработкаоснов науки об эксплуатации автомобилей, развернулась широкая подготовка кадров работников автотранспорта. Создаются автодорожные институты и техникумы, Научно-исс ледовательский институт. Г осударствен -ный проектный институт — «Гипроавтотранс». За годывторойитретьей пятилеток автомобильныйтранспорт СССР сделалогромныйскачоквперед . В этот период вводится диспетчерское управление пе ­ р евозками , разрабатывается и внедряется планово - п редупредительная система технического обслуживания и ремонта автомобилей. Автотранспортные организации общего пользования переводятся на хозяйственныйрасчет . Все это спо ­ собствовало улучшению использования автомобилей, росту производительности труда . И меннов эти годызарождается соревнование водителей за удлинениесрокаслужбыавтомобилей , за эконо ­ м ию шин, топлива. В 1939 годувсоюзных республиках были созданы наркоматы автомобильного транспорта. Вероломное нападение гитлеровской Германии на нашустранунарушиломир ­ ный созидательный труд советских лю ­ д ей . Но экономика СССР была подготов ­ лена предвоенными пятилетними планами для обеспечения отпора врагу ис честью выдержала трудные испытания. С самого начала ВеликойОтечественной войны производственные мощности промышленности, сельского хозяйства, матер иальныересурсыбылипоставлены на службу фронту. А втомобили , г лавнымобразомиз автохозяйств общего пользования, были мобилизованы в армию. П омимо обслуживания различных родов войск, они входилив состав специальных трансп ортныхподразделений . На автомобилях доставлялись боеприпасы, продовольствие, военно-техническое имущество, перевозились крупные воинские соедин ения на значительныерасстояния . На шасси автомобилей монтировались раз-останавливался поток автомобилей, доставлявших вЛенинградпополнениедля , армии, боеприпасы, п родукты питания и обмундирование и вывозивших из горо ­ да детейистариков , б ольныхираненых . Работники автомобильного транспорта, н аходившиесявтылу , т акженемало сделали для обеспечения победы над гитлеровской Германией. Военные годы выдвинули много нового в организации транспортного процесса и ремонта автом обилей . Н есмотря на мобилизациюлуч ­ ших автомобилей вармию , оставшиеся автомашины были приведены в технически исправное состояние, значительно была расширена база по ремонту автомобилей. После окончания войны советский народ под руководством Коммунистической партии приступил к восстановлению и дальнейшему развитию народного хозяйства своей Родины. К созидательномутрудувернулисьсотнитысячопытных автомобилистов, прошедших школу войны. В народное хозяйство было возвращено из армии большое число автомобилей.ТРАНСПОРТНАЯРАБОТА.ВЫПОЛНЕННАЯ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ТРАНСПОРТА миллиардах тонно - к илометров д^'. •железнодорожный 7о,ч речнойиморской W,2« автомобильный I ^ f ляс| -2^2ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ 1913г. 1923г. тОг.J! Г1956г.РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ТРАНСПОРТА в миллионах тонн// 1371,0 //8 586IhhРаботники автомобильного транспорта приложилимного сил длятого , ч тобы досрочно завершить первый послевоенный пятилетний план, и с честью выпол ­ н илиэтузадачу . Ее успешному решен ию способствовало быстрое развитие автомобильной промышленности. За годы четвертой и пятой пятилеток были приняты решения об укрупнении автомобильных хозяйств и упразднении мелких , в веденыединыетарифы на пе ­ ревозку грузов автомобилями независим оот их ведомственной принадлежности, е диныетарифызапользованиелег ­ ковыми и грузовыми таксомоторами и за проездвавтобусах на городскихи на междугородных маршрутах. Эти реше ­ ния имели большое значение для дальнейшего подъема автомобильного транспорта. В нашей стране широко известны име ­ на новаторов , д обившихсявысокихпо ­ казателей в использовании автомобилей: зачинателя движения шоферов-стотыс ячников т. М альцева ; т оварищейИвано ­ ва, М атвеенкоиКостырьиз 24-й автоко ­ лонны Ростовского автотреста; товарищ ей Бонна, Карпова, ШляХова-Зарубина, Ф илиппова , Кабанова, Бузина, Пыжикова, Р омашинаиз 1-го автобусногопар ­ ка Москвы ; братьев Семеновых из Ле ­ нинграда; Никитина из 2-й автобазы Главмосавтотранса; Неровного иКорса ­ к оваиз 5-й автобазыимногихдругих .592,6- «7Л 4 [ ж елезнодорожный И>',о^1562г \ <Кг,5 '/'' !2i•.\flmi'''>речной и морской • 5 С2г * з « ' ' I автомобильный ПЕРЕВОЗКА ПАССАЖИРОВ 5Ь58.0 10.0=Щи j |_ 1913г. 192&Г. №0г. 1956гРАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ТРАНСПОРТА вмиллионах человек//.,,' \i}§?°? ik^ \ 1343,5автомобильный железнодорожный 248,5* речной и морской j'/"//fSSOOS?6.1**W'>i±__!_ 1913г. 1923г. 19Wr. 1956г.личные передвижные устройства и средства вооружения : р еактивные минометы, артиллерийские и зенитные установки, п рожекторы . Автомобильные войска внесли большой вклад в дело разгрома немцев подМосквой , Л енинградом , Сталинградом, на Орловско - К урскомна ­ правлении в дни решительного наступл ениянашихвойск . И меннов этот пе ­ риод было принято решение о создании резерва Главного командования из автомобильных подразделений. Самоотверженный, героический труд шоферов в тяжелые Дни блокады Ленин ­ града золотымибуквами вписан в летопись войны . Н иднем , н иночью , н есмот ­ р я на почтинепрерывнуюбомбежку , н е11