годыРОСТАН. В. СТРАХОВ, председатель совета Центрального автомотоклуба СССР рия которой далеко не везде покрыта достаточно густой сетью шоссейных дорог, пригодных для спортивных целей. Однако вначале у нас получили распространение шоссейные и ипподромные состязания. В августе 1920 года состоялся розыгрыш первенства Москвы, а затем и первенства РСФСР по ипподрому. Оба эти соревнования в дальнейшем стали традиционными и проводились ежегодно до 1927 года. В сентябре 1922 года было проведено первое спортивное состязание советских автомобилистов — гонка по маршруту Петроград — Псков — Петроград. Расстояние в 573 км победитель соревнования Мякинин покрыл за 11 часов 36 минут. Два года спустя было разыграно первенство РСФСР по автомобильному спорту, включавшее заезды на установление рекордов на дистанции 1кмс хода ис места. Программа первого первенства СССР по мотоспорту (сентябрь 1924 года) также включала ипподромные состязания и 100-километровые гонки по шоссе. В них приняли участие мотоциклисты Москвы, Ленинграда, Тифлиса, Тулы, Ростова-на-Дону и Одессы. Победителями шоссейных гонок и первыми чемпионами СССР стали москвичи Шишков (в классе мотоциклов до 350 см 3 ) и Кузьмин (в классе до 750 см 3 ). Они выступали на машинах зарубежных марок и . показали скорость соответственно 45,6 и 76,8 км/час. В дальнейшем ипподромные гонки были вытеснены шоссейно-линейными, и только 3 года назад по инициативе ДОСААФ был возрожден этот интереснейший вид мотоциклетного спорта. Ипподромные гонки проводятся теперь ежегодно как соревнования между автомотоклубами на кубок ЦК ДОСААФ СССР. Мотокросс был включен в программу крупных соревнований впервые лишь в 1928 году, на первой Всесоюзной спартакиаде. Тогда состоялись заезды мотоциклистов на 1 км с хода ис места, трехсоткилометровая шоссейная гонка и кросс на дистанцию 100 км. С каждым годом мотокросс завоевывал все большую популярность среди спортсменов, и сейчас его по праву считают самым распространенным видом мотоциклетных соревнований. Создание отечественной автомобильной и мотоциклетной промышленности в годы довоенных пятилеток позволило подвести под автомотоспорт широкую и прочную материальную базу. Это дало возможность сделать соревнования более массовыми. В эти же годы были построены первые советские скоростные автомобили и мотоциклы. Они разрабатывались на базе широкого использования агрегатов стандартных машин. Пионером этого дела был Горьковский автозавод. В 1938 году здесь приспособили для спортивных целей стандартный легковой автомобиль ГАЗ-М-1. Он был снабжен форсированным двигателем и двухместным спортивным кузовом. Усовершенствовав этот автомобиль, ленинградский гонщик Г. Клещев установил на нем всесоюзный абсолютный рекорд скорости — 143,2 км/час. Великая Отечественная война несколько затормозила развитие автомотоспорта в нашей стране. Но не успели отгреметь последние залпы орудий, как автомотоспортсмены уже вышли на спортивные трассы. В 1946 году состоялось пер-ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ДАТЫябре 1898 года под Петербургом дан старт первым в России скоЫм автомобильно-мотоциклетным гонмйм по маршруту станция АлексанЗовская—Стрельня. В этих состязаниях, положивших начало отечественному автомотоспорту, участвовали на равных правах как автомобили, так и трициклы (трехколесные мотоциклы). Наивысшую скорость — 24,5 км/час показал на одноместном трицикле гонщик П. Беляев. Такие совместные автомобильно-мотоциклетные соревнования, а также скоростные пробеги по шоссе между крупными городами (Москва — Петербург, Петербург — Киев и т. д.) были весьма характерными для дореволюционного автомотоспорта. Великая Октябрьская социалистическая революция внесла коренные изменения в политическую, экономическую и культурную жизнь страны. Спорт из развлечения «верхних десяти тысяч» превратился в средство коммунистического воспитания, в регулярное занятие широких масс трудящихся. Первое состязание советских мотоциклистов состоялось в июле 1918 года. Была проведена линейная шоссейная гонка по маршруту Москва — Клин — М о ­ сква (дистанция 157,9 км). Примерно в это же время в Москве и Петрограде создаются общественные организации мотоспортсменов — общества мотоциклистов и велосипедистов. Считается, и не без основания, что советские мотоциклисты — прежде всего кроссисты. Это и не удивительно. Ведь мы живем в огромной стране, террито2. З.Р5