вое послевоенное лично-командное первенство СССР пег мотоспорту. Одновременно был проведен ряд автомобильных состязаний: на мастерство вождения, на быструю ориентировку в условиях городской езды, на экономию горючего и др.ЗА МАССОВОСТЬ И МАСТЕРСТВОИсключительно большое значение для развития всех видов спорта, в том числе автомобильного и мотоциклетного, имело постановление Центрального Комитета партии от 27 декабря 1948 года. Выполняя задачи, поставленные Коммунистической партией перед спортивными коллективами — развивать массовость физкультурного движения и повышать уровень спортивного мастерства, — советские автомотоспортсмены добились в послевоенные годы значительных успехов. С 1948 года автомобилисты и мотоциклисты СССР стали выступать в соревнованиях только на отечественных автомобилях и мотоциклах. Все большую популярность у мотоциклистов приобретают шоссейно-кольцевые гонки, которые проводятся под Таллином, на одной из лучших трасс страны. В этом году первенство СССР на Таллинском кольце было разыграно в десятый раз. За 10 лет трасса не претерпела каких-либо существенных изменений. Поэтому спортивные результаты, достигнутые на ней гонщиками, весьма показательны для характеристики роста их спортивного мастерства и .прогресса отечественной мотоциклетной техники. В 1947 году, например, чемпион СССР по шоссейно-кольцевым гонкам эстонский спортсмен И. Томсон на немецком мотоцикле НСУ (500 см 3 ) развил наивысшую скорость 94 км/час. В нынешнем году шестикратная чемпионка страны И. Озолина на отечественном мотоцикле, имеющем в четыре раза меньший рабочий объем двигателя (125 см 3 ), показала среднюю скорость 95,8 км/час. В Советском Союзе систематически устраиваются заезды на установление рекордов. Наибольшее число рекордов по мотоциклетному спорту принадлежит таким выдающимся гонщикам, как Н. Шумилкин и А. Новиков. Некоторые рекорды СССР превышают' лучшие достижения зарубежных спортсменов. Немалых успехов добились и советские спортсмены-автомобилисты. Вот один из наглядных примеров. В ноябре 1946 года на специальном рекордно-гоночном автомобиле «Звезда» конструкции инженера А. Пельтцера с двигателем, имеющим рабочий объем до 350 см 3 , была показана средняя скорость 139,9 км/час. А в августе 1947 года инженер А. Понизовкин на автомобиле «Звезда-2» с двигателем того же класса развил на километровой дистанции скорость 147,6 км/час ив октябре — 159,6 км/час. На соревнованиях в 1949 году ему удалось добиться скорости 164,1 км/час, а затем — 172,8 км/час. Этот результат превышал мировой рекорд, установленный итальянцем Лурани (169,1 км/час). Самой высокой скорости среди советских автоспортсменов достиг мастер спорта В. Никитин. Он прошел на автомобиле «Харьков-6» (с рабочим объемом двигателя до 2000 смЗ) 1 кмс хода со скоростью 280,15 км/час. 1950 год войдет в историю советского спорта как год проведения первого первенства СССР по автомобильным гонкам. Шоссейные линейные гонки на дистанцию 300 км состоялись на магистрали Москва — Минск. Звание первых чемпионов СССР завоевали горьковчане А. Метелев и В. Родионов (класс автомобилей с рабочим объемом двигателей до 2500 см 3 ) и москвичи Л. Гивартовский и А. Кокорев (класс до 1200 см 3 ). С 1955 года под Минском стали регулярно проводиться шоссейно-кольцевые гонки. Шоссейные линейные и кольцевые гонки выявили многих способных спортсменов-автомобилистов — В. Мосолова, А. Герасимова, Е. Веретова, Ю. Чвирова и других. Самыми массовыми автомобильными соревнованиями являются кроссы, которые начали культивироваться в СССР с 1951 года. Особенность этих соревнований состоит в том, что они проводятся на стандартных грузовых автомобилях. Мастера спорта Л. Грищук, В. Витюк, Н. Розанов, А. Пименов достигли исключительного мастерства в вождении автомобилей по трудным трассам и не раз завоевывали почетное звание чемпионов СССР. Совсем недавно любители спорта смогли ознакомиться еще с одним интересным видом автомобильных и мотоциклетных соревнований и по достоинству оценить его. Речь идет о многодневных состязаниях на регулярность движения (ралли). Эти соревнования весьма перспективны и, очевидно, станут самыми массовыми. Так как для участия в них не требуется особой спортивной и технической подготовки, они доступны автолюбителям. Мотоциклисты провели в этом году свою многодневку на первенство СССР уже в третий раз. Большого успеха в соревнованиях добились спортсменка ДОСААФ из г. Фрунзе Н. Шарапова, которая, выступая на равных условиях с мужчинами, с честью выдержала трудное испытание, а также мотоциклисты ЦСК МО А. Лиханов и А. Карасев, прошедшие более чем двухтысячекилометровую дистанцию без единого штрафного очка. Стремясь к расширению и укреплению дружеских спортивных связей с зарубежными автомобилистами и мотоциклистами, советские спортсмены вступили в 1956 году в международные автомобильную и мотоциклетную федерации. В связи с этим значительно увеличилось количество международных соревнований, участниками которых являются советские гонщики. Наши мотоциклисты уже несколько раз встречались с зарубежными спортсменами. Первая такая встреча состоялась в 1954 году под Москвой. Она принесла победу советским гонщикам. В прошлом году мотоциклисты СССР участвовали во многих международных состязаниях. В ГДР они добились убедительной победы, в Ленинграде заняли второе командное место, уступив первое команде Чехословакии. Шестидневные состязания в 1956 году были первыми официальными международными соревнованиями, в которых приняли участие наши спортсмены по-еле вступления их в Международную федерацию мотоциклистов (ФИМ). Д е ­ бют советских гонщиков оказался успешным. О б этом свидетельствуют 10 медалей ФИМ , полученных представителями команды СССР. Три спортсмена ДОСААФ — мастера спорта В. Адоян, Э. Кирсис и В. Хрипков — были удостоены золотых медалей. В 1957 году советские мотоциклисты выступали в Финляндии, Польше, ГДР, Франции и Чехословакии, а также приглашали гостей из-за рубежа. Победителем мотокросса в Риге, участниками которого были спортсмены восьми стран, стала команда СССР. Отличных успехов в этих состязаниях добились рижанка В. Лапиня, ленинградец А. Д ежи нов, москвичи В. Платыч, Е. Косматов и И. Хохлов. Выступая на XXXII шестидневных соревнованиях в Чехословакии, советские мотоциклисты завоевали 6 серебряных и1 бронзовую медаль. Много интересного сулит любителям мотоспорта календарь международных соревнований в 1958 году. В частности, намечается участие советских спортсменов в розыгрыше первенства мира по мотокроссу. Наши спортсмены-автомобилисты еще не встречались с гонщиками других стран. Но уже сейчас ведется подготовка к выходу автомобилистов на международную спортивную арену. М ожно не сомневаться, что советские спортсмены приложат все силы для того, чтобы успешно выступить на международных автомобильных трассах.С пожелтевших страниц хранящегося в архиве журнала смотрят на нас усталые лица мотоциклистов. Кто они? Где проходит эта колонна? 30 лет назад, в октябре 1927 года, советские мотоциклисты совершили пробег Москва — Париж — Москва, показав всему миру свое спортивное мастерство, высокий класс вождения мотоцикла, Эта победа на международной арене была подготовлена всем развитием нашего автомотоспорта: состязания на ипподромных дорожках в Москве, Туле. Одессе, Харькове, Ростове-на-Дону, Тифлисе, первый международный пробег Москва Лондон — Москва в 1924 году, через три года пробег по маршруту Москва — Берлин — Москва и, наконец, москвичи проводили мотогонщиков в Париж. К этому времени из среды спортсменов выдвинулось много талантливых гонщиков. Хорошо было известно, например, имя Чигорина. Это.он ведет первую машину по улицам Парижа. На снимке : въезд советских мотоциклистов в Париж.6