13
14
ОТ ЕДИНИЦДО СОТЕН ТЫСЯЧВ. РОГОЖИН. начальник и главный конструктор ЦКБ мотоциклостроения В ПОИСКАХ КОНСТРУКЦИИ эреволюционной России в 1913М4 годах была организована лишь ta мотоциклов из заграничных пей на заводе Дукса в Москве и на велосипедном заводе в Риге. На обоих заводах удалось собрать всего около 100 машин. Первая попытка создать отечественные мотоциклы была предпринята в 1924 году на московском заводе «Авиахим» № 1 группой инженеров во главе с П. Н. Львовым. Разработанная ими конструкция мотоцикла «Союз» имела двойную трубчатую раму, упругую подвеску заднего колеса, коробку передач с постоянным зацеплением шестерен. Но этот мотоцикл не был внедрен в производство. мощностью 6,5 л. с. Он имел трехступенчатую коробку передач и развивал максимальную скорость около 80 км/час. НАЧАЛО СЕРИЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА Серийный выпуск мотоциклов Л-300 начался в 1933 году в Ленинграде на заводе «Красный Октябрь», а мотоцикловДорожный мотоцикл К-П5 с двухтактным двигателем мощностью 8 л. с. (рабочий объем 173,7 смЗ).В том же году Таганрогский завод начал изготовление мотоциклов ТИЗ АМ-600. Они снабжались четырехтактным одноцилиндровым двигателем с рабочим объемом 600 смЗ и мощностью 16,5 л. с. В двигателе была применена очень интересная «полуциркуляционная» система смазки. Мотоцикл переднюю Дорожный мотоцикл М-31. На нем имел параллелограммную установлен четырехтактный верхнеклавилку. Максимальная скорость его равнялась 90 км/час. панный двигатель с рабочим объемом 350 смЗ; мощность двигателя 18 л. с. В 1936 году Подольскому заводу было поручено подготовить производство легких мотоциклов — мотовелосипедов ИЖ-7, в основу которых была положе«Стрела». Двигатель «Стрелы» был на конструкция Л-300, — на Ижевском двухтактный, одноцилиндровый с рабомотоциклетном заводе с 1934 года. чим объемом 98 см ; *. Коробка передач В 1940 году завод «Красный Октябрь» и сблокированный с ней двигатель соперешел на изготовление мотоциклоз ставляли силовой агрегат. Рама и седло Л-8, на которых устанавливался четыприменялись велосипедного типа. одноцилиндровый двигаДорожный мотоцикл М-52 имеет четыр ехактныйС 1941 года заводы стали изготозлять рехтактный двигатель с рабочим объетель с рабочим объемом 350 смЗ и мотоциклы марки М-72. Начало выпумощностью 13,5 л. с. Они развивали мом 500 см$. Мощность — 25 л. с. ска этого мотоцикла знаменует собой максимальную скорость 105 км/час. второй этап развития отечественного Эти мотоциклы отличались высокой топмотоциклостроения — этап крупноселивной экономичностью (2,5 л/100 км). В 1928 году в г. Ижевске организуетрийного производства. На Ижевском заводе стали выпускать ся первое в СССР конструкторское бю ­ мотоциклы ИЖ-8 с теми же параметраро по мотоциклостроению. КонструктоПО ПУТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ми, что и ИЖ-7, но отличавшиеся от неры бюро под руководством инженера ПРОГРЕССА го увеличенной мощностью двигателя Н. В. Можарова создали в 1928—1929 годах пять опытных образцов советских мотоциклов: ИЖ-1, ИЖ-2, ИЖ-3, ИЖ-4 и ИЖ-5. По своей конструкции они являлись в то время передовыми и имели немало оригинальных конструктивных узлов, которые были значительно позже применены в зарубежных конструкциях. Первые образцы этих мотоциклов изза отсутствия достаточного опыта изготовления таких машин не были конструктивно доработаны и поэтому не могли быть поставлены на производство. В 1930 году в Ленинграде организуется конструкторская группа под руководством инженера Порутчикова. Ленинградцы разработали конструкцию мотоцикла Л-300. Опытная партия таких машин была изготовлена в 1930 году. Л-300 — мотоцикл легкого типа, снабженный двухтактным одноцилиндровым двигателем с рабочим объемом 300 см3 , (8 л. с. вместо 6,5 л. с ) . Несколько позднее был изготовлен мотоцикл ИЖ-9 с двигателем мощностью 9 л. с. и таким же рабочим объемом, как у ИЖ-8. Перед Великой Отечественной войной Ижевский зазод подготовил к производству мотоцикл ИЖ-12 с четырехтактным двигателем, имеющим рабочий объем 350 см3и мощность 13,5 л. с. На Подольском механическом заводе в 1936 году был организован выпуск мотоциклов ПМЗ А-750 (конструкции НАТИ). На них устанавливался четырехтактный двухцилиндровый V-образный двигатель с рабочим объемом 750 смЗ и мощностью 15 л. с. Двигатель и трехступенчатая коробка передач имели раздельные картеры. Передача на заднее колесо осуществлялась цепью. Максимальная скорость мотоцикла составляла 95 км/час, расход топлиза — 5,5 л/100 км . После победоносного завершения Великой Отечественной войны все усилия советских людей были направлены на восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства страны. С 1945 го ­ да мотоциклетная промышленность переходит на выпуск мотоциклов для широкого рынка. Создаются новые заводы, осваивается производство современных моделей мотоциклов. Конструкции их разрабатывались с таким расчетом, чтобы они могли лучше удовлетворять различные потребности населения страны. В 1946 году Киевский завод приступил к выпуску мотоциклов К1Б, оборудованных одноцилиндровым двухтактным двигателем с рабочим объемом до 3 100 сми мощностью 2,3 л. с. Коробка передач изготовлялась в блоке с двигателем, задняя передача осуществлялась цепью. Мотоцикл развивал максимальную скорость 30 км/час.13 изготовленную на базе мотоцикла С2Б, Он имел новый двигатель с рабочим 3 объемом 350 сми мощностью 55 — 58 л. с. На этих мотоциклах советские спортсмены установили несколько всесоюзных рекордов скорости. В послевоенные годы основные параметры отечественных дорожных мотоциклов значительно изменились. Так, литровая мощность мотоциклетных двигателей возросла к 1950 году по сравнению с 1924-—1930 годами на 71р/0, снизился расход топлива, резко улучши-Дорожный мотоцикл М-72 снабжен четырехтактным двигателем с рабочим объемом 750 CMS. Мощность — 23 л. с.Гоночный мотоцикл С-254 с четырехтактным верхнеклапанным двигателем, имеющим рабочий объем 250 си 3 . Мощность двигателя — 22 л. с. Московский мотоциклетный завод освоил производство мотоциклов М1А «Москва» с двухтактным двигателем, имевшим рабочий объем 125 смЗ и мощностью 4,5 л. с. Такой же мотоцикл под маркой К-125 стал изготовлять Ковровский завод. В это же время на Ижевском заводе начался выпуск мотоцикла ИЖ-350, снабженного одноцилиндровым двухтактным двигателем с рабочим объемом 350 смЗ и мощностью 10,5 л. с. Помимо дорожных мотоциклов, предназначенных для широкого потребления, создаются спортивные и рекордно-гоночные мотоциклы. На базе дорожных мотоциклов М1А и К-125 были изготовлены спортивные мотоциклы М1Е, К-125 С1, К-125 С2. Усовершенствовав мотоцикл ИЖ-350, работники мотопромышленности построили спортивные мотоциклы ИЖ-50 и ИЖ-51. Кроме того, на базе мотоцикла М-72 были разработаны конструкции мотоциклов М-35 с двигателем, имевшим рабочий объем 350 смЗ, и мото.циклов М-75 и М-76, снабженных верхнеклапанными двигателями с рабочим объемом до 750 смЗ. Одновременно создается ряд рекордно-гоночных моделей. Мотоциклы С2Б оборудовались двухтактным двухцилиндровым двигателем с несимметричными фазами газораспределения, прямоточной продувкой, нагнетанием. Его рабочий объем был равен 248 см3 , а мощность — 40 л. с. Охлаждение двигателя — водяное, термосифонное, радиатор — трубчатый. Мотоцикл имел переднюю телескопическую вилку с гидравлическими амортизаторами и заднюю подвеску маятникового типа с пружинно-гидравлическим амортизатором. Рама трубчатая, двойная, закрытого типа, сварная. Колеса — взаимозаменяемые. Тормоза — усиленные, тормозные барабаны — стальные с оребрением для охлаждения. Передача на заднее колесо осуществлялась втулочно-роликовой цепью. На базе мотоцикла С2Б был изготовлен мотоцикл С1Б с одноцилиндровым двигателем, имевшим рабочий объем 124 смЗ и мощность 23 л. с. Мотоцикл СЗВ также представлял собой модель,В настоящее время ЦКБ мотоциклостроения спроектировало и изготовило небольшие партии гоночных мотоциклов С-155, С-254, С-354, С-555. В 1957 году они участвовали в спортивных соревнованиях, что дало возможность выявить недостатки конструкции и начать работы по их усовершенствованию. Опыт создания гоночных мотоциклов используется для улучшения конструкций дорожных мотоциклов. Производство мотоциклов в нашей стране неизмеримо выросло за последние годы и продолжает увеличиваться. В 1960 году должно быть выпущено 395 тыс. мотоциклов с рабочим объемом цилиндров двигателя от 125 до 3 750 см . Основными типами будут мото3 циклы класса 350—650 см , что обусловлено дорожными условиями Советского Союза. Резко повысились также технико-эксплуатационные качества мотоциклов. Значительно выросла литровая мощность двигателей. Если в 1950 году литровая мощность двигателей дорожных мотоциклов составляла около 33 л. с./л, а гоночных 62 л. с./л, тр к 1957 году она соответственно поднялась до 52 л. с./л. и до 112 л. с./л.Мотороллер «Тула*. На нем установлен двухтактный двигатель с рабочим объемом 200 см^, развивающий мощность 8 л. с. лись ходовые качества и комфортабельность мотоциклов. Но это были лишь первые шаги на пути технического прогресса. Главные требования к конструкциям мотоциклов заключались в повышении надежности и износостойкости, а также приспособляемости их к различным дорожным условиям. Основной тенденцией развития зарубежного мотоциклостроения является повышение литровой мощности двигателей и снижение рабочего объема. Развитие советского мотоциклостроения, помимо этого, предусматривает улучшение протекания кривой крутящего момента как одного из факторов, влияющих на эксплуатационные качества мотоциклов. Большое внимание обращается также на повышение износостойкости двигателя. Для этого вводятся высококачественные воздушные и масляные фильтры. НА СМЕНУ УСТАРЕВШИМ — НОВЫЕ МОДЕЛИ Решения XX съезда партии требуют замены устаревших моделей автомобилей, автобусов и двигателей новыми, с более высокими эксплуатационными показателями. Это требование относится ик мотоциклостроению. После больших экспериментально-исследовательских работ наши заводы приступили к' выпуску новых дорожных мотоциклов М1М, К-55, К-175, ИЖ-56, М-52. Осваивается производство дорожных мотоциклов М-53, ИЖ-58, ИЖ-250 и М-31, а также спортивных мотоциклов.Мотороллер «Вятка». Он ' имеет двухтактный двигатель с рабочим объемом 150 см$. Его мощность — 4,5 л. с. Наряду с увеличением выпуска и освоением новых моделей мотоциклов у нас ведутся работы по созданию мотороллеров. В настоящее время выпущены небольшие партии мотороллеров «Тула» (Т-200) и «Вятка» (ВП-150). Первый из них имеет двигатель с рабочим объемом 197 см3и мощностью 8 л. с. Мотороллер развивает максимальную скорость 80 км/час и расходует 3,5 л топлива на 100 км пути. «Вятка» снабжена двигателем мощностью 4,5 л. с. с рабочим объемом 148 см3 . Его максимальная скорость — 70 км/час, а расход топлива — 3,2 л на 100 км . На базе этих дорожных мотороллеров созданы грузовые мотороллеры ТГ-200 и ВГ-150 грузоподъемностью до 350 кг. Их выпуск начнется в ближайшее время. Ведется подготовка к производству нового вида мотоцикла — Мопеда МП-60. Это легкий мотоцикл с педальным приводом. Двигатель его имеет рабочий объем 60 см 3и мощность 1,5 л. с. Он развивает максимальную скорость 50 км/час и расходует 1,5 л топлива на 100 км пути. Мотоциклы получают все большее распространение среди населения нашей страны. Чтобы лучше удовлетворить потребности советских людей в этом виде транспорта, работники мотоциклетной промышленности продолжают трудиться над созданием новых, более совершенных образцов советских мотоциклов.14