ным лидером втечение десяти кругов (из одиннадцати) был армеец А. Кузнецов. Но ни Шатеркин , ни Кузнецов не стали чемпионами. В группе «В» гонку выигралэкипажармейцевв составе Д. Борисова и А. Авдеева. В группе «Г» победителем оказались торпедовцы В. Петров и В. Абрамов. Причиной всех «неожиданностей» явились, р азумеется , с амыеобычные неполадки вдвигателях . Но если уШатерки на это случилось на 7-м круге, то у Кузн ецова — на последнем, б уквальнов нес колькихкилометрах от финиша ! Можно себе представить , с какимнапряже ­ нием ожидализрителив эти моменты вестей страссы — в едьармеец имел перед ушедшимвперед В, Петровым (на ЗИЛ-112) г андикапв6 минут и 12 секунд! Успеет ли он заэтовремя привести машинув порядок? Кузнецову это не удалось. В результат е он не толькопроигралпервенство , но не занялдаже призового места. Вторым в этой группе оказался ленинградец А. Суховей, ш едший на гоночном авто3 мобиле сдвигателем 2150 см , а третьим — Кондрашев, который в течение первых восьми кругов уверенно... з амы ­ кал гонку. Еще больший «сюрприз» подготовил зрителям ленинградский перворазрядник В. Ш ахвердов . Сильно отстав изз аповрежденияв двигателе, он сумел пройти всего семь кругов, а в конце восьмого круга, метров запятьдесят до линиифиниша , его машина окончат ельноиспортилась . Но для команды было важно, чтобы машина прошла не менее 75 проц. д истанции , и, п резрев «условности». Ш ахвердовфинишировал , т олкаямашину перед собой. Итак, ч емпионами СССР вгруппах «В» и «Г» о казались торпедовцы. По правде говоря, когда видишьтаблицураспреде ­ л енияпервых мест, невольно возникаетощущение неудовлетворенности. Пусть не поймут нас плохо новые чемпионы — они-то завоевали свои высокиезвания вполне заслуженно , в честной спортивной борьбе. Но вот руководителям общества, которое они представлялив соревн ованиях . л авры победы, п ожалуй , не причитаются. Если учесть, к акимиматериальнымивозможностями подготовки спортивныхи гоночных автомобилей располагает ДСО «Торпедо», к акиевысококвалифици ­ р ованныекадры оно способно к этому делу привлечь , то его вклад вразвитие отечественного автомобильного спорта следует признатьпокаявно недостаточным. Это особенно наглядно сказалосьв процессе подготовки ипроведения нынешнего первенства СССР. В то время как, н апример , а рмейские спортсмены подготовили ксоревнованиям 14 автомобилей, в том числе семь гоночных, а спортивное общество « Б уревестник » — 9 спортивныхи гоночных автомобилей, автомобильные заводы нашей страны (ДСО «Торпедо») в ыставили на соревнов ания всего... 3 спортивныхи2 гоночных автомобиля, а также несколько стандартных «Москвичей», которые, разумеется, в счет не идут. Горьковский автомобильный завод не подготовил ни одной (!) м ашины . Минский автомобильный завод — ни одной (выступавший на соревнованияхминчанин А. Красовс кийпредставлял мотовелозавод), Московский завод имени Лихачева — с портивный автомобиль, и звестныйеще по соревнованиямпрошлых лет (и занявший первое место, п рямоскажем , случайно!), а обе гоночные машины , представленные Московским заводом малолитражных автомобилей, с ошлисдистанции , не пройдя и половины ее. Позволительно спросить : что мешает добровольному спортивному обществу «Торпедо» з анять достойное место в советском автомобильном спорте? Ю. КЛЕМАНОВ.ИТОГИ ПЕРВЕНСТВА МИРА 1957 г. ПО ГОНОЧНЫМ АВТОМОБИЛЯМУбедительная победа Хуана Фанхиов гонках на Большойприз Германии, в результате которой он фактически обесп ечил себе званиечемпионамира на 1957 год, о пределилалишь судьбу первого меставрозыгрыше мирового первенства по автомобильному спорту. Для распределения последующих призовых мест большое значение имели результаты двух завершающихэтапов розыгрыша, а именно: с оревнований на Большойприз Европы и на Большойприз Италии. Большой приз Европы, который разыгр ывался одновременно икак Большой призВеликобритании , в ыиграл английс кийгонщикСтирлннг Мосс, выступавший на гоночном автомобиле «Ванволл». Д истанциюв 435 км (90 кругов) он прошел со временем3 : 06 : 27,8, развив, таким образом, среднюю скорость 139,69 км/час. Вторым был на автомобиле «Феррари» и тальянец Луиджи Муссо, т ретьим — а нгличанин Майк Гауторн и четвертым — француз Морис Тринтиньян. Ч емпионмира Хуан Фанхио, в ыступавший на автомобиле «Мазерати», был вынужден на 49-м круге сойти сдистанции из-за поврежденийв двигателе. Т акаяже судьба постигла фран ­ цузского гонщикаЖана Вера, к оторыйпрекратилсоревнованиена 69-м круге. Из восемнадцатистартовавших гонщиков лишь восемь сумели дойти до финиша. Своей победой Стирлннг Мосс выдвин улсяна второе место в розыгрыше первенства мира, н абрав перед последним этапом 17 очков. Л ишьна одно очко отставал от него Муссо (16 очков); к роме того, п ретендовали на почетное второе место Гауторн (13 очков), Коллинз и Шелл (по 9 очков), Вера (8 очков) и т. д. Не удивительно , что последний этап розыгрыша первенства мира — гонки на Большой приз Италии — в ызвал огромный интерес , с обрав на автодроме Монца более 100.000 зрителей . Этот интересподогревалсяещеи тем, что чемпионмира Хуан Фанхиопринялв борьбе заприз самое активное участие, с первыхжекругов войдя в групп у лидеров. Гонку повел сначала Стирл ннг Мосс, но в острой борьбе был вынужден на третьем круге уступить лидерствоангличанину Тони Бруксу , который показал на этом кругелучшуюскоростьдня — 199,64 км/час. Вплотную за обоими лидерамишли англичанин Эванс на «Ванволле», ч емпион мира Фанхио на «Феррари» и ЖанВера на 12-цилиндровом «Мазерати». Последний сумел на короткое времязахватить лидерство, обойдя на очень высокой скорости сначала Эванса и Фанхио, а зат емиБруксаи Мосса, к оторыйк тому времени вновь оказалсяво главе гонки. Остальные претенденты на второе призовое место впервенствемира — Муссо, Гауторн, Коллинз и Шелл тожешлив острой борьбе другс другом, но кдвенадцатомукругуотставали от лидир ующейгруппы более чем на минуту. В несколько лучшем положении был немецкийгонщик Трипе, к оторый постеп еннонастигал Эванса. Вскоре в автомобиле Вера испортился радиатор, и французскийгонщик был вынужден сойти сдистанции . Из-за повреждения в двигателе прекратил гонку и Эванс, а Брукс , не выдержав огромного напряжения борьбы, отстал и был настигнутсначала Трипсом, а затем Гауторном, Шеллом истремительноулучшавшим свое положениеамерикан ­ цем Грегори, к оторыйшел на «Мазерати». С этого моментагонкапревратиласьвсвоеобразнуюдуэль между чемпионом мираФанхиои Стирлингом Моссом. К концу тридцатогокруга они были впереди всехостальных на целый круг. А нгличанинсчестьювышел из трудного испытания , не уступивв течение оставшихся 57 круговлидерствои • зак ончивдистанцию впереди Фанхиона2километра (42 секунды). Д истанцию 500 км он прошелза2 : 35.03,9, т. е. со средней скоростью 193,563 км/час. Вторым был Фанхио, а третьим Трипе, котор ый отстал от лидеров на двакруга . Что касаетсягруппыдругих претендентов на второе место вчемпионатемира , то в ней победителем оказался Шелл, в ышедший на пятое место (после Грегори, з анявшего четвертое место). Наиболее опасный для Мосса соперник , и тальянец Муссо, был вынумеден довольствоваться восьмым местом, позади Гауторна иБрукса . Таким образом, о кончательноераспре ­ д еление мест в мировом чемпионате 1957 года по автомобильному спорту, в ыведенное по итогам всехэтапов сор евнования , выглядит следующим образом: Ф анхио (Аргентина) — 46 очков, Мосс (Англия) — 25 очков, Муссо (Италия) — 16 очков, Гауторн (Англия) — 13 очков, Шелл (США) — 12 очков. Мировая печать отмечает высокие качества нового гоночного' а втомобиля «Ванволл», на котором Мосс выигралдвазавершающихэтапарозыгрыша , в частности, Большой приз Европы был выигр ан на автомобиле английского производства впервыеза последние 35 лёт.***Последним соревнованиемна гоночных автомобиляхIформулыв этом году явились интересные гонки на Большой приз Модены, п роводившиесяв два этапа по 40 круговкаждый ( д истанция 92 км). Хотя всоревнованиях не участвовали ни Мосс ни Фанхио, гонки прошливесьманапряженно . Оба лучших гонщик амира наблюдали вкачествезрителейоструюспортивную борьбу своих пос тоянныхсоперников , победителем в которой сталЖан Вера — он первенствовал на обоих этапахсоревнований , оставив позади себя Муссо, Шелла, Коллинза, Гауторна, Ф локкартаиСкарлати . Эта победа расценивается , к ак «утеш ительная » для Бера, к оторыйвтечениеряда лет занималтретье место в розыгр ышепервенствамира по автомобильному спорту.i (Соб. и нф . ) .КРИЗИС В ЗАПАДНОГЕРМАНСКОЙ МОТОЦИКЛЕТНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Как сообщает журнал « И ллюстриртер Мотоспорт» (№ 20 от 23 сентября)-/ западногерманская мотоциклетная пром ышленностьпереживаеттяжелый экон омическийкризис . Одним изярких проя влений этого кризисаявляетсяпрекра ­ щ ениепроизводства мотоциклов на крупном мотоциклетном заводе во Франкфур те-на-Майне. п ринадлежащемизвестнойфирме «Адлер», к отораявыпускала мот оциклывтечениенескольких десятилетий. Под угрозой закрытия находятся также и некоторые другие мотоциклетные заводы . Немецкая печать отмечает, что, несмотря на значительноеулучшение техн ическихпараметров мотоциклов, выпус каемыхв ФРГ (что нашло подтверждение на XXXII международных шестидневных соревнованиях в Чехословакии, где немецкиегонщикиодержали победу), сбыт мотоциклов каквнутристраны , т акиза рубежом неуклоннопадает .Редакционная коллегия: Б. И. КУЗНЕЦОВ [главный редактор], А. А. ВИНОГРАДОВ, А. В. ДЕРЮГИН, Ю. А. ДОЛМАТОВСКИЙ, Г. В. ЗИМЕЛЕВ, В. И. КАРНЕЕВ, А. В. КАРЯГИН, Ю. А. КЛЕИНЕРМАН (зам. главного редактора), В. Д. МАЙБОРОДА, А. В. МЕШКОВСКИЙ, В. В. РОГОЖИН, Н. В. СТРАХОВ, А. Т. ТАРАНОВ Оформление И. Л . Марголина. Корректор Н. И. Хайло. Художественно-техничесний редактор Л . В. Терентьева. Адрес редакции : Москва, И-92, Сретенка, 26/1. Тел. К 5-52-24. Р укописи не возвращаются. Сдано внабор 7.10.57 г. Г-33532 Бум. 60x92/8 1,75 бум. л. — 3,5 усл. печ. л. 7,5 уч.-изд. л. + 1 вклейка . Тир. 60.000 экз . Цена номерасприложением3 руб. М инистерства Обороны Союза ССР. Подп. к печ. 4.11.57 г. Зак. 1165.3-я типографияУправления Военного Издательства