«Хорошая езда окупается» —• такие слова сплошь и рядом начертаны на придорожных щитах « п лакатахв Англии. В стране с широко развитой сетью автомобильных дорог, с огромным количеством автомобилей и .мотоциклов этот лозунг имеет безусловно актуальное значение. Мы усаживаемся в комфортабельный, но относительно маломощный автобус компании УТА. Первое, что бросается в глаза, — укрепленная на ветровом стекле таблица дорожных знаков с пояснительным текстом под ними. При такой наглядности водителю очень трудно сослаться на незнание правил движения или забывчивость. Дорожные знаки в Англии, за небольшим исключением, такие же как и введенные в нашей стране с января 1961 г. Но встречаются и оригинальные знаки, отличающиеся от наших. Например, зигзаг в треугольнике (похожий на наш знак «Извилистая дорога») означает «Опасный спуск», стрелка с переломом вправо или влево .в треугольнике — «Опасный правый или левый уклон», зигзагообразная стрелка — «Опасный двойной уклон». На этих знаках проставлены цифры, указывающие величину уклона в градусах. Видели мы и предупреждающий знак «Разводной мост». Его схематическое изображение помещено в треугольнике. Наряду со знаком, запрещающим обгон, существует знак, предписывающий обгон. Это — квадрат с двумя стрелками, направленными остриями в разные стороны. Он так и называется «Обгон нужен». Как мы поняли из объяснений работников транспорта и дорожного надзора, категорически запрещающих знаков в Англии нет. Есть «не рекомендующие». Но, несмотря на это, любое нарушение немилосердно карается штрафом. Каждый дорожный знак, установленный на дорогах, как правило, дополняется пояснительной надписью. Иногда же она вообще заменяет знак. Подача звуковых сигналов официально не запрещена. Тем не менее водители пользуются ими лишь в случае крайней необходимости (аварийная обстановка) или для приветствия друг друга. Уличное движение регулируется автоматическими или управляемыми от руки светофорами. Но в особо сложных дорожных условиях движением руководят полицейские. Светофоры установлены на черно-белых металлических столбах, обычно на углах перекрестка, реже — посредине. Подвесные светофоры распространены мало. Корпус светофора выкрашен в три цвета, соответственно зажигаемому сигналу. Кроме того, на стекле красного цвета, с внутренней стороны, сделана надпись «СТОП». Ее очень хорошо видно. Это облегчает ориентировку водителя при ослеплении встречным светом фар, когда различить сигнал светофора трудно. Характерно, что взглянув на светофор, можно сразу определить какой свет загорится после желтого. При переходе от красного к желтому свету красный не гаснет и горят сразу два сигнала. Потухнув одновременно, они сменяются зеленым. При переходе от зеленого к красному свету горит только желтый. Езда по большому городу с весьма интенсивным движением по левой стороне была для нас непривычной. То иКрасный сигнал светофора с надпнсью «СТОП» дело перед глазами мелькают тумбы, на которых написано «Держись левее!» Это самый распространенный знак в Англии. Часто встречаются надписи «Остановка запрещена» или «Стоянка запрещена». Несмотря на высокую дисциплину движения, аварийность в стране растет. Объясняется это главным образом перегрузкой дорог и большой интенсивностью движения. Есть и еще одна причина, вызывающая дорожные происшеств ия — нетрезвые водители за рулем автомобилей и мотоциклов. Полицейский, которого мы спросили, что он думает о таких людях, ответил: — Разобьются сами или разобьют машину — не страшно, водители и автомобили застрахованы. Задавят кого-нибудь — будут отвечать... Сеть автомобильных дорог в Англии развита довольно широко. Общая протяженность их около 300 тыс. км, причем две трети .покрыты гравием или щебенкой, и одна треть — асфальтирована. Дороги в основном принадлежат государству, но есть и частные, что нас особенно поразило. Обычно они построены для собственных нужд. От государственных дорог их можно отличить с первого взгляда. Правила движения там устанавливаются хозяином (конечно, в пределах существующих в стране правил). Он может запретить стоянку или остановку, разворот или поворот, ограничить в определенных пределах скорость. Все эти требования выполняются беспрекословно. Что-что, а частную собственность там чтут свято. Владелец дороги может установить плату за проезд. Казалось бы небольшая по своим размерам, она нередко приносит большие доходы. Кстати, в Англии плата взимается почти за все. Проехал по частной дороге — плати, набрал в лесу букет цветов или подстрелил зайца — опять плати. Сначала это нас удивляло. Но после того, как мы заплатили деньги .за осмотр водопада, убедились, что < капиталистической в стране не следует таким вещам удивляться. Кроме частных дорог, есть частные стоянки. Порядок пользования ими аналогичный — плати деньги и ставь машину. Однажды, проезжая по горной дороге, мы заметили автомобиль со спущенной шиной. Попросили нашего водителя остановиться. Владелец неисправного авто-24