гда посетители детально знакомятся с производством и испытанием опытных образцов, их разочарование сменяется восхищением. Предприятие в Дивишове — это лаборатория новой мотоциклетной техники. Помимо гаревых ЭСО, здесь были созданы двигатели OHV-500 \см? с пятиступенчатой коробкой передач' и 3 OHV-250 см для кроссовых машин, мотоциклы для трековых гоно,к с двигателем мощностью 60 л. с. Сейчас изготов3 лены новые двигатели OHV-350 и 500 смс четырехступенчатой коробкой передач, а также три оригинальных мотора для дорожных мотоциклов. Каждый новый мотоцикл испытывает известный гонщик Иозеф Гржебечвк, который вместе с Милославом Соучком участвовал в чемпионате мира по кроссу на мотоциклах ЭСО. Замечательные машины, созданные руками дивишовских мастеров, не подвели: чехословацкие гонщики добились хороших результатов.НАКЛАССИЧЕСКОЙ ТРАССЕУЭЛЬСАСнова «Золотой шлем»Шлем мотоциклиста с позолотой, украшенный бриллиантами. Этот приз двенадцать раз привлекал в Чехословакию лучших гонщиков со всего мира. Он был учрежден в 1929 году, когда мотоциклисты знали только два вида соревнования — гонки по шоссе и треку. «Золотой шлем» тоже разыгрывался в трековой гонке на длинной дистанции. Мотоциклисты стартовали на машинах нескольких классов. Абсолютного победителя выявляли в 'гандикэпном финале. Первым обладателем почетного трофея стал Зденек Похл (впоследствии он был известен как один из лучших автомобильных гонщиков). Последние соревнования выиграл мастер спорта ЧССР Ян Луцак, тренирующий ныне пражскую команду гаревиков. Перед второй мировой войной розыгрыш «Золотого шлема» стал одним из самых популярных в Европе соревнований мотоциклистов. Но в связи с войной эти состязания прекратились. В 1961 году энтузиасты мотоспорта из города Пардубице возродили «Золотой шлем». Ведущие чехословацкие гонщики приняли участие в испытаниях различных мотоциклов. Результаты этих испытаний показали, что для гонок вполне пригодны как гаревые мотоциклы, так и современные кроссовые машины. Было решено сохранить традиционную программу соревнований с финалом — гандикапом. Гонки проходили в трех классах кроссовых мотоциклов (250, 350 и 500 см 3 ) и на гаревых ЭСО. Трасса — пять кругов — имела протяженность 2400 метров. Свыше 100 тысяч зрителей наблюдали за возрожденными в Пардубицах состязаниями на «Золотой шлем». В них участвовали гонщики семи стран. Кто окажется сильнее — кроссмены или гаревики, сумеют ли хозяева трека снова завоевать приз? На эти вопросы дал ответ финальный заезд. Его выиграл один из сильнейших .гонщиков ЧССР Олдрих Клаудингер на кроссовом ЭСО-500. Второе и третье места также заняли чехословацкие спортсмены Ясанский (ЭСО-350) и Крайчович (ЭСО-500). А. КУБА, чехословацкий журналист.Заметки участника XXXVI международных многодневных соревнованийе впервые было собираться нам на мотоциклетную олимпиаду. Однако жв столь дальний путь снаряжаться нам еще не приходилось. Традиционная — 36-я по счету — многодневка ФИМ состоялась на этот раз в Англии, там, где в 1913 году был дан старт первому международному мотоциклетному марафону. Сборы наши были недолгими. Занятые в первенствах страны и международных соревнованиях участники многодневки смогли встретиться в Центральном автомотоклубе лишь незадолго до отъезда в торный Уэльс, который был избран местом для проведения соревнований. В состав нашей спортивной делегации входили известные гонщики и молодые мастера, впервые направлявшиеся на столь ответственные соревнования. Как иа прошлом .году, мы выступали тремя командами. Одна из них ъ составе В. Адояна, В. Семина (К-175), Э. Кирсиса (ИЖ-240), 3. Калыкиса, В. Пылаева (ИЖ-60) и Н. Соколова (ИЖ-500) боролась за главный приз — «Международный трофей». Две других — оспаривали «Серебряную вазу». В эти команды вошли: в первую — А. Крюченко (К-175), С. Старых, А. Егоров (ИЖ-240) и Э. Крузе (ИЖ-60); во вторую — А. Сироткин (К-175), Е. Субботин (ИЖ-240), А. Дежинов и С. Ястребов (ИЖ-60). Всего в соревнованиях приняли участие 271 гонщик из 14 стран, 26 команд, в том числе национальные: Австрии, Англии, Италии, Польши, СССР, ФРГ, Чехословакии и Швеции. С большим сожалением мы узнали о том, что в Уэльс не смогли прибыть наши спортивные друзья — гонщики Германской Демократической Республики. Им не выдали въездных виз. Пропрамма шестидневки включала дорожные соревнования на дистанцию 1880 км, по ходу которых проводилось десять дополнительных состязаний (два в день), в том числе четыре мотокросса на дистанцию 2,5 — 5 км, три скоростных подъема и три соревнования на разгон — торможение. В заключение была проведена шоссейная гонка по кольцу.Мастер спорта В. Адоян преодолевает трудный участок Уэльской трассы.НПервое, с чем мы столкнулись, приехав в Англию, — это необходимость привыкать к левостороннему движению. Но оказалось, что «перестроиться» можно довольно быстро. Во всяком случае после двухдневной подготовки, проведенной под Москвой, ни у кого из наших спортсменов неприятностей в связи с этим не было. Они начались по другим причинам. Я участвовал -в двух предыдущих многодневках ФИМ , не раз стартовал на подобных соревнованиях в ГДР и Чехословакии, но с такой трассой, как в Уэльсе встретился впервые. Нет, здесь не было тяжелых, труднопроходимых участков, когда приходится тащить машину на себе, однако сложный характер трассы в сочетании с очень жестким графиком требовали от нас предельного напряжения — физического и морального. Если я назову заданные средние скорости (например, для мотоцикла класса 3 175 см — 45 км/час), то они могут показаться совсем невысокими, но если к этому добавить, что почти на каждом километре встречалось от 10 до 20 закрытых повротов (невольно вспомнилась наша Военно-Грузинская дорога), то станет ясно, каких усилий стоило уложиться в график. Встречались отрезки между двумя пунктами KB протяженностью всего в 18 км, и нужно было пройти эти «лабиринты» за 24 минуты. Незначительная задержка в таких условиях становилась роковой. На одном из таких участков на мотоцикле нашего спортсмена 3. Калькиса произошел прокол шины. Это стоило ему 7 штрафных очков. Примерно треть трассы пролегала прямо по горным пастбищам, где под rycTbtM травянистым покровом скрывались то коварные скальные выступы, то лёссовые участки, скользкие от постоянных дождей. Около половины трассы проходило по асфальтированным и щебенчатым дорогам. Но что это были за дороги! Проложенные через частные пастбища, они были не шире двух метров и повсюду имели ограждения в виде проволочных заборов или земляных валов с живой изгородью.29