18
19
20
томобили, имеющие двигатели жидкостного и воздушного охлаждения. В последних они иногда используются как предпусковые подогреватели. Один из отопителей модели 0-15 установлен на автомобиле «Запорожец». Воздух нагревается в нем за счет сгорания бензина, подаваемого самотеком или специальным электромагнитнььм насосом. Этот воздух не содержит никаких вредных примесей, ггак как он проходит по каналам, отделенным от тракта горячих .газов стенками теплообменника. Отопитель оборудован системой дистанционного управления и автоматического контроля. Тепловая производительность отопителя 0-15 равна 1700 >ккал/час, количество 3 подаваемого воздуха — 60 м /час, расход бензина —175 г/час, потребляемый ток — 2,2 а (при 12 в), вес отопителя — 5 кг. Схемы различных вариантов отопления кузовов легковых автомобилей представлены на рисунках 1—5. 'На некоторых автомобилях зависимое отопление работает неэффективно, что часто объясняют незначительным количеством тепла, которое выделяет двигатель (особенно дизельный, имеющий больший к.п.д., чем карбюраторный). Это мнение является ошибочным. Наиболее экономичная скорость движения автомобиля «Москвич-407» около 40 .км/час, расход топлива в этом случае составляет не менее 4,5 кг/100 км . Таким образом, за час движения «Москвич» расходует 1,8 кг 'бензина, выделяющего при сгорании в двигателе 1,8 X 10400 = = 18720 икал/час. Не менее 2/з тепла, или 12480 ккал/час бесполезно .рассеивается системой охлаждения и отработавшими газами. Одной четверти этого количества, или 3120 ккал/час, с лихвой хватило бы для отопления кузова. Аналогичную картину можно наблюдать на всех без исключения пассажирских автомобилях, в том числе и автобусах. Таким образом, о нехватке тепла двигателя для отопления кузова не может быть и речи. Нужно научиться его использовать. Необходимо сделать еще одно замечание. Кузова современных автомобилей стараются делать как можно более герС метичными с тем, чтобы предотвратить попадание т них пыли и воды. Однако это, как ни странно, противоречит в некоторых случаях принципу работы отопителей, так как, когда они функционируют с притоком свежего воздуха, последний, подогреваясь и поступая в кузов, должен из него где-то выходить. При абсолютно герметичном кузове воздух через отопитель не поступит, а следовательно, он не будет работать. Из этого, конечно, не следует, что чем менее герметичен кузов, тем в нем теплее. И все же отопление автомобилей с притоком свежего воздуха работает только потому, что кузова негерметичны. Практически в этом можно убедиться, приоткрывая имеющиеся на некоторых автомобилях задние «ветровички». В данном случае количество воздуха, проходящего через отопитель, увеличивается ив кузове становится теплее. Для лучшей 'работы отопителя в кузове автомобиля «Мерседес-Бенц 220» за задними «ветровичками» сделаны специальные отверстия, расположенные как раз в зоне разрежения, образующегося при движении автомобиля.СоветыбывалыхПа&гпь припаем/ ЮС•*&ОПРЫСКИВАТЕЛЬ ВЕТРОВОГО СТЕКЛАВ течение двух лет я применяю на своем автомобиле устройство для обмыва ветрового стекла. Принцип его работы виден из рис. 1. При нажатии на поршень I вода, находящаяся в цилиндре 2, закрывает клапан 4и через клапан 3 поступает в форсунки 6. При обратном ходе поршня клапан 3 закрывается и вода через клапан 4 из бачка 5 попадает в цилиндр 2. При последующих нажатиях процесс повторяется.(7)(?). \ "© -©©(£> а>~ВинтM*t прокладку' ,ш— . г "»«=• т.Вид АЮ стрелкеЯ5 '<йРис. 2. Общий вид насоса[email protected](э)®(?;—^ЩXpOMUpobctn-ibЦОСЧирОбс/ПКРис. 1. Схема устройства. Общий вид насоса и чертежи деталей изображены на рисунках 2, 3 и 4. Бачок для воды емкостью 0,75—1,0 л помещается под капотом. Насос располагается слева от рулевой колонки и крепится за планку гайкой ручки управления жалюзи радиатора. Для установки форсунок рядом с осями редукторов стеклоочистителей следует просверлить два отверстия диаметром 8,5 мм. Бачок, насос и форсунки соединяются между собой тонким резиновым шлангом. Приспособление надежно в работе. Для обмыва сильно загрязненного стекла достаточно 3—4 раза нажать на ручку насоса. А. Москва. СТАМОВ-ВИТКОВСКИЙ. Рис. 3. Детали форсункиЧ*г НаФорсунка S?te Латунь Пайка Латунь\Э) Нихром Фо,15^°>ЛаптуньV)Латунь^JЛатуньРис. 4. Детали насоса: 1 — основание; 2 — корпус клапанов; 3 — скобка; 4 — гайка М10; 5 — втулка;6 — шток насоса; 7 — ниппель клапана: 8 — игла клапана: 9 — пружина; 10 — седло клапана; 11 — планка крепления.18 ПОЛУПРОВОДНИКОВОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ УКАЗАТЕЛЕЙ ПОВОРОТОВЭто устройство может применяться для ламп указателей поворотов. Оно не имеет подвижных частей (реле, контактов), обладает высокой надежностью и отличается от других подобных устройств высоким к.п.д., а также возможностью легко изменять период и время импульса. Схема устройства (см. рисунок) содержит два каскада: мультивибратор на транзисторах П-13 и усилитель мощности на транзисторе П4Б, П4Д или П-203. Связь между каскадами — составной триод. Выпрямитель Bi необходим для создания положительного запирающего потенциала в паузе у транзисторов Тг и Тз. В коллекторную цепь транзистора Т3 включается нагрузка с током до 2—2,5 а. Частота 'импульсов должна быть подобрана так, чтобы лампочка мигала 50—70 раз в минуту. Устройство смонтировано на панели из гетинакса и помещено в корпус реле размером 50 X 40 X 25 мм. Питание осуществляется непосредственно от сети автомобиля напряжением 6—12 в. Это достигается подбором сопротивлений Ri и R2 и конденсаторов Ci и Сг. В. МОЩАКОВ. Москва.Советы бывалыхКАК ОБЛЕГЧИТЬ ПУСК ДВИГАТЕЛЯ ЗИМОЙХочу поделиться своим опытом. Зимой я пользуюсь .простым устройством для электроподогрева масла в картере двигателя автомобиля. Включаю его в электросеть на 40—50 мин., а при температуре воздуха 35 градусов и ниже — на час и масло в картере становится теплым. Коленчатый вал свободно провертывается за рукоятку. А если к тому же залить горячую воду в радиатор, то можно пустить двигатель со стартера даже в самый сильный мороз.ftflNK•ММ4-о-б+/2вм9•«'(DГ%^L_J-ПЬА. П/,6. П203П13АВ, -Z-9K«ч-0+6-/26R, "йг "Югом Rj'Ri, "300 омС = С 2 =ЗО~5О«/с0. уЭТО УЛУЧШАЕТИСКРООБРАЗОВАНИЕ Мы предлагаем автолюбителям сделать на автомобиле кнопку, соединяющую эти контакты. Удобно разместить ее под капотом двигателя возможно ближе к пусковой рукоятке. Провертывая правой рукой рукоятку, левой вы нажимаете на кнопку. Тем самым улучшается искрообразование и двигатель пускается легче и быстрее.Г. ГЕЦОВ.Представьте себе, что ваш автомобиль зимой простоял ночь на открытой площадке да к тому же у него «сел» аккумулятор. В этом случае, чтобы пустить двигатель, рекомендуется замкнуть на время контакты «ВК> и «ВК-Б» катушки зажигания и пользоваться пусковой рукояткой (когда двигатель .пускается от стартера, конструкция его включателя предусматривает отключение добавочного сопротивления катушки зажигания, т. е. замыкание упомянутых выше контактов).Рис. 1. Трубка вставлена в отверстие в поддоне картера.Рис. 2. Четырехлопастной стержень со спиралью.Устройство само по себе несложное. В масляном поддоне картера сбоку вырезаю отверстие диаметром примерно 40 мм. В него вставляю сделанную из кровельного железа трубку длиной приСАМОДЕЛЬНЫЙ ВУЛКАНИЗАТОР мерно 200—230 мм (рис. 1). Один конец трубки заглушён и вся она пропаяна, Для ремонта камер я изготовил электрический вулканизатор (см. рисунок). Качтобы внутрь не попадало масло. Край ее должен выходить 'из отверстия нарумеры с незначительными отверстиями вулканизирую только сырой резиной, а если жу не более чем на 10 мм. Затем из отверстие большое и произошел разрыв, то на резину накладываю еще и кордовую кровельного железа делаю четырехлоткань. Предварительно зачищенное место и заплату смачиваю авиационным бензипастный стержень (рис. 2), на один коном. На рабочую 'поверхность вулканизатора кладу лист бумаги, затем — резину нец которого надеваю изолятор из фибтолщиной 20—25 мм, а на нее — ровную металлическую или деревянную пластинку. ры или текстолита. Далее обычную спиВесь процесс вулканизации осуществляется в два приема. Первый длится раль от электрического утюга (напряже20—30 мин., т. е. пока не прогреется плита вулканизатора. Требуемую температуру ние на 220 в) наматываю на этот стервулканизации (140—150°) определяю, используя крупинку сахара, которую кладу на жень и концы ее вывожу наружу через плиту рядом с камерой. После того, как сахар расплавится (температура его плавлеизолятор. К ним потом подсоединяю ния 140°) и чуть пожелтеет, отключаю вулканизатор от сети. Вторая закладка длитшнур. Стержень со спиралью обматываю ся 10—15 минут. тонким шнуровым асбестом и вставляю в Нагревательным элементом служит обыкновенная керамика от электроплитки. Диаметр спирали подбирается в зависимости от напряжения. Например, при 220 в трубку, находящуюся в поддоне картера. она изготавливается из проволоки диаметром 0,5 мм, длина ее 18—20 м. В. ГОМЗОВ. Ю. БУЙНОСОВ. Оренбург. Тюмень Москва.НЕЗАМЕРЗАЮЩЕЕ ВЕТРОВОЕ СТЕКЛОКак предохранить ветровое стекло автомобиля от замерзания? Простое приспособление для этой цели используют в совхозе им. Мамонтова Алтайского края. На ветровое стекло наклеивают резиновую рамку, протертую с обеих сторон бензином (Б-70 или А-70). Затем на нее укрепляют оконное стекло, вырезанное в соответствии с конфигурацией рамки. Ветровое и оконное стекла надо тщательно промыть и просушить. Воздушная прослойка, образованная между ними, предохраняет стекло от замерзания.А. МАХОТИН.Москва. Советы бывалыхПОДОГРЕВАТЕЛЬ ДЛЯ КАРТЕРНОГО МАСЛАСВЕТ ПОД КАПОТОМРис. 1. Детали подогревателя.Рис. 2. Крючки для крепления подогревателя к картеру.Представьте себе, что вы путешествуете на «Москвиче» и вам потребовалось вечером или ночью открыть капот, чтобы заменить свечу зажигания, конденсатор, определить исправен ли карбюратор и т. п. Как осветить подкапотное пространство? Ведь там нет постоянной ламнение его облегчает пуск двигателя зипочки, а пользоваться в этих случаях пемой. Приспособление представляет собой реносной неудобно. электрический подогреватель, питаемый Я установил под капотом лампочку, от электросети. Он состоит из керамики которую можно в любое время включить со спиралью от обычной электроплитки и легко снять. Для этого взял штепсельи корпуса (рис. 1). Нижняя часть корпуную вилку от переноски и привинтил к са служит для монтажа керамики, изоней патрон 1 (см. рисунок) для автомоляторов и проводов, а верхняя — предохраняет спираль от попадания на нее бильной лампочки. Винтом с гайкой закрепил внутри корпуса вилки бронзовую масла и грязи. пластинку 4 шириной 4—5 мм, изогнуПодогреватель подвешивают к картеру тую, как показано на рисунке. на двух крючках (рис. 2), один из которых имеет резьбу. На него навинчивают гайку, которую целесообразно укрепить в трубке длиной около 40 мм. На приливы картера надевают крючки для магистрали фильтра тонкой очистки масла и для масляного щупа. Смонтированный на автомобиле подогреватель включают в сеть посредством переносного двухжильного кабеля в резиновой изоляции. Этот способ удобен, прост и безопасен в пожарном отношении. Он позволяет подогреть масло в течение 30 мин. (в зависимости от погоды). Электрический подогреватель может быть изготовлен каждым автолюбителем без больших затрат. Б. ХАЙМОВ. Ст. Перловская, Московская обл.Мною изготовлено и применяется на автомобиле «Победа» приспособление для подогрева масла в картере. Приме-НАДЕЖНО И ЭКОНОМНОПользоваться для накачивания шин наконечником ручного насоса, входящего в комплект инструмента, на автомобилях «Москвич» неудобно. Больших трудов, например, стоит накачать камеру, если у нее изношен ниппель, точнее его резьба. Предлагаемая конструкция наконечника проста по устройству и надежна в работе. Устройство и размеры наконечника видны из рисунка. Изготовить наконечник насоса может автолюбитель, владеющий слесарными навыками, если, конечно, будут выполнены необходимые токарные работы. Все детали делаются из стали любой марки. Желательно их оцинковать или захромировать для предохранения от коррозии. Для изготовления резиновой втулки может быть использован соответствующий по размерам резиновый шланг. На мой взгляд, этой конструкцией наконечника должны заинтересоваться заводы, выпускающие насосы для накачивания шин. Ведь помимо высокой надежности у нее есть еще одно важное достоинство: не требуется цветной металл для изготовления наконечника. Н. МАЛЬЦЕВ. Орел. Провод от одного контакта лампочки подведен непосредственно к штырьку вилки, а от другого — к пластинке 4. В месте, указанном на рисунке, просверлено отверстие .и нарезана резьба, чтобы ввернутый в него винт 2 упирался в пластинку. Вилка .вставляется в штепсельную розетку и закрепляется пружинным держателем. Теперь, если повернуть против часовой стрелки корпус вилки по резьбе, соединяющей обе его части, конец штырька 3с навернутыми на ней шайбой и гайкой коснется пластинки 4, загорится лампочка и это положение зафиксируется. Винт 2 ограничивает дальнейшее перемещение корпуса. При повертывании корпуса в другую сторону лампочка погаснет. Д. МАКСИМОВ. Ленинград. ПРЕДОХРАНИТЬ РАДИАТОР ОТ ПОВРЕЖДЕНИЙ В нижние бачки радиаторов «Москвича» моделей 402 и некоторых — 407 впаяна сквозная трубка для пусковой рукоятки двигателя. При пуске двигателя рукояткой она задевает за трубку — в результате нередко начинает течь вода из радиатора. Чтобы избежать этого, я вставляю в отверстие втулку. Сделать ее можно из отрезка дюритозого или резинового шланга. Это простое приспособление надежно предохраняет радиатор от повреждений пусковой рукояткой. В. МОКРОБОРОДОВ. Свердловск. КАК