АВТОМОБИЛЬ „В ОТПУСКЕ"ногие автолюбители по различным причинам ставят свои автомобили на консервацию. Иногда срок ее охватывает продолжительное время — год и более. Как сохранить в этом случае автомобиль ,в хорошем состоянии? Прежде всего тщательно вымойте его и удалите грязь из-под крыльев ис узлов шасси. Пыль и грязь внутри кузова лучше всего снять с помощью пылесоса. Это уменьшит вероятность образования плесени. Пятна от пищи на сидениях и стенках кузова привлекают моль, поэтому поверхность обивки следует хорошенько вычистить, а пятна удалить химическими средствами, рекомендуемыми инструкциями по уходу за автомобилем или справочниками то домоводству. Смажьте все точки шасси и кузова согласно картам смазки .в объеме работ второго технического обслуживания. Это можно сделать в гараже со смотровой канавой или на станции технического обслуживания. Затем протрите наружные части кузова и покройте их восковой пастой. Это нужно проделать с особой тщательностью, так как паста закрывает имеющиеся в красочном покрытии лоры, что предотвращает доступ влаги к металлу, защищая его от коррозии. Несколько слов о том, как правильно наносить пасту. Следует взять две тряпочки: одну для нанесения пасты, а другую для натирания поверхности до блеска. Обе тряпочки должны быть из грубой неплотной ткани. Плотная ткань быстро засаливается, что затрудняет и нанесение пасты и ее растирание. Растирайте пасту в том же направлении, как она была нанесена первоначально. Если краска под крыльями и на деталях шасси потрескалась или сошла, снимите шелушащуюся краску и ржавчину проволочной щеткой, а затем покройте металл консервационной смазкой или битумным лаком. Необходимо также защитить от коррозии и хромированные части автомобиля. Лучшей смазкой для консервации считается пушечное «сало». Но чаще всего для этой цели применяют технический вазелин или солидол. Следует иметь в виду, что эти средства обеспечивают сохранность деталей только в течение нескольких месяцев. Поэтому покрытие на неокрашенных деталях, особенно хромированных, следует возобновлять через четыре-пять месяцев. Консервационной смазкой нужно также покрыть и другие неокрашенные части, такие как шарнирные соединения привода карбюратора, стартера, сцепления, коробки передач, тормозов, а также застежки капота, петли и замки дверей. Неплохо смазать крепежные детали двигателя, агрегатов шасси и кузова. .Покрывая неокрашенные детали, нужно стараться, чтобы смазка не попала на резиновые прокладки. После выполнения указанных операций автомобиль можно завести в гараж. Автомобиль должен храниться в чистом, сухом и как можно более темном помещении. Очень плохо, если стены побелены известковым раствором.МЕсли масло в картере двигателя свежее, я его не меняю. Грязное нужно обязательно слить, так как находящиеся в нем кислоты вредны для двигателя. Его следует сливать, пока двигатель еще не остыл. При необходимости промойте картер маловязким (веретенным) маслом, затем залейте свежее, вязкость которого должна соответствовать времени года. Полностью спустите бензин из топливного бака для удаления отстоя и воды. Следует слить его и из других приборов системы питания. Во-первых, попадающая иногда в бензин вода может зимой замерзнуть и повредить какуюлибо деталь системы или стать причиной ржавления. Во-вторых, бензин, оставленный в небольшом количестве в карбюраторе или бензиновом насосе при длительном хранении испаряется, оставляя смолистый твердый осадок, который засоряет небольшие отверстия. После того, как бензин был слит из топливного бака, можно запустить двигатель и, резко нажимая на педаль дросселя, дать ему поработать, пока не кончится топливо. Лучше всего, конечно, снять карбюратор, разобрать его, продуть жиклеры, промыть фильтр и поплавковую камеру, а затем, собрав, поставить на место. Обязательно удалите бензин из бензонасоса, снимите и очистите фильтротстойник. В заключение я полностью заполняю топливный бак бензином, чтобы защитить его стенки от ржавления. Далее следует слить воду или антифриз из системы охлаждения. Сначала откройте сливной краник внизу радиатора, затем краник на рубашке блока цилиндров, чтобы слить остаток жидкости. Чтобы предохранить поршневые кольца и стенки цилиндров от коррозии, я вывертываю свечи ив каждый цилиндр наливаю по 30 г (столовую ложку) чистого обезвоженного масла, применяемого для смазки двигателя. Затем, провернув на 10-15 оборотов коленчатый вал двигателя рукояткой, снова ввинчиваю свечи, закрываю и обвязываю воздушный фильтр, заклеиваю бумагой, пропитанной солидолом, маслозаливную горловину и отверстие выпускной трубы. 8 силовой передаче .нужно смазать снаружи солидолом карданные шарниры и обернуть их бумагой. Полностью отпускается ручной тормоз. Аккумуляторную батарею можно хранить в заряженном и разряженном состоянии. Первый способ удобен при сравнительно непродолжительном хранении, например, когда автомобиль консервируется .только на зимние Месяцы и есть все необходимое для подзарядки батареи. В этом случае ее необходимо снять с автомобиля, полностью зарядить, проверить уровень электролита и его плотность (при температуре 15° плотность должна быть не ниже 1,230 и не выше 1,290). Во избежание быстрого саморазряда тщательно очистите батарею волосяной щеткой. Следует иметь в виду, что скорость саморазряда возрастает при повышении температуры.Например, при температуре 40° она в три раза больше, чем при температуре 20°. Поэтому очень важно хранить батарею в прохладном месте при темперай туре около 0° и, конечно, не ниже 25 . В процессе хранения батареи ежемесячно проверяйте ее заряд. Если в результате проверки .окажется, что плотность электролита ниже требуемой, подзарядите батарею.Подставка под ось автомобиля устанавливаемого на консервацию Для хранения батареи в разряженном состоянии ее необходимо полностью зарядить, а затем разрядить небольшим таком (4—5 ампер), подключив, например, две лампочки по 21 свече, пока напряжение каждого элемента не понизится до 1,8 вольта. Затем слейте электролит и тщательно промойте элементы дистиллированной водой. В каждый элемент залейте на 1,5-—2 часа дистиллированную воду, затем слейте ее и так — несколько раз, пока вода не перестанет окисляться (что можно проверить лакмусовой бумажкой). Просушив бак, плотно заверните пробки. Далее автомобиль необходимо поставить на подставки, чтобы разгрузить колеса. Я их сделал из обрезков досок, сечением 5X25 см, скрепленных гвоздями, шурупами или болтами (см. рисунок). Высота подставок на 5 см больше, чем расстояние до осей автомобиля. Как хранить шины? Следует иметь в виду, что жара и солнечный свет быстро разрушают резину. Поэтому, если автомобиль консервируется на лето, а в гараже жарко или много солнечного света, колеса рекомендуется снимать и хранить отдельно в прохладном и темном месте. Лучше всего их положить одно на другое плашмя и ни в коем случае не хранить поставленными на протектор. Давление в шинах при любом способе хранения должно быть наполовину ниже нормального. Шины снимать с дисков колес не рекомендуется. Перед тем как оставить автомобиль, закройте все окна, сидения и спинки старыми .газетами. Кузов автомобиля неплохо защитить брезентом, а если его нет, бумажным чехлом, сшитым или склеенным из газет или больших листов плотной бумаги. Если автомобиль консервируется не в гараже, а на открытой площадке, его необходимо хорошо закрыть брезентовым чехлом. С ИВАНЧИКОВ, автолюбитель.31