16
17
ОТОПЛЕНИЕлегковых автомобилейИнж. Р. ГРАХОВСКИЙРис. 1. Схема отопления с использованием тепла системы охлаждения: 1 — забор свежего воздуха: 2 — воздушный фильтр; 3 — подача воздуха на ветровое стекло; 4 — подача воздуха к передним боковым стеклам; 5 — выход воздуха из кузова; 6 — подача воздуха в заднее отделение кузова; 7 — подача воздуха в переднее отделение кузова; 8 — электровентилятор. ак отапливаются легковые автомобили, какие достоинства и недостатки у той или иной системы отопления? Попытаемся кратко ответить на эти вопросы. Современные системы отопления автомобилей могут быть разделены на два основных типа в 'зависимости от того, откуда поступает тепло — от двигателя или от особого источника. В СИСТЕМАХ ПЕРВОГО ТИПА используется тепло либо системы охлаждения, либо системы выпуска отработавших газов, а иногда обоих этих источников одновременно. Эффективность отопления зависит непосредственно от теплового режима двигателя. Для того чтобы подобные системы нормально функционировали, требуются е первую очередь устройства, автоматически поддерживающие заданный тепловой режим двигателя. Необходимы также устройства, которые при работе двигателя не на полной мощности автоматически наменяли бы соотношение между количеством тепла, рассеиваем ым двигателем и утилизируемым системой отопления. Преимущественное распространение получили системы отопления, используюКщие тепло охлаждающей жидкости. Это обусловлено широким применением на автомобилях двигателей жидкостного (водяного) охлаждения, простотой устройства системы, которая к тому же лучше других отвечает санитарно-гигиеническим требованиям. Отопление с использованием тепла охлаждающей жидкости может осуществляться по-разному. Один из вар иантов — горячая жидкость разводится по кузову, и он обогревается от одного •или нескольких радиаторов-отопителей; д ругой — в кузов подается нагретый воздух либо непосредственно от центрального радиатора отопления (отопителя), расположенного рядом с двигателем, либо от основного радиатора системы охлаждения. Отопление с разводкой жидкости по кузову наиболее просто и не требует существенных изменений в конструкции автомобиля. В то же время при нескольких небольших радиаторах-отопителях трудно сочетать отопление с приточной .вентиляцией кузова. Некоторые автомобили с задним расположением двигателя отапливаются от центрального отопительного радиатора, находящегося спереди. К нему жидкостьподводится через весь кузов. В этом случае возможна приточная вентиляция кузова через отопитель. Системы отопления от основного радиатора двигателя наиболее экономичны. Достоинство их — в озможность использования для отопления кузова почти всего тепла, рассеиваемого системой охлаждения. Вместе с тем они требуют специальной компоновки автомобиля. Радиатор, в частности, должен быть установлен так, чтобы нагретый и незагрязненный воздух мог поступать непосредственно в отопительные каналы, м и ­ нуя двигатель. На некоторых автомобилях применяют двойной подогрев воздуха: сначала в основном радиаторе, а затем в радиаторе отопителя. Но в теплое время нельзя использовать эти системы для вентиляции. В системах с одним .радиатором, которые служат и для отопления, легко мо ­ жет быть осуществлена частичная или полная рециркуляция воздуха через отопитель. Она позволяет при переменном режиме работы двигателя поддерживать в кузове постоянную температуру, если надо ускорить, например, его обогрев после продолжительной стоянки. Иными словами, рециркуляция необходима, когда автомобили эксплуатируются в условиях низких температур. На отечественных автомобилях «Москеич-407» и «Волга» применено отоплениеРисунки В. Елтышева. На большинстве автомобилей с двигателями воздушного охлаждения применяются системы отопления, использующие тепло охлаждающего воздуха. В этом случае в кузов основным вентилятором подается воздух, непосредственно обдувающий и охлаждающий двигатель.Рис. 2. Схема отопления купона от радиатора двигателя, расположенного в задней части автомобиля («Фиат-НОО>): 1 — вентилятор; 2 — радиатор; 3 — под ача воздуха в кузов; 4 — выход воздуха наружу.^ЙхтШ*ш?!F^=5Рис. 4. Б ензиновый отопитель. работающий независимо от двигателя: 1 — в ентилятор подогреваемого воздуха; 2 — электродвигатель; 3 — впускной патрубок; 4 — нагнетатель воздуха для горения; 5 — ф оркамера ; 6 — выпускной патрубок; 7 — основная камера горения; 8 — теплообменник; 9 — свеча накаливания; 10 — топливоподводящая трубка; 11 — д атчик перегрева; 12 — температурный переключатель; 13 — м агнитный клапан; 14 — регулятор подачи топлива. Существенный недостаток подобных систем — малая их эффективность, особенно при низких температурах окружающей среды и переменном режиме работы двигателя. Кроме того, в этом случае воздух, подаваемый в кузов, имеет неприятный запах. На некоторых автомобилях с двигателями воздушного охлаждения отопление усиливается за счет дополнительного подогрева воздуха, поступающего в кузов, от выпускных трубопроводов. Системы отопления, использующие тепло отработавших газов, находят ограниченное применение в автомобилях. Объясняется это прежде всего тем, что в данном случае отдача тепла в большой мере зависит от режима работы двигателя. Помимо того, требуется изготовлять специальные жаростойкие теплообменники, периодически проверять их герметичность и пр. СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ ВТОРОГО ТИПА — от специальных источников тепла в последние годы находят все более широкое применение. Тепло в них получается за счет дополнительного сжигания топлива. Эти источники делятся на автономные, не связанные с двигателем (они могут отапливать кузов при неработающем двигателе и даже при отсутствии его, например кузов прицепа) и зависимые, которые функционируют, когда двигатель работает, однако на эффективность их действия не влияет режим его работы. Теплоноситель в специальных источниках тепла может быть жидкостным (вода или антифриз) или воздушным. Если независимые источники тепла получили распространение как подогреватели и отопители, то зависимые — только как отопители. Подогреватели обычно устанавливают на автомобили, имеющие отопление от жидкостной системы охлаждения двигателя. Они не только служат источником тепла для дополнительного обогрева кузова, но и используются в качестве предпусковых подогревателей. Последние подключаются параллельно системе охлаждения и обеспечивают подачу горячей воды в двигатель ив радиаторы отопительной системы. Независимый жидкостный подогреватель как источник дополнительного тепла целесообразно применять на автомобилях, предназначенных для эксплуатации в северных районах. При этом для надежной работы подогревателя целесообразно использовать антифриз. Дополнительный жидкостный подогреватель на автомобиле создает большие удобства при безгаражном его хранении. Он позволяет в течение продолжительного времени при необходимости снабжать теплом не только кузов, но и неработающий двигатель. Обогрев от воздушных отопителей осуществляется теплым воздухом, непосредственно подаваемым в кузов. Отопление при этом сочетается с вентиляцией. Отопители устанавливаются на ав-Рис. 3. Схема устройства и работы отопителя радиаторного типа: 1 — радиатор отопителя; 2 — люк для притока воздуха; 3 — воздушные заслонки; 4 — рец иркуляционный клапан; 5 — электровентилятор; 6 — патрубок подачи воздуха « а стекло; а — отопление ивентиляция выключены; б — включена вент иляция без подогрева воздуха; в • в ентиляция усилена за счет — открытия рециркуляционного клапана; г — отопление с притоком свежего воздуха включено на средний режим , эффективность отопления регулируется заслонками путем смешения теплого и холодного воздуха; д — отопление с притоком свежего воздуха включено на макс имальный режим; е — отопление включено на максимальн ыйрежим по схеме рециркуляции. от специального отопительного радиатора. Отопитель «Москвича» может работать только с притоком свежего воздуха, отопитель «Волги» — и с притоком и по рециркуляции. Подобные, но более сложные системы имеют автомобили «Чайка» и ЗИЛ-111.Рис. 5. Схема отопления автомобиля «Запорожец» отопнтелем, работающим независимо от двигателя. Теплый воздух подается в переднее и заднее отделения кузова и на ветровое стекло. Отопитель может также использоваться для предпускового подогрева двигателя.17