ЩгА. силкин. А. СИЛКИН, зам. главного судьи соревнований, заслуженный мастер спорташинотво машин ирбитских и ижевских гонщиков не закончило дистанцию. И это не случайно. Работа над перспективными моделями для кольцевых гонок ведется на заводах чрезвычайно медленно. Больше того, минский и киевский заводы, а также зав'од Владимирского совнархоза не наладили производство таких машин. Отсутствие новых 'Мотоциклов вынуждает участников готовить к старту устаревшие машины. Очевидно, при 'обсуждении Положения о 'первенстве страны на 1963 год Федерация мотоциклетного спорта должна рассмотреть вопрос о целесообразности включения в соревнования 'пайщиков на устаревших мотоциклах, таких, как М-76 и другие. По установившейся традиции, первенство этого года проходило в два этапа — на траосах Тарту и Таллина. Организационные комитеты по проведению соревнований — их возглавляли председатели городских Советов депутатов трудящихся Ю. Ундуск и X. Сизаск — сделали все возможное, чтобы гонки превратились в большой спортивный праздник. Погожие дни, безупречная работа судейских коллегий также способствовали этому. И не вина организаторов и судей, что часть программы праздника оказалась скучной из-за малого количества участников. Речь идет о гонках на специальных мотоциклах в группе А. Победители здесь были, по существу, известны заранее, звание чемпиона практически оспаривали три человека, без какоголибо спортивного соперничества на трассе. Между ггем именно им были вручены золотые, серебряные и бронзовые медали. Справедливо ли это? Справедливо ли, что медали — высшее отличие в спорте — получают без настоящей борьбы? Не правильнее ли будет награждение медалями проводить в группе Б, где в заездах на серийных машинах класса 350 см3 участвовало более тридцати человек? И хотя скорости их были ниже, чем в группе А, именно здесь зрители увидели захватывающие поединки. Принимая решение о присуждении медалей за победу в группе быстроходных машин, Федерация стремилась поощрить мастеров, ведущих борьбу на более высоких скоростях. Но из-за малочисленности состава участников (это объясняется недостатком машин) борьбы не получилось. Поэтому, на наш взгляд, в Положение о шоссейнокольцевых ганках необходимо внестиУчастники соревнований на таллинской трассе. 4 С лет назад на таллинской трассе Пи• " рита, хорошо известной теперь любителям мотоспорта не только в СССР, но и за рубежом, впервые взвился флаг первенства страны по шоссейнга-кальцевым панкам. Тем, к,то видел тогда эти соревнования и аплодировал первым чемпионам, наверно, трудно было представить, как далеко могут шагнуть скорости через 15 лат. Победитель 'первенства 1947 го ­ да в классе мотоциклов 125 см 3 показал среднюю скорость 72,16 км/час. Теперь 1ва машинах этой кубатуры гонщики развивают до 108 км/час. Столь же разительные перемены произошли ив других классах машин. Первый чемпион страны на мотоциклах с рабочим объемам двигателя 350 см3 лрошел дистанцию со средней скоростью 82,19 км/час. Ныне же для таких машин и 125 км/час не предел. Пятнадцатилетняя история кольцевых гонок — это история неустанных поисков новых резервов скоростей, напряженного труда конструкторов, гонщиков, механиков. Прошедшее первенство 1962 года в этом отношении было примечательно. Зрители увидели немало новых модел ей — гоночные машины класса 125 и 175 см3 , созданные в Центральном конструкторско-экспериментальном бюро мотоциклостроения. До сих пор скоростные показатели мотоциклов класса 175 см 3 , признанного недавно международным, были у нас ниже результатов, достигнутых на машинах 125 см 3 . Сейчас наметился заметный сдвиг. На мо ­ тоцикле С-175 мастер спорта В. Катомин прошел «лучший круг» а Таллине со скоростью 108,6 км/час. Первенство в этом году, как ив прошлом, разыгрывалось в двух группах — А (специальные гоночные машины) У, Б (спортивные «а базе дорожных). И если в первой группе решающее значение имело качество заводского изготовления машины, то во второй успех зависел 'от подготовки ее самим спортсменом. Хорошо себя проявил в этом отношении рижский мастер ' спорта К. Ошинь. Отличная подготовка мотоциклов дала ему неоспоримые преимущества над опытными соперниками. В результате, выступая по группе Бв двух классах — на мотоциклах ИЖ-350 и М-1Э, он стал дважды чемпионом страны. Этого почетного звания добилась и его супруга В. Ошиня, ставшая чемпионкой страны среди женщин. •«Лучший круг» был пройден К. Ошинем на мотоцикле класса 350 см3 со скоростью 110,5 км/час. Рижанин применил трехкамальную продувку цилиндра и омот удачно подобрать отношения в коробке передач. Минувшее первенство продемонстрировало дальнейший рост мастерства участников кольцевых тонок. Успешно справился с трудностями траосы заслуженный мастер спорта Н. Севостьянов. С большим отрывом от соперников он закончил дистанцию в классе 250 см3 (группа А) и завоевал звание чемпиона СССР. Возросшее 'мастерство показали мастера спорта Э. Кийса и А. Равальдини. Первый из них стал чемпионом страны в классе мотоциклов до 350 «м 3 . Среди участников заездов на мотоциклах класса до 500 см3с колясками порадовали ирбитские перворазрядники Г. Вартаньян и В. Каржавин. Они завоевали звание чемпионов страны. Однако зто был единственный успех заводских спортсменов. В первенстве 1962 пода, как ив прошлом году, боль-тео<лбце>&л.&