4СТ1»Л1-11'1Ч1ТЛ -£/t>i2*UMAjc?r>yxyfrMk&дя в стартовой зоне соперника, обогнул буй «входных ворот» справа, а не слева. Э. Индрицан, сумевш'ий запустить мотор после того как взвилась стартовая ракета, засуетился и вошел в зону старта сбоку, что запрещено правилами. Эти ошибки обошлись дорого: результаты, показанные нашими спортсменами в первой гонке, были аннулированы. В итоге В. Жиров занял общее третье, а Э. Индрицан седьмое место. Победителем в этом классе стал известный гонщик из ФРГ Б. Генке. В заключение состоялись заезды скутеров класса СЦ (рабочий объем двигателя 500 см 3 ), где первенствовали шведские спортсмены на двухточечных скутерах оригинальной конструкции с новыми моторами «Кёниг». По визуальной оценке эти суда развивали скорость на прямой до 140 км/час. Какие же выводы можно сделать, анализируя итоги соревнований на Висле? Наши гонщики по технике прохождения поворотов, по скоростной подготовке могут успешно соперничать с европейскими спортсменами. Несколько освоившись с трудностями старта в непривычных условиях, они во втором заезде действовали уверенно и заняли места в первой шестерке. Советские скутеристы показали, что умеют готовить суда к серьезным встречам. Пять гонщиков из шести закончили эти трудные соревнования. В то же время международная встреча еще раз подчеркнула изъяны в подготовке спортсменов. Это прежде всего касается их действий в стартовой зоне. При большом количестве участников они теряются, допускают ошибки. Гонщикам предстоит еще многое сделать, чтобы повысить надежность запуска моторов, обеспечить безотказность магнето, а главное — найти дальнейшие резервы роста скоростей, в частности за счет увеличения коэффициента полезного действия гребных винтов. Обо всем этом говорилось уже не раз. Но заметных сдвигов пока нет. Такое ответственное международное соревнование, как варшавское, требовало хорошо продуманной подготовки. Однако тренировочный сбор из-за неудачно выбранного времени не оправдал возложенных на него надежд: спортсменам не удалось тренироваться в таких условиях, как этого требуют правила УИМ. Техническая комиссия Федерации не обобщает передовой отечественный и зарубежный опыт по строительству судов и моторов, медленно решает инженерные вопросы развития водно-моторного спорта. Польские товарищи оказали советской делегации исключительно теплый прием. Мы встречались с руководителями польского Союза водно-моторного спорта, участвовали в консультационном совещании руководителей союзов и федераций водно-моторного спорта социалистических стран. Совещание показало, что настало время подумать о вступлении нашей Федерации в международный союз, членами которого уже состоят Польша, ГДР, Болгария, Румыния, Чехословакия, Куба. Поездка на Вислу многому нас научила. Федерация, ее тренерский совет, члены сборной команды СССР должны извлечь уроки из первого выступления в официальных водно-моторных соревнованиях.Встреча на ВислеЮ. ЕМЕЛЬЯНОВ, руководитель спортивной делегации, председатель Президиума Федерации водно-моторного спорта СССР ранней весны и до поздней осени на реках и озерах народной Польши не прекращаются жаркие «бои» скутеристов. Десятки соревнований, в том числе международных, организует польский Союз водно-моторного спорта. И самое популярное из них — розыгрыш кубка «Экспресса вечернего» — варшавской газеты, широко освещающей гонки мотосудов. Кубок был учрежден 11 лет назад. С тех пор ежегодно в конце мая съезжаются в Варшаву сильнейшие гонщики континента, чтобы разыграть на Висле приз газеты. Наши спортсмены приняли старт в этих соревнованиях впервые. Розыгрыш кубка «Экспресса вечернего» — официальное состязание, включенное в календарь УИМ — международной федерации водно-моторного спорта, и, естественно, участие в нем принесло нашим спортсменам большую пользу. На Висле мы смогли познакомиться с организацией и судейством в полном смысле слова классических водно-моторных соревнований типа европейских и мировых первенств. Дистанция длиной 2000 м имела форму вытянутой трапеции. Результаты выводились по правилам УИМ по сумме очков, набранных в двух заездах. В каждом классе скутеров проходили две гонки по пять кругов ( 2 ХЮ км). Среди участников варшавских' гонок были лучшие скутеристы европейских «водно-моторных держав» — ГДР, Польши, ФРГ, Чехословакии, Швеции. Честь советского спортивного флага защищали мастера спорта Л . Грацианов, А. Добрынин, Василий и Галина Жировы, Э. Индрицан 'И В. Степанчиков. Условия гонок были очень сложные: из-за длительных дождей резко поднялся уровень воды в Висле. Скорость течения возросла до 7—8 км/час, это осложняло отход судов от пирса в предстартовую зону. Кроме того, река несла много сучьев, веток, щепок. В такой обстановке от спортсмена требовались высокое мастерство и максимум внимания. Несмотря на очень сильный состав участников, из 67 стартовавших только 43 закончили дистанцию. Соревнования начались заездами скутеров класса СИ (рабочий объем двигателя175 см 3 ). Здесь выступала только одна наша спортсменка — Галина Жирова. Несколько задержавшись на старте, она затем развила очень большую скорость и обошла за три круга четырех соперников. При таком темпе ей удалось бы закончить гонку третьей или четвертой, но из-за поломки мотора (разрушился сепаратор шатунного подшипника) гонщица сошла с дистанции. Всего жев этом классе закончили соревнование 8 гонщиков из 15. Первое место занял Гюнтер Зейдель (ГДР) на скутере собственной конструкции смо ­ тором «Циммерман».СВ связи с тем, что длина дистанции была определена приблизительно, судейская коллегия не объявляла данных о скорости. Но по приблизительному замеру времени прохождения кругов средняя скорость у победителя была 80—85 км/час, а на прямых отрезках, видимо, достигала 90—95 км/час. Наибольший интерес вызвала гонка скутеров в классе СА (рабочий объем двигателя 250 см"), где разыгрывался главный приз. Из 24 стартовавших фи-ПЛОТ__ _ __ _ —— - —— - — —-•—.-—Курс скутера В. Широва Курс скутера 9. Индрицана Правильный курснишировало 17, в том числе все три советских участника. Первый заезд сложился для них неудачно. В. Степанчикову пришлось сделать длительную остановку на дистанции, чтобы извлечь палку, попавшую в гребной винт, а A. Добрынин вообще не принял старт, так как отказало магнето. Во втором заезде они выступали успешно, но по сумме очков вынуждены были довольствоваться соответственно седьмым и девятым местами. Л . Грацианов занял 14-е место. Обладателем кубка стал прошлогодний победитель соревнований польский гонщик И. Галяра, опередивший призера первенства Европы Г. Шульца (ГДР). Удачным обещало быть выступление советских скутеристов в классе СВ (рабочий объем двигателя 350 см а ). Наши гонщики, впервые стартовавшие в таких крупных соревнованиях, сразу сделали заявку на победу. В первом же заезде В. Жиров закончил дистанцию третьим, а Э. Индрицан — шестым (ему не удалось сразу запустить мотор). На финише второго заезда первым был B. Жиров, блестяще прошедший всю дистанцию. Четвертым финишный створ пересек Э. Индрицан. Но радость оказалась преждевременной. Наших мастеров подвел недостаток опыта в международных соревнованиях по правилам УИМ. Оба спортсмена допустили досадные ошибки, сущность которых ясна из приведенной схемы. В. Жиров, обхо22