Зачет в шоссейных гонках для мотоциклов, мотороллеров, мопедов и мотовелосипедов раздельный. Соревнования в Сигулде, например, были с общим стартом, но время прохождения дистанции учитывалось по типам и классам машин. И, наконец, мотокросс. Он особенно популярен среди сельских мотолюбителей. Чтобы привлечь молодежь к мотоспорту, в республике устраивают межрайонные соревнования. Вместе с гонщиками, имеющими опыт, выступают и новички на своих машинах. Зачет для них ведут раздельный. Так же поступают, когда в состязаниях участвуют одновременно сельские и городские спортсмены. Организуя кроссы для новичков, большое внимание уделяют правильному подбору трассы. Она должна быть небольшой, с минимальным числом кругов и, конечно, облегченной, без труднопроходимых препятствий, крутых подъемов, извилистых поворотов. Трассу размечают так, чтобы препятствия находились друг от друга на значите льном расстоянии. Усложняют условия постепенно. Словом, делают все, чтобы не отпугнуть начинающих спортсменов и не отбить у них охоту в будущем выступать в соревнованиях. Спортивная общественность Латвии постоянно прививает любителям вкус к соревнованиям. В этом проявляется много инициативы и выдумки. В Риге есть общественный мотакшуб. Не располагая спортивным инвентарем, он привлекает к работе любителей, имеющих свои мотоциклы. Это как бы начальная школа спортсменов. По этому примеру следовало бы создать такие клубы или секции при районных комитетах ДОСААФив других городах страны. Тут есть о чем подумать руководителям организаций Общества, особенно тем, которые ссылаются на невозможность развития спорта среди владельцев мотоциклов. Многие молодые мотоциклисты не хотят участвовать в соревнованиях, в частности кроссах, из-за боязни поломать машину. Где ее потом ремонтировать? В Латвии этого вопроса, как правило, не возникает. При многих автомотоклубах созданы мастерские. Там могут обслуживать и ремонтировать мотоциклы как гонщики, так и мотолюбители. Кроме того, организаторы соревнований стремятся поощрить начинающих спортсменов. В качестве призов здесь нередко бывают мотоциклетные шины и дефицитные детали. И еще одна особенность развития мотоспорта в Латвии — преемственность. Если посмотреть, за счет кого пополняют свои ряды спортсмены, то можно увидеть среди них людей разного возраста, разных профессий. Но главный резерв — это школьники, учащаяся молодежь. В латвийских мотоклубах они всегда желанные гости в гаражах, мастерских. Взрослые показывают любознательным мальчишкам все, что их интересует, охотно беседуют с ними. Так, приобщаясь к мотоциклетному спорту с юных лет, спортсмены не расстаются с ним всю жизнь. В Латвии часто проводят соревнования ветеранов по шоссейно-кольцевым гонкам. В них участвуют спортсмены разных поколений. Рихард Гольдшмит, например, родился в 1896 году, а Арвиду АтарсуСТОТЫСЯЧНАЯ«ВЯТКА»Пожалуй, нет такого уголка в нашей «Вятки» стали участниками и спортив•'стране, где бы не знали мотороллер ных состязаний. «Мотороллеры! На «Вятку». За удобство и надежность, хостарт!»—такая команда впервые пророшую проходимость и комфортабельзвучала в 1960 году в Курске. В том же ность его полюбили люди самых различгоду заводские спортсмены стали побеных возрастов и профессий. дителями первого российского моторалПять лет назад были собраны первые ли. А недавно приняли участие в VII 10 машин, а в этом году с конвейера всесоюзных многодневных соревновазавода сошел 100-тысячный мотороллер. ниях и выиграли главный приз—«ЗаводНынешний роллер во многом отлиской марки». чается от первых машин, предназначавС «Вяткой» знакомы не только советшихся в основном для езды по благоские люди. Эта машина экспонировалась устроенным дорогам. Заводские констна многих промышленных выставках — рукторы немало потрудились над тем, в Лейпциге, Измире, Коломбо, Будапешчтобы увеличить мощность двигателя, те, Джакарте, Каире, Рио-де-Жанейро, продлить срок службы рамы, усоверДамаске, Кабуле, Познани, Сант-Яго, шенствовать амортизаторы и электрообоХельсинки, Стокгольме, Лондоне, Брно рудование. и в других городах. В 1959 году был успешно проведен Скоро с конвейера сойдут первые обпробег на мотороллерах протяженразцы «Вятки-2». ностью 12 000 километров от Кирова до Е. ПОПУГАЕВ. Урала, Он показал, что «Вятка» — не только городская машина. г. Вятские Поляны.53 года. Но руль мотоцикла они попрежнему твердо держат в руках. Мотоспортом могут заниматься люди всех возрастов — в этом убеждает опыт латвийских активистов оборонного Общества. Он опровергает распространенное еще среди многих руководителей автомотоклубов и организаций ДОСААФ мнение о том, что нельзя приобщить к мотоспорту широкие круги владельцев машин. Этот опыт учит, как сделать соревнования подлинно массовыми. Вот почему он достоин подражания и широкого распространения.занесло листовку. Вначале мы недоумевали, откуда она взялась. Потом выяснилось, что листовки разбрасывали по улицам города с учебно-тренировочного самолета ЯК-12. В них было написано: «Уважаемый товарищ! Завтра на Рижском кольце состоятся шоссейнокольцевые мотогонки. Вас ждет захватывающая борьба прославленных гонщиков. Посетите эти интересные соревнования». Трудно отказаться от соблазна и не посмотреть мотогонки, получив такое приглашение. Н. ВАСИЛЬЕВ, наш спец. корр.Ну, а приглашение с неба? Его мы получили накануне отъезда из Риги. В открытые окна нашей машины ветромРига — Огре — Тукум — Елгава — Сигулда.з*IS