АВТОМОБИЛЬПЕШЕХОДДО ноября Дежя советской акжлшжхясш Среди ответственных и нелегких задач в работе ми ­ лиции по охране общественного порядка немаловажное место занимает обеспечение безопасности движения. С ростом автомобильного транспорта эта работа приобрела особенно актуальное значение. В решении этой задачи на помощь милиции приходят новейшие достижения наукиитехники . Кибернетика и автоматика стали сегодня верными союзниками службы организации движения. О некоторых технических новинках в этой области рассказывает публикуемый нами материал.коло сорока лет назад на одной изцентральных площадей Москвы появ ился человек в светлой каскеи ослепительно белых перчатках. Однако работы у первого регулировщика уличного движения было немного. Автомобили в ту пору считались редкостью, потоки медлительныхконныхэкипажей почти не требовали управления . Но прошел всего десяток лет, и полос атыйжезл стал неотъемлемой приметой каждого оживленного перекрестка. Потом на помощь человеку в милицейской шинели пришел светофор. А сейч ас даже этому автоматическому устройству становится все труднее разводить бесконечные вереницы машин. Как же бороться сненавистными шоф ерам «пробками»? Идеальное средство от автомобильных заторов — транспортные пересечения вразных уровнях. Но такое решение дорожной проблемы требует больших затрати времени. Здесь на помощь приходят другие способы, позволяющие увеличивать скорость движ ения транспорта, не принося вжертву ей безопасность. Один из них называется «зеленой волной». Она впервые «побежала» по столичному Садовому кольцу в 1955 году. Потом ее режим вошел вжизньи других московских улиц. Новая система регулирования обеспечила автомобилям, настроившимся на постоянную скорость, скажем, 45 км/час, безостановочное движение, снизила число дорожныхОпроисшествий. Но иу нее оказались недостатки. Дело в том, что скорость «волны» у станавливалась однажды и навсегда. А что делать шоферу , если дорожные условия резко ухудшатся? Чуть снизишь скорость — в ыскочишь из «зеленой волны» (а значит будешь тормозить перед каждым перекрестком). И вот несколькомесяцевназад на б-километровом отрезке шоссе Энтузиастов появилась новая «зеленая волна». Она может вести машиныкатрех скор остныхрежимах — 60, 40 и 20 километров в час. Стоит только диспетчеру на главном пульте (он внескольких кил ометрах от магистрали) н ажать кнопку, и ритм движенияизменится . Усовершенствованная система сигнал изации руководит работой каждого из 13 маршрутных светофоров. Причем диспетчер может выключить какой-либо из светофоров, передав бразды правления регулировщику, или перевести его на мигающийжелтый сигнал. Словом, множество различныхвариантов позвол яетвыбратьоптимальныйдля данного места трассыи времени суток режимдвижения транспорта. В ыигрыш не только вувеличении скорости движенияиповышении безопасности. Не останавливаясь на перекрестках, автомобили перестали терять лишнее топливо, «съедать» резину, т ормозяперед словом «Стоп». На улицахрастаяли облака выхлопных газов.Последнему обстоятельству особенно рад пешеход. Но это не единственный подарок, к оторый принесла ему новая « з еленая волна». Близ каждого указате ­ л я «Переход» н а ее трассепоявился небольшой пульт. Если автомобили слишком долго не уступаютвам дорогу, наж мите кнопку. И черезнесколько секунд на светофоре фигура красного, стоящего на месте человечка сменится зеленым, идущим. Кстати, это тоже новинка. Исследователи пришлик выводу, что такой сигнал лучше всего восприн имается пешеходом. Исследователи? Да, благоустройством уличного движенияв Москве занимается специальная научная организация. Ведь нетак просто установить на улице (а есть такие, где зачаспроезжает до трехтысяч автомобилей) и деальный порядок. И нженерам городских магистрал ей приходится решать массу различн ых задач. В электронно-счетные машин ывводятся сведения оширине проезж ей части, г абаритах преобладающего вида транспорта, скоростях движения автомобилей и пешеходов, интенсивности грузовыхипассажирских потоков. Только после длительных экспериментов на ватманский лист ложится проект реконструкции. Так появилисьв столице «островки безопасности» для пешеходов, о казав ­ ш ихся во времясмены сигналов светоф ора посреди улицы . Последняя завершенная работа проектировщиков городского движения —Ь разгрузкаулицы Горького. Выло замечено, что движениев обе стороны по этой магистраличасто становится неодинаковым. Одна сторона почти свободна, а на другой в это время автомобили идут вплотную. Конструкторы реш илииспользоватьпустующую резервную зону, что тянется по оси мостовой. В одном из домов установили небольш йметаллическийящик . Снаружи он невидим, лишь глазок фотоэлемента чутьвыдаетсяизстеныздания . Он док ладываето количестве проходящихв обе стороны машин . И как только электронное устройство усмотрит существенное различиев густоте встречных потоков, автоматически подается команда светофорамрезервнойзоны . А' те зажигают зеленые огни в заданном направлении, и загруженная половина проезжей части становится на три метра шире . О дальнейших планах реконструкции движениятранспорта можно рассказыв ать очень много. Через несколько лет, н апример , на всех напряженных магистралях столицы побежит «зеленая волна». Автомобили, к оторым потребуется пересечь основную магистраль, будут сигнализироватьо своем намерении при помощи электронных устройств, «запрятанных» под асфальтом. При подъезде к особо важнымперекресткам движение будет регулироваться при помощи электронно-вычислительных машин. М. Б УШ .Нажав кнопку, можно при необходимости остановить транспортный поток у любого пешеходного перехода. П ятипрограммный пульт управления светофорами «зеленой волны» на шоссе Энтузиастов в Москве.Фото Э. Зимина.ЭЛЕКТРОНИКА30