уквально за несколько лет картинг, один из самых молодых видов моторного спорта, получил | повсеместное признание. Второй чемпионат страны, состоявшийся в Харькове, собрал команды одиннадцати союзных республик, Москвы и Ленинграда. Отчетный чемпионат по своему значению вышел за рамки обычного форума сильнейших, который определяет победителей. Он стал чемпионатом-смотром, не только продемонстрировавшим успехи, но и обнаружившим серьезные пробелы. В отличие от прошлогоднего первенства, чемпионат нынешнего года состоял из трех этапов — полуфинального (первенство республики или другое соревнование, классифицируемое не ниже третьей группы) и двух финальных состязаний — на шоссейно-кольцевой трассе и трековой дорожке. Места в личном первенстве СССР определялись по сумме результатов во всех трех этапах. В обоих классах машин — и 125 и 175 см ' — убедительную победу одерж али эстонцы. Все медали высшего достоинства .— золотые и серебряные — они поделили между собой. Столь блистательный успех эстонских картингистов мог бы стать сенсационным, если бы не было той реальной основы, на которой, к ак на дрожжах, растет и совершенствуется их мастерство. Имя этой основы — массовость. — В нашей республике, — рассказал •нам представитель команды Эстонии инструктор автомотоклуба «Калев» X. Ныммик, — картинг пользуется большой популярностью. Ежегодно разыгрывается первенство республики, причем в три этапа, проводятся соревнования на приз общества «Калев». На старты состязаний, к ак правило, выходит около 30 машинв каждом классе. Еще во время тренировочных заездов внимание всех участников привлекли два карта, на бензобаке которых было выведено: «Эстония К-1» и «Эстония К-2». Мягкая спинка, сиденье из искусственной кожи , изящные контуры, яркая окраска, преимущественно красного или синего цвета — это внешние атрибуты, которые бросались в глаза всем. О технических же достоинствах новых маш ин мы попросили рассказать В. Китса, конструктора экспериментального отдела Таллинского авторемонтного завода. — Проектируя машины, — сказал он, — мы использовали все лучшее, что дает на сегодняшний день опыт постройки картов в республике. На наших машинах расширен обод колеса и применяются соответствующие шины. Это улучшило маневренность, сделало автомобили более устойчивыми на поворотах, а установленные на всех четырех колесах тормоза позволяют гонщикам приближаться к виражу, не сбавляя скорости. Все ответственные детали изготовлены из легированной стали. Ну, а об остальном, — заключил Ките, — судите сами по результатам наших спортсменов. Инициатива таллинского завода, который планирует ужев будущем году выпустить не менее ста машин, заслуживает самых лестных эпитетов. Этим картам будут рады не только в Эстонии, но и во многих республиках и городах страны. Кто же были основными соперниками эстонцев в борьбе за призовые места? Москвичи, за исключением Б. Фалькевича, ставшего бронзовым призером, можшно сказать, не повлияли существенно на распределение первых мест. Прошлогодние чемпионы страны О. Кошиц и В. Степанов не вошли в число лучших трех ни в одном из этапов финала — ни в шоссейно-кольцевой гонке, ни на трене. Мы не ищем смягчающих обстоят тельств их неудачи (прошлогодние чемпионы выступили ниже своих возможностей), но нельзя умолчать о некоторых факторах, прямо или косвенно повлиявших на исход спортивной борь-ШИРОКИЕКАРТИНГАЛично-командное первенство СССРбы. С одной стороны, это медленные темпы развития картинга в столице, а с другой — просчеты в самом положении о чемпионате. Последнее касается, разумеется, не только москвичей, но и всех участников. По новому положению к финальным стартам в Харькове, к акуже сказано, допускались призеры республиканских первенств, а также соревнований, классифицируемых не ниже третьей группы. В общий зачет первенства включались и очки, полученные в этих соревнованиях (максимум — 50). В результате новая зачетная система, введенная, чтобы стимулировать картинг в республиках, в основе своей оказалась в противоречии со «святая святых» спорта — за первенство должны бороться спортсмены, имеющие на старте одинаковые шансы. На самом же деле получилось так, что те, кто приехал без солидного количества очков, даже в случае победы и на кольцевой трассе, и на трековой дорожке, не могли претендовать на призовые места. Авторы положения не посчитались с тем, что в некоторых республиках просто не могли собрать необходимый кворум для проведения соревнования не ниже третьей группы, в то время как республики Прибалтики могли выставить команды из нескольких человек, каждый из которых уже имеет 50 очков. Нам кажется, что все эти искусственные меры для поддержания «пульса» теперь не нужны картингу. Достаточно сказать, что количество заявок, поданных для участия в чемпионате, превзошло все ожидания его организаторов, т ак что кое-кому пришлось и отказать. Картинг, повторяем, у же вышел наоткрытую дорогу, и на нынешнем его этапе нужно решать ряд сугубо практических вопросов, связанных с повседневными нуждами. Единицами до сих пор насчитываются специально оборудованные шоссейно-кольцевые трассы, где соревнуются «рыцари микроавтомобиля». Харьковская трасса, проложенная по аллеям парка имени Артема, по своим техническим данным оказалась малопригодной для борьбы на высоких скоростях. Судьба первого места фактически решалась уже на старте — кто вырывался вперед, тот и получал «все карты в руки». Ширина трассы только на некоторых участках давала возможности для обгона. В связи с этим особо возрастало значение распределения мест на старте, а они определялись результатами контрольных заездов. Практически же получилось так, что свои стартовые места занимала только первая четверка, а остальным было предоставлено право действовать по принципу — кто быстрее добежит. И вот спортсмен, скажем, бывший шестым в контрольном заезде, вынужден был становиться на старте где-нибудь в самом хвосте, а его законное место доставалось тому, к то оказывался проворней. Судейская коллегия (главный судья Л . Зеликсон) допустила и ряд других промахов — были, в частности, случаи фальстарта, опасной езды, но они не получили должной оценки. Серьезного упрека заслуживают организаторы чемпионата. Это по их вине (соревнования начались на день раньше намеченного срока) участники в пожарном порядке провели тренировочные и контрольные заезды ив тот же день вступили в борьбу за медали. Слишком большое напряжение многим оназалось не под силу. В нынешнем году советский картинг впервые выходит на международную арену. Сборная СССР провела в Варшаве встречу с довольно сильными соперниками.. Федерация автоспорта СССР. вошла в ФИА с предложением утвердить в качестве международных карты с мотоциклетным двигателем в классах 125 и 175 см». Все это заставляет взглянуть на картинг в новом свете, то есть как на вид спорта, убедительно доказавший свою жизненность. Надо надеяться, что ФАС СССР, Центральный автомотоклуб, еспубликанские и областные комитеты ОСААФ окажут ему должное внимание. Особо нужно сказать о развитии юношеского картинга. Дворцы пионеров в городах, автоконструкторские кружки при заводских клубах построили уже десятки картов, а в прошлом году были проведены всесоюзные соревнования среди школьников. Картинг дешев, доступен, микроавтомобили не являются уличным видом транспорта и предназначены для езды только на специальных трассах. Все это хорошо известно. Известно и то, что картинг — это преддверие большого автомобильного спорта. Но почему же тогда юноши не участвуют в розыгрыше командного первенства страны? Их обязательно нужно вводить наряду с мужчинами в составы команд — таково мнение большинства участников чемпионата, членов тренерского совета, представителей команд. Широкий размах юношеского картинга — вот что является самой надежной основой подлинного развития этого увлекательного вида спорта. Р. ДАНЕЛЯН, спец. корр. «За рулем».нч• оо аон• вн• внЙн"0• внг. Харьков.ЛИЧНОЕ ПЕРВЕНСТВО Класс 125 смз. Шосеейно-кольцевая гонка: 1. Ю. Адамсон; 2. В. Алиппере; 3. В. Карк (все — Эстонская ССР). Трековая гонка:. 1. И. Шлейтер (Латвийская ССР): 2. В. Карк; 3. В. Алиппере. Общий итог: 1. В. Алиппере; 2. В. Карк: 3. И Шлейтер. К ласс 175 смз. Шосеейно-кольцевая гонка: 1. В. Кутсар; 2. Э. Нильсон (оба — Эстонская ССР); 3. Б. Фалькевич (Москва). Трековая гонка: 1. А. Сафонов (Москва): 2. В. Кутсар; 3. О. Харадэе (Груз инская ССР). Общий итог: 1. В. Кутсар; 2. Э. Нильсон; 3. В. Фалькевич. КОМАНДНОЕ ПЕРВЕНСТВО Сборные команды союзных республик. 1. Эстонская ССР (В. Алиппере, .Ю. Адамсон, В. Кутсар, Э. Нильсон); 2. г. Москва (Е. Цыплаков, Б. Фалькевич, А, Сафонов, В. Степанов); 3. Латвийская ССР (В. Ботниск, И. Шлейтер, Ю. Францис, А. Спринлис). Сборные команды ДСО и ведомств: 1. «Калев»; 2. «Даугава»; 3. «Спартак».Призом журнала «За рулем» за лучшую конструкцию карта награжден инструктор автоконструкторского кружка Харьковского Дворца пионеров В. Енин.Опытный образец карта «Эстония К-2» в классе 175 смЗ. Фото В. Китса.