Братский народ Югославии в ноябре торжественно отмечает свой национальный праздник — провозглашение Федеративной Народной Республики Югославии (теперь Социалистическая Федеративная Республика Югославия). Совместными действиями войск Советской Армии и частей Народноосвободительной Армии Югославии в октябре 1944 года был освобожден от фашистских захватчиков Белград — столица страны. Победа над гитлеровской Германией ознаменовала крутой поворот в судьбах народов Югославии. В стране была установлена власть трудящихся. Завоевав подлинную свободу, Югославия стала на путь строительства новой жизни, на путь социализма. Под руководством коммунистов трудящиеся страны добились больших успехов в развитии экономики и культуры. В Югославии налажено автомобильное и мотоциклетное производство, широкого размаха достиг автомотоспорт. На этих страницах читатель найдет материалы о братской Югославии. Часть из них подготовлена сотрудниками газеты «Мото-ревия», издающейся в Белграде. ПАМЯТНИК ПАВШИМ ВОИНАМНебольшое село Батина находится на пути между Сомбором и Осиеком. Здесь произошло одно из большихсраженийзавершающей операции по освобождению Югославии. В непосредственной близости от села, н а лесистом плато, у витый виноградными лозами, в озвышается созданный известным югославским скульптором Аугустом Аугустинчичем величеств енныйпамятниквоинам Советской Армии, п авшимв боях за освобождение Югославии.Я-БОЕВОЕ СОДРУЖЕСТВООсобенно отличился 126-й отдельный мостостроительный батальон. котооым командовал подполковник Н. П. Манкевич. На его долю приходились самые ответственные и трудные задания по строительству мостов и переправ. С ним хорошо взаимодействовала 22-я автомобильная Одесская бригада. Она обеспечивала батальону подвоз тяжелых понтонов. Во время наступления на Белград на протяжении всей операции вместе с советскими воинами мужественно сражались с врагом бойцы Народно-освободительной армии Югославии, храбрые партизаны. Это была настоящая боевая дружба. Части Югославской армии испытывали острый недостаток в вооружении. Н аши войска оказали им в этом большую помощь. Помню, однажды меня вызвал командующий войсками 3-го Украинского фронта Маршал Советского Союза Ф. И. Толбухин и приказал выехать к Белграду, куда уже рвались танки 4-го гвардейского механизированного корпуса под командованием генерал-лейтенанта танковых войск В. И. Жданова. На броне наших машин находились десантники — советские бойцы и югославские партизаны. Мне было поручено организовать передачу югославам трофейного оружия. Мы предоставили НОАЮ значительное количество вооружения, боеприпасов, захваченные у гитлеровцев склады с обмундированием, санитарным и инженерным имуществом, автомобили итягачи . Благодаря этому части НОАЮ стали еще более боеспособными. Всюду, где появлялись наши войска, население Югославии встречало советских воинов как своих братьев. Люди преподносили освободителям цветы, в свободные минуты просили наших солдат и офицеров рассказать о Советском Союзе, о Москве. Сколько в те ночи прошло задушевных бесед у походных солдатских костров, сколько теплых слов было сказано о нашей дружбе! Боевые действия советских войск были высоко оценены правительствами СССР и Югославии. Тысячи наших солдат и офицеров награждены советскими и югославскими орденами. Командир 4-го гвардейского механизированного корпуса генерал-лейтенант танковых войск В. И. Жданов был удостоен звания Народного героя Югославии. Ряду частей и соединений присвоены почетные наименования «Белградских». С тех пор прошло 20 лет. За это время много утекло воды в полноводном Дунае. Но память о тех боевых днях никогда не померкнет. Она живетв сердцах людей, вместе боровшихся против общего врага иидущихк одной цели. У советских людей общие интересы с югославским народом — это борьба за построение социализма и коммунизма. Н аша дружба закалилась в совместной борьбе. Дальнейшее ее развитие — в интересах советского и югославского народов, в интересах всех стран великого социалистического содружества. Н. СТРАХОВ, генерал-лейтенант технических войск. 16I истории второй мировой войны Белградская насту пастельная операция занимает особое место. Она являет собой один из ярких примеров выполнения Советской I Армией своей освободительной миссии, представляет славную страницу в летописи дружбы СССР и Югославии. В этой операции участвовали соединения 3-го Украинского фронта — 57-я армия в составе трех стрелковых корпусов, 4-й гвардейский механизированный корпус, стрелковая дивизия фронтового подчинения, 17-я воздушная армия. Из войск 2-го Украинского фронта был выделен 10-й гвардейский корпус. С наземными частями боевое взаимодействие осуществляла Дунайская военная флотилия. От Народно-освободительной армии Югославии (НОЛЮ) в наступлении на Белград приняли участие 1-й Пролетарский корпус итри армейских корпуса (17 дивизий). Юго-восточнее Белграда бои вели болгарские войска в составе трех армий. Белградская операция началась наступлением советских войск 28 сентября 1944 года. Несмотря на яростное сопротивление гитлеровцев, к середине октября многие районы восточной и северо-восточной части Югославии были освобождены от оккупантов. Развивая наступление, ударные силы 3-го Украинского фронта 14 октября уже достигли окраины Белграда и вместе с югославскими частями завязали бои за столицу. Сражаться приходилось за каждую улицу, за каждый дом. 20 октября над израненным Белградом взвилось знамя свободы. Для того чтобы овладеть городом, советским частям пришлось совершить длительные марши в горно-лесистой местности, вести тяжелые бои в горах. На долю 57-й армии и 4-го гвардейского механизированного корпуса выпала нелегкая задача — не только сломить сопротивление гитлеровцев, но и преодолеть Восточно-Сербские горы сих труднопроходимыми дорогами, узкими дефиле, крутыми подъемами и спусками. Отступая под ударами наших войск, противник взрывал мосты, устраивал завалы. Н ашим инженерным, дорожно-строительным частям нередко приходилось прокладывать путь взрывчаткой. Но несмотря на эти трудности, на дорогах поддерживался строгий порядок. Армейские, а вслед за ними фронтовые дорожно-строительные и дорожно-эксплуатационные части и подразделения действовали оперативно, обеспечивая передвижение войск. В ходе операции мне приходилось руководить работой автодорожной службы непосредственно, к ак говорится, на месте. Высокие темпы наступления войск требовали постоянного наращивания коммуникаций, переноса рокад, а в некоторых случаях и прокладки новых дорог. Надо было быстро ремонтировать мосты, наводить временные переправы для прохождения танков и тяжелой артиллерии. И войска успешно справлялись со всем этим, несмотря на большую загруженность дорог. Передвижение войск и боевой техники было организовано четко. Повсюду на дорогах соблюдалась строгая дисциплина.