Двадцать лет назад части Карельского фронта и боевые корабли Северного флота, разгромив фашистские войска на рубежах советского Заполярья, пришли на помощь Норвегии и очистили север страны — провинцию Финмаркен — от гитлеровских захватчиков. С чувством глубокой благодарности вспоминают норвежцы о советских воинах, принесших им свободу. Мы предлагаем читателям путевые заметки нашего корреспондента, побывавшего недавно • Норвегии.орвегия — знает всякий — страна мореплавателей. Сегодня — это и страна автомобилистов. Любой паренек со знанием дела сообщит вам, что первый автомобиль в Норвегии принадлежал столичной пивоварне, что первые такси были 12-сильные «Клеманы» и появились в Осло в 1913 году. Сейчас в Норвегии свыше трехсот тысяч легковых автомобилей. Для страны, где проживает менее четырех миллионов человек и нет своей автомобильной промышленности, — это внушительная цифра. На тесных улицах норвежских городов, на узких горных дорогах — скопища машин. Наше путешествие по Норвегии началось в Осло. Старенький шведский «Вольво» повез нас на запад. Первая остановка в черте города. За легкой оградой кладбища «Вестре» — памятник из серого гранита. Под пятиконечной звездой и гербом СССР застыл советский воин с автоматом. На пьедестале, где всегда живые цветы, надпись: «Nbrgetakker dere1» — «Норвегия благодарит вас». Позади остались пригороды столицы. Широкая четырехполосная асфальтовая лента ведет к городу Драммен — пятому по величине в Норвегии. Чтобы увидеть его с высоты птичьего полета, нужно взобраться с машиной по единственному в своем роде сооружению — дороге, пробуренной в огромной скала и напоминающей гигантский штопор высотой 220 метров. Каждый виток его спирали — 22 метра, а длина всей этой необычной трассы 1650 метров. Норвежцы большие мастера по части горнопроходческих работ. Значительная часть дорог пролегает по ущельям, вырублена в твердых скальных породах. Машина бежит от тоннеля к тоннелю. Если посмотреть вниз, взгляду открывается синь горных озер, вверх — видишь высоченные кряжи со снеговыми шапками. Въезжаем в облака. Здесь даже бывалый водитель, инженерНКлас Берг (он же наш гид), знающий назубок каждый поворот, неожиданно умолкает и настораживается. Не проходит и десяти минут, как машина, взвизгнув тормозами, застывает на месте. Впереди, в каких-нибудь двух-трех метрах встречный автомобиль. Он сдает назад до небольшого расширения дороги, где стоит указатель с большой буквой «М» — место разъезда. Клас, высунувшись из машины, приветливо машет рукой. Водитель встречного автомобиля, улыбаясь, тоже поднимает руку. Норвежские шоферы наредкость предупредительны и вежливы. Каждый из них всегда готов уступить дорогу, пропустить встречную или позади идущую машину. Часто на дорогах встречаешь машины с развевающимся лисьим хвостом на крыше. Это члены общества «Дэвида Крокета» — союза самых примерных и корректных водителей. Предупредительность — основной закон автомобилистов в Норвегии. И все же число дорожных происшествий еще велико. Летом в страну фиордов со всего света стекаются туристы. Их много, свыше миллиона, и все на колесах — в автомобилях, автобусах, на мотоциклах, мотороллерах. Из Дании и Швеции, Канады и Австралии, Голландии и Бельгии — каких только номерных знанов не встретишь в эту пору! Не легко сразу приспособиться н дорогам, напоминающим причудливые лабиринты, да еще таким узким, что двум машинам не разминуться. Трудно приходится англичанам и шведам. Не всегда удается освоить правостороннее движение. Тогда в газете появляется очередное сообщение о дорожном происшествии.На одной из площадей Осло. Такси в Норвегии называют «Дроте». Многие владельцы такси предпочитают «Волгу» всем другим автомобилям. Стоянка мотоциклов и мотороллеров разрешена прямо на тротуарах.ВЫПИСЫВАЙТЕ И ЧИТАЙТЕ ЖУРНАЛ « З АПОДПИСКАРУЛЕМ»НА 1965ГОДПРИНИМАЕТСЯ БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ .Оформить подписку можно в пунктах подписки «Союзпечать», отделениях связи, городских и районных узлах связи, почтамтах, а также у общественных распространителей печати на предприятиях, в учреждениях ив первичных организациях ДОСААФ . Подписная плата на 12 месяцев 3 р. 60 к. на 6 месяцев 1 р. 80 к. на 3 месяца на 1 месяц 90 к. 30 к.