мотоциклыб лижайших•*4VMjri^?i»:?>>»v?w.>>r»>>;v»w^ЛВ. РОГОЖИН, начальник и главный конструктор ЦКЭБ мотоциклостроения. од от года повышается уровень жизни советских людей. Свидетельство тому — быстро растущий спрос на самые разнообразные товары. Среди них — продукция мотозаводов. Одно только сравнение: мотоциклов и мотороллеров в 1953 году было продано населению 134 тысячи, а в 1963-м — 632 тысячи — говорит о многом. В настоящее время Советский Союз занимает второе место в мире по производству мотоциклов. Большая часть машин, выпускаемых нашей промышленностью, отвечает всем современным техническим требованиям. Они не только. не уступают, но зачастую превосходят зарубежные мотоциклы по прочности и надежности. В последние годы много сделано для улучшения динамических качеств наших мотоциклов. И вот результат: на 10—15 процентов увеличились мощность двигателей и скорость. Значительно расширен типаж. Теперь у мотолюбителей есть возможность выбрать машину по своим нуждам и вкусу. Но потребности будут расти все быстрее, спрос мотолюбителей будет все строже. М ы , мотоциклостроители, хорошо понимаем это. В настоящее время разработан конкретный план конструкторско-экспериментальных работ по повышению технического уровня мотоциклов, мотороллеров и мопедов. Читателям, конечно, небезынтересны будут параметры моделей, которые появятся в течение ближайших лет (см. таблицу 1). Основное внимание конструкторы уделяют совершенствованию двигателя, и прежде всего повышению крутящего момента, мощности и улучшению экономичности (при незначительном увеличении числа оборотов). Улучшается продувка двухтактных двигателей, а все четырехтактные переводятся на верхне-Гклапанное газораспределение. Это обеспечит лучшее наполнение двигателя и использование топливного заряда. Важнейшая проблема мотоциклостроения — повышение долговечности двигателя. У новых моделей скорость поршня будет меньше. Намечается шире применять алюминиевые цилиндры с хромированным зеркалом, улучшить систему смазки, усовершенствовать воздухоочистители. Все это вместе с повышением качества деталей и агрегатов позволит увеличить пробег машин без капитального ремонта в среднем вдвое. А если учесть, что мотоциклы, находящиеся в личном пользовании, эксплуатируются, как правило, только в определенное время года, то можно считать, что срок службы новых моделей составит &•—10 лет. Более подробные данные приведены в таблице 2. Вторая проблема — повышение ком ­ фортабельности мотоцикла. Речь прежде всего идет о плавности хода. Что делается в этой области? Разрабатываются оптимальные конструкции передних и задних подвесок. Имеется в виду также повышение удобства управления мотоциклом, его обслуживания. Проектируя новые модели машин, конструкторы учитывают условия их эксплуатации, определяемые географическими, климатическими и дорожными особенностями. А надо сказать, что на огромной территории нашей страны они весьма разнообразны. При этом мы, естественно, учитываем спрос. Так, например, особенным успехом у нас пользуются мотоциклы с колясками, тогда как во многих странах наиболее распространены мотовелосипеды. Немаловажное значение для удобства эксплуатации и ремонта машин имеет унификация их узлов и деталей. Работа в этом направлении продолжается. И Расход топлива л/100 га о on 30 50 55 120 130 100 110 150 260 290 Мопед Мотороллер Мотоциклы легкие Мотоциклы средние Мотоциклы тяжелыеТеперь о конкретных моделях. Мотоцикл «Урал» (М-62) Ирбитского завода будет заменен в 1965 году новой моделью — «Урал-2» (М-63), основные узлы которой (кроме двигателя) унифицированы с узлами мотоцикла К-750М Киевского завода, освоенного в этом году. Мощность «Урала-2» увеличена до 30 л. с. Снижены его общий вес и расход топлива. В настоящее время конструкторские коллективы Ирбитского и Киевского заводов разрабатывают две новые унифицированные модели мотоциклов — «Урал-3» (М-65) и «Днепр-1» с одинаковым двигателем мощностью 32 л. с , который обеспечит скорость до 120 км/час. Значительно изменится и внешняя форма машин. Создано несколько образцов боковых прицепов. Испытания мотоциклов намечены на следующий год. Ижевский завод ведет работу по созданию мотоцикла с двухтактным двухцилиндровым двигателем рабочим объемом 500 см». Он предназначается для эксплуатации с коляской. Мотоцикл уже проходит заводские испытания. В дальнейшем мощность двигателя с 25 л. с будет увеличена до 28 л. с. Одновременно совершенствуются выпускаемые сейчас мотоциклы «ИЖ-Планета» и «ИЖ-Юпитер». Направление работ: повышение мощности двигателей и увеличение надежности. Новую модель разрабатывают конструкторы завода, выпускающего мотоциклы «Ковровец». Внешне она будет в корне отличаться от «Ковровца-175В». Мощность двигателя увеличится до 12 л. с. при том же рабочем объеме, скорость возрастет до 110 км/час. Производство мотоциклов М-104 будет прекращено Минским заводом, и начнется выпуск мотоцикла М-105, который явится промежуточной моделью. В это время будут уже испытываться первые образцы основной модели — мотоцикла М-106. Мощность нового двухтактного двигателя М-106 — 8 л. с. 3 при рабочем объеме 125 см . Примечательно, что в создании мотоцикла М-106 принял участие Всесоюзный институт технической эстетики,- разработавший его внешние формы. Готовят новинки и заводы, выпускающие мотороллеры. На смену модели ВП-150 придет машина с двумя вариантами двигателя — 150 и 175смЗ. Изменится и ее внешний вид. Одновременно завод разрабатывает конструкцию перспективного мотороллера «Вятка-3» с двигателем рабочим объемом 175 смз, с династартером и кикстартером. Уже в этом году появится первая, опытная партия новых мотороллеров Т-250 с двухтактным двигателем рабочим объемом 250 смз и мощностью 10 л. с. Благодаря этому можно будет СущестСредний вующий годовой пробег до пробег, капитального рекм монта, км 1000 3 000 3 000 4 000 5 000 7 000 15 000 15 000 18 000 20 000 Намечаемый проУвелибег до чение капитальпробега, ного репроценты монта. км 15 000 30 000 25 000 35 000 50 000 114 100 67 94 150Рабочий объем двигателя, смз Мощное (максимальная л. с. Скорост (максимальная км/час6 ~Тип машины1Тип машиныМотовелосипед Мопед Мопед Мотороллер Мотороллер Мотоцикл Мотоцикл Мотоцикл Мотоцикл с коляской Мотоцикл с коляской 1*50 50 75 175 250 125 175 350 500 6501,8 3,0 4,0 10,0 12,0 8,0 12,0 20,0 26,0 32,040 65 75 90 100 95 110 120 115 1201,3 1.5 1,6 3,0 3,2 2,2 2,5 3,5 5,0 5,5и