20
21
„JBI©/IKlBH¥EJbй«й^ай&«8ш«й8з^®^^Поистине фантастические достижения современной химии самым непосредственным образом коснулись и автомобиля. И если замечательный во всех отношениях (вплоть до того, что вмятины сами восстанавливаются) некорродирующий пластмассовый кузов еще «завтрашний день», то легкий, дешевый ремонт деталей кузова при помощи полимерных материалов доступен уже сегодня. Эпоксидные пластмассы и клей позволяют устранять повреждения быстро и без применения специального оборудования. Становятся ненужными такие трудоемкие операции, требующие специальной квалификации, как правка и рихтовка, опайка глубоких повреждений, сварка, пайка радиаторов. С применением полимеров ремонт становится возможным иногда даже в пути. Геннадий Николаевич ПУШИН — инженер из г. Миасса — делится с нами своими знаниями и уже значительным опытом по части новых, «химических» способов ремонта.Сегодняшнее заседание в основном посвящено вопросу, непосредственно касающемуся каждого из нас: о легком, дешевом и доступном способе ремонта кузова при помощи новых химических материалов (кто застрахован от вмятин на машине!). Второй вопрос: об установке нового гипоидно-ЗАСЕДАНИЕили разорвана, следует слегка выправить ее выколоткой. Затем готовят эпоксидный клей. Он включает 3 весовые части эпоксидной смолы ЭД-5 (или ЭД-6) и 0,7 части отвердителя—полиэтилена, полиамина или гексаметилендиамина. Смолу наливают в банку и тщательно смешивают с отвердителем в течение 10—15 минут. Зачищенное место на кузове нужно смазать приготовленным таким способом клеем (2). Затем вырезают кусок ткани по форме вмятины. Для этой цели можно использовать стеклоткань, фланель или брезент. Ткань пропитывают этим же составом и накладывают на поврежденное место (3). После этого в эпоксидную смолу, смешанную с отвердителем, вносят асбоволокно и стекловолокно (по 1—1,5 весовой части) и все тщательно перемешивают. Получившейся тестообразной массой заделывают вмятину до уровня неповрежденной поверхности (4) и выравнивают при помощи шпателя. После отвердения (по рекомендации, для всех эпоксидных клеев оно продолжается примерно сутки) образуется пластмасса, прочная и вязкая, как легированная сталь: предел прочности при сжатии 1220 кг/см 2 предел прочности при растяжении 416 кг/см 2 ударная вязкость 18 кгм/см 2 удельный вес 1,6 г/см 3 При отвердении ив процессе эксплуатации эпоксидная быстротвердеющая пластмасса не дает усадки и не трескается. Это свойство выгодно отличает ее от шпаклевок. Кроме того, пластмассу можно наносить на кузов слоем любой толщины, она имеет хорошее сцепление с металлом и отлично защищает кузов от коррозии. После отвердения пластмассы поврежденное место нужно зачистить шкуркой заподлицо с неповрежденной частью и отшлифовать поверхность шкуркой № 230—280 (5). После шлифовки поверхность грунтуют при помощи кисти или распылителя. Остается только окрасить поверхность в обычном порядке (6). Такой способ ремонта кузова вполне доступен автолюбителям. В месте ремонта панель, как правило, получается прочнее, чем у нового автомобиля. лезвием ножа или шилом. Не следует опасаться, что при расправлении трубка проколется или разорвется. Затем зачищают наружную поверхность трубки в местах повреждения шкуркой, смазывают зачищенное место эпоксидным клеем, приготовленным по приведенному выше рецепту и оберты-~ вают поврежденную часть трубки полоской ткани, пропитанной этим клеем, продевая полоску между трубками при помощи шила или пинцета, как показано на рис. 2.пластмассовая муфтагруока радиатора полоска ткани, пропитанная эпоксидным клеем Рис . 2. Ремонт поврежденной трубки радиатора. После отвердения клея на поврежденных местах трубок образуется пластмассовая муфта, прочная и герметичная. Она без всяких дополнительных операций обеспечивает беспрепятственную циркуляцию воды, в то время как при ремонте пайкой трубки приходится «глушить». Трещины и пробоины в коробках радиатора заклеивают полосками ткани, пропитанной эпоксидным клеем. При этом полезный объем радиатора не уменьшается. Таким способом могут быть легко отремонтированы и радиаторы, имеющие значительные повреждения. Так, например, восстанавливались несколько радиаторов автомобилей «Волга», поврежденных при наезде на препятствия. Радиаторы были помяты, сердцевины изрублены лопастями вентилятора. Отремонтировать их пайкой не представлялось возможным. Восстановленные радиаторы до настоящего времени находятся в эксплуатации.jpxsatoJBCTКУЗОВА.Для того чтобы избавиться от вмятин и пробоин на кузове (рис. 1), поврежденное место (1) нужно зачистить шкуркой и обезжирить ацетоном или бензином. Если какая-то панель сильно помята Рис. 1. Последовательность ций при ремонте повреждения легкового автомобиля. операкузоваJPJEMОНТ ВПУТИтрханоятРЛДМАТОРЛВначале нужно выявить места повреждения и выправить помятые или разорванные трубки острым предметом —Эпоксидный клей может оказать неоценимую услугу, если в результате езды по плохой дороге оказались, например, пробитыми бензобак или картер двигателя. В этом случае поврежденное место зачищают напильником или шкуркой, затем тщательно обезжиривают.20 го редуктора заднего моста на любую модель автомобиля «Москвич» — ответ на большое количество писем, полученных редакцией журнала и Московским заводом малолитражных автомобилей, в которых любители спрашивают, как технически грамотно произвести эту замену.ХЛМЧЯВ НАШЕМ ГАРАЖЕ. ГИПОИДНАЯ ВМЕСТО СПИРАЛЬНО КОНИЧЕСКОЙ.тор (деталь 407-3802810-Д, см. рис. 2) поставляется в запчасти в комплекте (407-3802951) с шестерней (деталь 402-3802833) точно такой же, какая установлена на вторичном валу коробки передач, и ее не следует менять, если она не изношена. Если оставить старый редуктор (деталь 402-3902810), показания прибора будут меньше на 12 процентов. Редуктор с индексом «Г» отличается от редуктора с индексом «Д» в основном тем, что у него фланец с отверстием под болт и резьбовой штуцер обращены в одну сторону. Для улучшения условий работы карданного вала желательно заменить картер (балку) заднего моста на новый (деталь 407-2401010), так как на нем площадки для крепления рессор расположены под иным углом. Используя старую балку, нужно положить между рессорой и площадкой клиновидную подкладку (рис. 3) с углом в3 градуса. Толстая сторона подкладки должна быть обращена вперед по ходу автомобиля. Установить ее следует до проверки сочетания монтажных размеров, так как расстояние от редуктора до коробки перемены передач изменится.ОДИННАДЦ AT ОЕ щщ&тжщ^х&ш?*Поврежденное место смазывают эпоксидным. клеем и на трещину или пробоину накладывают пропитанную полоску ткани. Через 2—4 часа (после отвердения клея) в бак можно будет заливать бензин, а в картер — масло. Эпоксидный клей годится также для заделки трещин в «сосудах» аккумуляторных батарей. Особенно хорош он при склеивании разбитых или треснувших пластмассовых деталей распределителя зажигания, так как обладает необходимыми электроизоляционными свойствами. Эпоксидным клеем можно с успехом склеивать разбитые стекла задних фонарей. При этом восстанавливаются их светотехнические характеристики, так как клей после отвердения представляет собой прозрачную желтую массу.Редуктор последнего выпуска, устанавливаемый на «Москвиче», действительно хорош: переход на гипоидное зацепление (ведущая шестерня смещена вниз) привел к новым качествам — зубья стали толще (особенно у основания, где наиболее велики напряжения), а значит — прочнее; больше зубьев теперь одновременно находится в зацеплении — уменьшилась нагрузка на отдельные зубья, чистая «обкатка» зубьев дополнилась скольжением, что дало ускорение и улучшение приработки. Короче: гипоидная передача при равных размерах с обычной спирально-конической имеет больший запас прочности. А если принять еще во внимание, что в новом редукторе ведущая шестерня установлена на конических роликовых подшипниках, и вспомнить, что шариковые подшипники «прежних» редукторов иногда доставляли неприятности, — то можно считать, что установка гипоидного редуктора вместо уже подносившегося весьма желательна. Для разъяснений мы пригласили Леонида Максимовича ВАСИЛЕВСКОГО — ведущего инженера МЗМА. Выпускаемый в настоящее время редуктор с гипоидным зацеплением и ведущей шестерней, установленной на конических подшипниках, взаимозаменяем по присоединительным местам с редукторами задних мостов автомобиля «Москвич» всех моделей прежних выпусков, имеющих шестерни главной передачи с обычным спирально-коническим зацеплением. Ьго установка на автомобиле «Москвич» любой модели требует лишь обычного монтажа. Этот редуктор (выпускаемый с 1961 года за номером 407-2402010-Б*1) имеет передаточное число 4,55 (41 и9 зубьев) и опущенную вниз на 32 мм ведущую шестерню. У моделей 400, 401 и 402 был одинаковый редуктор заднего моста (деталь 401-2402010) с передаточным числом 5,14 (число зубьев ведомой шестерни — 36, ведущей — 7). На автомобилях модели 407 вначале устанавливался редуктор заднего мо ­ ста с передаточным числом 4,71 (33 и7 зубьев), а позднее с числом 4,62 (37 и8 зубьев), носивший тот же номер (деталь 407-2402010). При установке гипоидного редуктора на модели 400 и 401 карданный вал (деталь 401 -2201010-А) сохраняется. Привод спидометра из-за особенностей конструкции не может быть заменен новым. В этом случае показания скорости и суммарного пробега будут меньше действительных приблизительно на 12 процентов. При установке гипоидного редуктора на модели 402 и 407 (с негипоидным задним мостом), как правило, карданный вал нужно заменять новым — модели 407 (деталь 407-2201010), который короче на 17 мм . Но возможно такое сочетание монтажных размеров, при котором удается сохранить прежний карданный вал (402-2201010-А). Для проверки автомобиль сначала вывешивают так, чтобы колеса не касались земли, затем нагружают, пока оба резиновых буфера не упрутся в основание кузова. В этих двух крайних положениях отсоединенный карданный вал нужно подать вперед. При этом между сопрягаемыми плоскостями его фланца и фланца редуктора должен образоваться зазор приблизительно 4—5 мм . Если его нет, замена карданного вала неизбежна, иначе конец вторичного вала может выбить заглушку из скользящей вилки и из коробки передач будет вытекать смазка. На автомобиле модели 407 после установки гипоидного редуктора необходимо заменить на новый и редуктор привода спидометра (деталь 407-3802810-Г, см. рис. 1), поставляемый в запчасти в комплекте (407-3802950) вместе с ведущей шестерней (деталь 402-3802833), которую следует ''установить вместо старой. Для автомобиля модели 402 с трехступенчатой коробкой передач редук-Р ис . 1. Корпус редуктора привода спидометра для четырехступенчатой коробки передач. Р ис . 2. Корпус редуктора привода спидометра для трехступенчатой коробки передач. Рис соры. 3. Подкладка под площадку рес21\ Сопряеается с плоскостью рессоры