оввв Пословица «Лучшее — враг хорошего» очень метко характеризует причины любви модернизации. Действительно, вряд ли можно подыскать пример конструкции, которая впоследствии не улучшалась. Многое подсказывает опыт эксплуатации, появляются новые материалы, а главное, непрерывно работает конструкторская мысль. Поэтому-то каждая модель автомобиля не только в период преодоления «детских болезней», но ив последующем непрерывно совершенствуется, а когда новых решений становится много и часть из них «не уживается» с существующей схемой — появляется новая модель. Эта участь всех машин не миновала и нашего «Запорожца». Пять лет, в течение которых он выпускается и совершенствуется, — достаточный срок, чтобы «подвести итоги» и рассказать обо всех изменениях сотням тысяч обладателей советской микролитражки. О том, какие они дают преимущества, как воспользоваться модернизацией владельцам машин первых выпусков, какие нужны для этого детали. Обо всем этом на заседании клуба «Автолюбитель» рассказывает инженер завода «Коммунар» К. С. ФУЧАДЖИ.феврале 1962 года на двигателе «Запорожца» улучшено уплотнение в соединении крышки и головки цилиндров. Крышки крепятся теперь не в двух, а в четырех точках шпильками. Новые крышки уже не литые, а штампованные; головки также изменены.НОВОЕ В «ЗАПОРОЖЦЕ»При желании произвести замену нужно приобрести комплект модернизированных деталей: две головки цилиндров (965-1003011), две штампованные крыш ­ ки головок цилиндров (965-1003264-В) и две прокладки с четырьмя отверстиями (965-1003270пБ). В головках последующих выпусков (с апреля 1962 года) был изменен также угол наклона свечи (с 50 до 70 градусов), что улучшило пусковые свойства двигателя и повысило надежность свечей. Канавка к маслоналивному отверстию в головке выполнена наклонно. В марте 1962 года на балансирном валу изменены посадочные размеры и введен упор, что предотвращает перекос противовеса. Новый балансирный вал (965-1006278-Б) устанавливается на ранее выпущенном двигателе вкомп ­ лекте с противовесом уравновешивающей системы, сухарем и шестерней. С октября 1962 года устанавливается коленчатый вал с уширенными второй и пятой щеками. Прочность этой ответственной детали благодаря такому улучшению значительно повышена. Установка усиленного вала возможна на ранее выпущенные автомобили. С июля 1962 года претерпел изменения ведомый вал сцепления, у которого число шлицев увеличено с четырех до шести, а высота их стала больше на 0,5 мм . Это повысило надежность шлицевого соединения ведущего вала ко ­ робки передач с валом сцепления ис шестерней четвертой передачи. Чтобы заменить ведомый вал модернизированным, нужно приобрести ведомый вал сцепления в сборе (965-1601285-Б), ведущий вал коробки передач (965-1701030-Б) и ведущую шестерню четвертой передачи (965-1701035-Б). Начиная с октября 1962 года «Запорожец» «прибавил» сил благодаря увеличению рабочего объема цилиндров прежнего двигателя с 748 до 887 см3 . Теперь его мощность не 23, а 27 л. с. Такой двигатель имеет индекс «966». При модернизации изменились не только размеры, н ои .конструкция ци ­ линдров, поршневых колец, головок цилиндров (конструкция оребрения). Улучшено уплотнение кожухов штанг: не делается проточка под резиновые уплотнители в чартере и введены втулки уплотнительных колец. Пружины уплотнителей соответственно укорочены. Повышено давление масла в системе. Изменена также конструкция редукци ­ онного клапана; масло перепускается непосредственно в картер, а не IBO всасывающую полость насоса. Это привело к изменению 'крышки распределительных шестерен и оси ведомой шестерни. Заменой 'большей части деталей мож ­ но переоборудовать двигатель МеМЗ-965 в МвМЗ-966, но этого делать не следует: собранный в незаводских условиях «смешанный» «двигатель .несмотря на большие затраты не будет по своим качествам и надежности равноценен двигателю МеМЗ-966. Целесообразнее старый двигатель, когда он потребует ремонта, заменить новым. Повышение мощности двигателя позволило уменьшить передаточное число главной передачи с 5,12 до 4,63 (апрель 1963 года). Благодаря этому сократилось число оборотов двигателя, приходящееся на километр пути (и при максимальной скорости), что увеличивает срок службы двигателя и уменьшает расход топлива. Ведущая шестерня главной передачи сохранила 8 зубьев, у ведомой вместо 41 зуба стало 37. Одновременно усилено крепление ведомой шестерни в крышке коробки дифференциала: теперь для этого используются болты диаметром 10 мм вместо прежних 8-миллиметровых. В мае этого же года для повышения надежности работы шестерен коробки передач завод изменил передаточные числа первой передачи с 3,83 на 3,73, а заднего хода — с 4,79 на 4,76. Теперь:«owo5ttfto«5№»*^tftow*raajtvejv«iu^Электронный прерыватель указателей поворотаМногие автолюбители, как и мотоциклисты, пытаются сконструировать электронный прерыватель указателей поворотов. Это и заманчиво («сам сделаю») и экономично (электронные устройства, как правило, потребляют меньшую мощность и меньше по размеру), а порой необходимо (нередко прерыватель РС-57 отсутствует в продаже). Предлагаемая ниже схема инженера Э. ИБАТУЛЛИНА из Казани — один из возможных вариантов. Принципиально она вполне работоспособна и проверена автор ом на практике. Тов. Ибатуллин считает, что многие любители смогут «принять за основу» его схему и доработать применительно к «местным условиям», тем более что изменением сопротивлений ее можно приспособить для любого напряжения. Тем, кто возьмется за изготовление прерывателя, напомним, что у нас принята частота мигания 90 ± 3 0в минуту.Схема работает следующим образом. При положении переключателя П1, например, «вправо» напряжение аккумуляторной батареи через нормально замкнутые контакты 3—5 реле Р1 и контакты 1—3 переключателя П1 приложится и лампам Л4, Л5, Л6 (шестивольтовая серия). Лампы Л4 и Л5 устанавливаются на правой стороне машины спереди и сзади. Лампа Лб устанавливается на пульте и служит для контроля. Одновременно напряжение аккумуляторной батареи через контакты 2—4 переключателя Ш приложится и цепочке R\— С1, и начнется зарядка конденсатора С1. Через некоторое время, которое определяется величинами /?1, R2, С1, напряжение на С1 достигнет такой величины, что срабатывает реле Р1, включенное в цепь эмиттера триода Т1. При срабатывании реле размыкаются его контакты 3—5 и снимается напряжение с ламп Л4 —Лб. Одновременно замыкаются контакты 3—4, и конденсатор С1 разряжается через сопротивление /}3. В процессе разряда напряжение на конденсаторе падает, той триода уменьшается, и реле возвращает-•18*