1'ЯЯ il lО ЛКЙ«Легкий, красивый и надежный мопед «Киевлянин» может служить удобным транспортом для деловых поездок по городу и для загородных прогулок. Незначительный собственный вес, простота устройства и управления, а также минимальная потребность в уходе делают его незаменимым для людей, желающих получить дешевую и экономичную машину для повседневного пользования...» Читатель заинтригован: «Киевлянин»? Значит, Киевский мотоциклетный завод выпустил новый мопед! Увы, эти дифирамбы относятся к мопеду К1В, давным-давно снятому с производства. Сочинили панегирик В. Ф. Косенко и В. П. Тюркин, труд которых под весьма привлекательным названием «Справочная книга по мотоциклам, мотороллерам и мопедам» (редактор Л. Г. Растегаев) выпущен Лениздатом *. Специалисты мотодела и любители-мотоциклисты знают и любят ленинградских авторов, работающих в этой области. Широко известны книги А. М. Иерусалимского, В. В. Бекмана, А. А. Иванова и других. И тем более досадно, что именно в Ленин* Косенко В. Ф., Тюркин Б. П. «Справочная книга по мотоциклам, мотороллерам и мопедам». 1965. Лениздат. 452 стр.. 200 000 экз.. цена 1 р. 57 к.граде издана откровенно плохая книга. «Справочная книга по мотоциклам. мотороллерам и мопедам» — издание компилятивное. о чем читателя предупреждают в предисловии. Но поражают та беспомощность. некритичность, техническая неграмотность, которые проявили Б. Ф. Косенко и Б. П. Тюркин, используя чужие материалы. Обратимся к фактам. К группе мопедов авторы по непонятным причинам относят мотовелосипеды В-902, «Гауя», МВ-042, 16В. Глава, в которой речь идет о конструкциях отечественных машин, представляет собой калейдоскоп сведений об устаревших и давно снятых с производства мотоциклах К-125, MIA. К-125М, К-55. К-58. М1М. К-175. Они уже неоднократно описывались в «толстых» книжках, в инструкциях ив периодической печати. Такая же участь постигла средние и тяжелые машины. И здесь мелькают устаревшие модели ИЖ-56, ИЖ-56К, М-72, М-72Н, М-72М (и даже М-52!). Оговоримся, что есть описания и ИЖ-Ю и М-62 и К-750, но, например, об «ИЖ-Планете» — самой распространенной машине — не сказано буквально ни единого слова, хотя завод уже приступил к выпуску «Планеты-2» и «Юпитера-2». Авторы явно увлекаются «стариной»: среди спортивных моделей на страницах книги мелькают К-58СМ и К-58СК. М-201, ИЖ-50А, ИЖ-55К, ИЖ-54, М-52С. М-52К, М-77, которые най-2 000 00дешь разве что в заводских музеях, но не ищите здесь ни ИЖ-60СК, ИЖ-60СМ. ни ИЖ-62Ш (на базе ИЖ-Ю) и многих других современных машин. Без труда можно установить, что сами описания находятся на очень низком техническом и литературном уровне, изобилуют таким количеством нелепостей и ошибок, что могут только дезориентировать читателя. Вот, например, что говорят авторы об устройстве тормозов: «Основания тормозных колодок (переднего и заднего тормозов) неподвижны, к ним приклепаны (и здесь и дальше выделено нами — Д. А.) накладки из фрикционного материала» (стр. 27). Или (стр. 66): «Поршень имеет выпускную сферическую головку и косой разрез, придающий юбке пружинящие свойства и обеспечивающий возможность уменьшения зазора между цилиндром и поршнем». Говоря о задней подвеске, авторы уверяют: «На мотоцикле К-55 установлена маятниковая подвеска (рис. 25), которая верхним наконечником прикреплена н кронштейнам рамы, а нижним наконечником — к маятниковой вилке» (стр. 37), и далее: «Вилка вращается на резино-металлических втулках...». А вот «открытия» по электрической части (стр. 123): «...Благодаря этому конструкция прерывателя упрощена: в нем отсутствует механизм привода ручной регулировки угла опережения зажигания, а молоточек с контактами поворачивается автоматически...» Но ведь молоточек с контактами (сколько их?1) не поворачивается, это делает кулачок. На стр. 242 приведена схема двухступенчатого релерегулятора СВ-32. Подпись же под рисунком гласит: «Рис. 182. Схема реле-регулятора РР-30». Между тем на стр. 241 авторы описывают регулировку реле-регулятора РР-30 со ссылкой именно на этот рисунок и его цифровые обозначения! Не мешало бы авторам заглянуть на стр. 52 собственной книги. Тогда они увидели бы на рис. 41 изображение реле-регулятора РР-30 с цифровыми обозначениями его деталей. Вообще с рисунками и схемами, приведенными в справочнике, дело обстоит едва ли не хуже всего. Давайте познакомимся с некоторыми из них. Под рис. 35 (стр. 46) стоит подпись: «Легкий дорожный мотоцикл М-103». Но дажеЕ фремов В. В. Ремонт автомобилей. Изд. 3-е, пергераб. и доп. Учебник для .автомобильно-дорожных техникумов. 1965. 384 стр., тираж 25 000. цена 1 р. 05 к. В книге изложена технология ремонта автомобилей, их агрегатов и деталей, описано применяемое при этом оборудование. Автор подробно рассматривает способы восстановления деталей, дает рекомендации по режимам отдельных технологических процессов и выбору оборудования. В учебнике освещен также порядок сдачи автомобилей в капитальный ремонт. П. А. К олесник . Автомобильные эксплуатационные материалы. Учебник для студентов инженерноэкономических вузов и факультетов, обучающихся по специальности «Экономика и организация автомобиль-ИЗДАТЕЛЬСТВО „ТРАНСПОРТ"ного транспорта». 1965. 269 стр., тираж 10 000, цена 82 коп. В книге рассматривается использование автомобильных топлив, масел, специальных жидкостей, шин, пластмассовых, лакокрасочных, древесных, обивочных, прокладочных и некоторых других материалов, применяемых при техническом обслуживании и ремонте автомобилей. Автор знакомит читателей с технико-экономическими требованиями к эксплуатационным материйлам, их физико-химическими свойствами и эксплуатационными качествами. Л осавио Г. С. Пуск автомобильных двигателей без разогрева. 1965. 102 стр., тираж 10.000, цена 34 коп. В книге описаны проверенные на практике методы и устройства, обеспечивающие быстрый пуск двигателей без разогрева при низких температурах, показана зависимость износа основных деталей двигателей от качества и состояния масел, топлив, типов пусковых жидкостей и устройств. С. Я. М арголи с. Памятка шоферу автомобиля-панелевоза (Техника безопасной сти на автотранспорте). 1965, тираж 20 000, цена 4 коп. В памятке кратко изложены правила техники безопасности при транспортных и погрузочно-выгрузочных работах на автопоездах. предназначенных для перевозки панелей и ферм. М орозов Н. Д. и Шестопалов К. С. Эксплуатация и ремонт автомобилей. Учебное пособие для подготовки автомехаников. 1965. 336 стр., тираж 30 000, цена 63 коп. В книге содержатся сведения по техническому обслуживанию и ремонту ав-РАСТУТ РЯДЫ МАСТЕРОВ СПОРТАЗвания «мастер спорта СССР» удостоены:Автомобильный спортВ. Арбеков, В. Евсюков (Нальчик, автомотоклуб); Ю. Адамайтис (Каунас, «Жальгирис»); А. Адамович, В. Толстик (Минск, автомотоклуб); Б. Беджашев (Краснодар. 1 автомотоклуб); В. Гуреев (Советская Армия); Б. Грабских, С. Гульбинас, Б. Хаикин (Шяуляй, «Жальгирис»), В. Куляс (Донецк, автомотоклуб): Б Ковалев, В. Макаров, И. Мухин, И. Щетинский (Ленинград, «Спартак»); С. Мирзоян (Тбилиси, «Спартак»); X. Мелбардис (Цесис, «Вар-па»); В. Мельников, Б. Осинчук, Е. Шешкель (Рига, «Даугава»); 3. Паскачимас (Вильнюс, «Жальгирис»); А. Римонис (Каунас, автомотоклуб); Я. Ринк (Вильянди, «Калев»). Мотоциклетный спорт Б. Азизов, (О. Азизханов, Б. Куванин (Ташкент, Советская Армия); Н. Арча (Вельцы, автомотоклуб); И. Биеляускас, А. Рашкаускайте (Вильнюс, автомотоклуб); А. Белкин, В. Канунников (Ленинград, автомотоклуб); В. Воронцов, О. Поначевный (Кишинев. автомотоклуб);В. Градобоев (Красноярск, «Труд»); М. Голивец (Москва, «Буревестник»); А. Громов (Ставрополь, автомотоклуб); В. Горбатенко (Фрунзе, автомотоклуб); В. Кривошей (Владимир, «Труд»); В. Корнев, В. Коваленко (Салават. «Труд»); Ю. Кащеев, В. Шипи лов (Куйбышев, автомотоклуб); В. Колдышев, Г. Корочков, С. Ерофеев (Советская Армия); В. Лякушев (Элиста, «Труд»), К. Назарходжаев (Ташкент, автомотоклуб); Г. Пухов (Балаково, «Труд»); В. Петренко (Луцк, автомотоклуб); О. Рябов (Пятигорск, автомотоклуб); Г. Семенов (Балаково, автомотоклуб); В. Трофимов (Красноярск, Советская Армия); Ю. Фролов (Киев. Советская Армия); В. Тюрин, А. Чистяков (Ковров, «Труд»); Ю. Швец (Ангарск, «Труд»); В. Шаповалов (Астрахань, автомотоклуб); О. Яровой (Иркутск, автомотоклуб).•28*