14
15
поиски, useu, разработкиредних колес, более широкими, чем у задних: ведь передние колеса управляемые. Да и длина багажника меньше — чтобы снизить нагрузку на задние ко ­ леса, пассажирское помещение продвигают вперед. Вот поэтому-то заднемоторная компоновка не нашла успеха в классе свыше 3 1000 см . Ведь к более дорогому автомобилю покупатели предъявляют и более высокие требования, Конструкторы Чем меньше автомобиль, тем он дестали искать иные решения. В 1959 году в Англии был выпущен шевле, тем меньше расходует бензина — автомобиль «Моррис Мини-Минор» это общее правило. Но и маленькая лег(рис. 1) — по компоновке антипод «Фиковая машина должна вмещать нескольата-600». Силовой агрегат (двигатель рако пассажиров, С этими противоречивыми требованиями не могли не столкнуться конструкторы, создающие так называемые компактные автомобили. Решить задачу при классической схеме, когда двигатель расположен спереди и карданный вал передает крутящий мо ­ мент на задние колеса, оказалось невозможным. Пришлось искать другие пути. И первым успешным шагом в этом направлении был перенос двигателя назад, с приводом на задние, ведущие колеса. Наиболее совершенной из первых подобных моделей оказался итальянский автомобиль «Фиат-600», выпущенный в 1955 году. При длине машины всего 3215 мм пассажирское помещение ее вмещало четырех человек. Кроме этого важного «габаритного» преимущества, имелись и другие. Трансмиссия «Фиата600» была по сравнению с обычными очень легка, потому что все агрегаты силовой передачи объединялись в один блок, а необходимость в карданном вале отпала. Уровень подушек сидений, пол и, следовательно, кузов в целом по этой же причине понизились. Задняя незавибочим объемом 848 см 3 , сцепление, косимая подвеска улучшила удобства при робка передач и главная передача) расезде и устойчивость; слабее стал шум положен у него перед осью ведущих внутри автомобиля. колес поперек автомобиля. Этот автомобиль стал гораздо более компактным, Пример оказался заразительным. Задчем «Фиат-600». У «Мини-Минора» при немоторные автомобили «начали наменьшей габаритной длине (3050 проступление», причем преимущественно в тив 3215 мм) и пассажирское помещение классе до 1000 см 3 , во многих странах. и багажник гораздо больше (рис. 2). Есть образец такой машины иу нас — «Запорожец». Но... заднее расположение двигателя сулит не только блага. Оно несет с собой и издержки: повышается нагрузка на задние колеса и ухудшается управляемость; затрудняются охлаждение двигателя, отопление кузова и обдув переднего стекла. На базе такого автомобиля сложно создать грузо-пассажирскую и Они те же, что иу заднемоторных,— грузовую модификации. А автолюбитель меньший вес трансмиссии, удобное пасстрадает и дополнительно: слишком узок сажирское помещение с гладким полом, багажник, стиснутый брызговиками пеменьший шум в кузове. Но есть и дополнительные: двигатель, расположенный спереди, лучше охлаждается; легче создать эффективную си стему отопления и обдува стекла; механизмы управления силовым агрегатом удобнее, проще, надежнее; на базе этих моделей нетрудно построить грузопассажирские и грузовые модификации. Это последнее перимущество реализовала, например, французская фирма «Рено», создавшая легкий грузовичокфургон «Эстафета» (рис. 3) с передним расположением двигателя и приводом на передние колеса. Та же длина автомобиля используется более целесообразно. Ведь двигатель по-прежнему остается в узком пространстве между брызговиками передних колес, малопригодном в качестве багажника.Сначала — двигатель назадризиание ереэнегоPUBозаИ, наконец, силовой агрегат крепится к кузову в нескольких точках и может быть легко и быстро снят, что немаловажно при ремонте. Все это достоинства чисто конструктивные, но есть и другие, относящиеся к динамике. Переднеприводные автомобили более устойчивы на поворотах и могут проходить их с большей скоростью. Это и понятно. Тяговое усилие, приложенное к передним колесам, всегда совпадает с направлением их движения, а у заднеприводных автомобилей направление тягового усилия, приложенного к задним колесам, на повороте не совпадает с направлением движения передних колес. Возникает мо ­ мент, стремящийся развернуть автомобиль, занести его.Преимущества переднеприводныхНедостатки и их преодолениеИ все жев течение многих лет переднеприводные автомобили были мало распространены. Почему? Во-первых, механизм привода на передние колеса значительно сложнее и дороже, чем на задние, а во-вторых, автомобили такого типа из-за уменьшения сцепного веса, приходящегося на них при подъеме, обладали худшей проходимостью. Первая трудность возникает из-за то-Р и с. 1. Схема автомобиля «Моррис МиниМинор».•14 4^ш*У/го, что передние колеса — одновременно и ведущие и управляемые — должны не только перемещаться по вертикали при работе подвески, но еще и поворачиваться вокруг вертикальной оси на угол до 30—35 градусов. При использовании в приводе колес обычных карданных шарниров они все время меняют угловую скорость в пределах одного оборота. Возникают дополнительные нагрузки, вибрации в трансмиссии, автоколебания управляемых колес и рулевого привода. Трудность эту удалось преодолеть созданием специальных конструкций шарниров равных угловых скоростей. Лучшими из них оказан ие . 5) при сравнении компоновок переднеприводных автомобилей 1930 года («Корд») и 1962 года («Форд Таунус12М). Сейчас уже ясно, что если на передние колеса переднеприводного автомобиля в полностью нагруженном состоянии приходится 56—58 пооцентов веса, то он не уступает по проходимости автомобилям с любой другой ком ­ поновкой. Современные переднеприводные автомобили именно с таким расчетом и строятся. Однако большая нагрузка на передние, ведущие колеса требует для улучшения устойчивости автомобиля максимального увеличения базы (ра-(Н( L=J i—^Гу/А, *2уIР ис . 4. Кардан равных угловых скоростей Рцеппа: 1 — ведущий элемент; 2 — ведомый элемент 3 — шарики; 4 — обойма. лей. В 1964 году около 20 процентов (или примерно 1200 тысяч штук) выпущенных в Европе автомобилей имело привод на передние колеса. И темпы их наступления все время растут.Есть ли ограничения?А можно ли использовать передний привод на автомобилях с двигателем большого литража? Большой успех за последние три-четыре года выпал на долю автомобилей с передними ведущими колесами в автомобильных ралли. Машины «МоррисМини-Купер», «Ситроен-ДС21», «ЛянчаФлавия-1800», «Сааб-96», «Вартбург-312» не раз одерживали победы в таких крупных ралли, как «Влтава», «Пневмант», «Тысяча озер», «Ралли английского автоклуба», «Ралли Тюльпанов». В последних соревнованиях в МонтеКарло, проведенных на заснеженных альпийских дорогах, среди «десятки лучших» было восемь машин с передними ведущими колесами. Пока еще переднеприводные схемы завоевывают позиции в младших классах автомобилей. А для средних и высоких классов по-прежнему используют исключительно «классическую» схему. Но пример американского автомобиля «Олдсмобиль-Торнадо» с семилитровым восьмицилиндровым двигателем показывает, что из этого правила есть исключения. А. ВЕСЕЛОВ, инженерРис. нора».2. Сравнение компоновок «Фиата-600» (пунктир) и «Моррис Мини-Мизумеется, в пределах принятой длины автомобиля). При короткой базе возможен занос, когда на большой скорости «сбрасывается» газ.лись двойной карданный игольчатый шарнир и шариковый кардан Рцеппа (рис. 4). Ведущий его элемент 1, скрепленный с полуосью, имеет шесть полуцилиндрических канавок на внутренней поверхности, а ведомый 2, устанавливаемый на ступице колеса, — на наружной. Между ними вставлены шарики 3, удерживаемые обоймой 4. Современные конструкции шарнира такого типа способны работать при углах между валами даже до 40 градусов. Этого вполне достаточно при любых встречающихся в практике углах поворота колес. Чтобы избавиться от второго недостатка, надо было значительно увеличить нагрузку на- передние колеса, а конструкции подвесок и трансмиссий прежних лет этого не позволяли. Выходом из положения оказалась установка силового агрегата перед передней осью со смещением туда же его центра тяжести и переносом вперед пассажирского помещения. Все это приводит к увеличению сцепного веса. Именно такое изменение отчетливо видно Рис . 3. Внутреннее помещение санитарного автомобиля «Эстафета».Переднеприводные наступаютЕсли до войны переднеприводные автомобили производились в относительно небольших количествах лишь в Германии и Франции, то теперь их делают также в Италии, Англии, Польше, Швеции и ЯпоРи с. 5. Сравнение компоновок автомобилей «Корд», нии. В одной лишь Анг1930 г. (вверху) и «Форд Таунус-12М», 1962 г. лии в 1963 году они составили 49 процентов общего выпуска. Переднеприводные модели начали производить фирмы, никогда раньше этого не делавшие: «Бритиш Мотор Корп» (Англия), западногерманский филиал концерна «Форд», «Рено» и «Пежо» (Франция), «Лянча» (Италия), даже тот самый «Фиат», который в 1955 году положил начало широкому распространению заднемоторных автомоби-•15