экземпляров бракан ачинающий любитель скажет, что это К-175. На рис . 56 (стр. 70) изоб раженыцепная передача, сцепление истартер мотоцикла К-125 (MIA), однако авторы (на этой же странице) пытаются убедить читателей, что агрегат относится к мотоциклу ИЖ-56! Всмотритесь врис . 70 на стр. 81. Те детали, к оторые авторы называют подлокотниками, на самом деле являются габаритными задним фонарями , причем последний таинственным образом перекочевал с тыловой части грязевого щиткавсамый центр бокового прицепа. А рис. 68, где изображ енарама бокового прицепа! Здесь тоже все перепутано точно так же, к аки на рис. 69 (торсионная подвеска). На стр. 82 (рис. 71) помещена схема электрооборудования ИЖ-ЮК, однако по утверждению авторов это схема ИЖ-56К. На стр. 85 (рис. 75) подпись под рисунком гласит: «Схема электрооборудования мотоцикла ИЖ-Ю», тогда какна самом деле эта схема относится к ИЖ-56. То же — на стр. 87 (рис. 78), где изоб ражена схема электрооборудования ИЖ-56К, выдаваемая авторами за схему электрооборудования ИЖ-ЮК. Снабдив на рис. 37 (стр. 48) коробку передач мотоцикла К-175 автоматом сцепления, которого на этом мотоцикле не существует, а вторыв чет ырех строчках, посвященн ых коробке передач ИЖ-Ю, ни слова не говорят об автомате. сцепления, установленном на этой машине . Все ошибки и неточности, н еправильные рекомендации и прочие погрешности вкраткойрецензии не перечислишь. При первом чтении их обнаружилось более 3001 Но на некоторых надо еще остановиться. На стр. 313 написано: «Для разъемакартера надо изготовить П-образный съемник из листового железа толщиной 6—8 мм (рис. 196)». Что же мы видим на рисунке: у ниверсальный , напоминающий по форме колокол, с ъемник , выточенный из целого куска стали! Это ясно видно всем (кроме авторов) и зрисунков 196, 197 и 198. А на стр. 317 они заявляют, что «двигатели тяжелых мотоциклов, к ак правило, двухтактные». Подогрев цилиндров двигателей факелами , к ак рекомендуют авторына стр. 219, безусловно, может произвести известный эффект . Однако существуют и другие способы рази навсегда избавиться от своего мотоцикла, без участияпожарной команды. Авторы бездумно внесли вкнижку таблицы, многие из которых изобилуют ошибками. Вот таблица 9на стр. 415. Человека, не знающего действительных характер истик топлива, она может прямо-таки повергнуть в ужас. Еще бы — бензин и лигроин вспыхивают при температуре ниже 28 градусов! Простой керосин восп ламеняется при температуре 28—45 градусов Цельсия! На самом же деле вторая графа этой таблицы указывает , при какой окруж ающей температуре смесь паров легковоспламеняющ ихся жидкостей с воздухом способна вспыхнуть при соприкосновении с открытым пламенем. Зачем же предлагать читателям такие «ребусы»? В аннотации к книге говорится, что она предназначен а для широкого круга читателей. Однако вспомним, что сами авторыв предисловии адресовали свой справочник не просто «широкой публике», а совершенно определенному контингенту — водителям и механикам. Но для чего первых учить, к ак надо трогаться с места икакзаправлять маш ину бензином и маслом, а вторых — как притирать клапаныи снимать головки цилиндров, патрубки и цил индры (предварительно нагрев их до 100 — 150 градусов?!).Думается, можно было бы найти лучшее применение столь расточительно использованным страницам. Сейчас многие наши мотолюбителн ездят на «Явах», «Паннониях», БМВ, МЦетах, «Чезетах». Посвященной этим мотоциклам литератур ына русском языке очень мало, а она, естественно, нужна. Так вот, авторы «Справочной книги по мотоциклам, мотороллерам и мопедам» в самом конце, словно в насмешку, поместили изобилующую прочерками таблицу технических характ еристикнескольких моделей («Яв» и «Паннонии») — и все. З аканчивая чтение книги, в се больше убеждаешься, что авторывзялись за предмет, слабо им знакомый . Но еще печальнее другое. Издательство выпустило в свет 200 000 экземпляров явного брака. Д. АБЕЗЬЯНИН От редакции . Ленинградская городская контора книжной торговли «Ленкнига» обратилась в редакцию «За рулем» с просьбой опубликовать в журнале объявление магазина Mi 55 о том, что «имеется в продаже и высылается почтой» «Справочная книга по мотоциклам, мотороллерам и мопедам» Б. Ф. Косенко и Б. П. Тюркина. По причинам, изложенным в рецензии, редакция не может рекомендовать эту книгу читателям и поэтому вынуждена отказаться от выполнения просьбы «Ленкниги».АВТОМОБИЛИСТАМтомобилей М-21 «Волга», ГАЗ-51А, ЗИЛ-164А, ЗИЛ-130 и МАЗ-200М. Авторы расс казываютогаражном оборудовании, с варочных работах, электроискровой и анодно-механической обработке, электролитическом наращивании металла. В книге приводятся также сведения по технике безопасности, п ротивопожарным мероприятиям, о рганизации перевозок и механизации погрузочно-выгрузочных работ. П евзнер С. Р. Вождение автомобиля. Учебное пособие для инструкторов вождения автомобилей. 1965. 119 стр., т ираж 20 000, цена 20 коп. В книге приведены разв ернутые методические рекомендации как общего хар актера , т аки по каждому упражнению программы подготовки шоферов третьего класса, о тражен опыт лучших инструкторов. В первом разделе пособия говорится о том, к аклучшепознакомить курсанта с органами управленияи контрольно-измерительными приборами автомобиля, к ак обучить его прием ам действия педалями ир ычагами , п ускаи остановки двигателя. Остальные разделыпосвящены обучению назакрытой площадке, н а городских улицахи дорогах в постепенно услож-' н яемыхусловиях движения. В заключениеавтор рассказ ываетоперевозке грузов на учебном автомобиле. С абинин А. А., П ле ­ ханов И. П., Ч ерня йк ин В. А. Учебник шофера второго класса. 1965. 395 стр., т ираж 300.000, цена 79 коп. Учебник составлен в соответствии с программой повышения квалификации шоферов на второй класс. В книге три раздела. В первом говорится об устройстве и техническом обслуживании автомобилей. Здесь подробно описываются двигатели, системы питания, электрооборудование, транс-миссия, ходовая часть, механизмы управления , дополнительное оборудование иприцепы . Во втором разделе даются сведения по эксплуатационным материалам, в третьем — по основам организации работы автомобильного транспорта . Ч екрыгин И. Г. Техника безопасности при эксплуатации грузовых автомобилей. 1965. 32 стр., тираж 15 000, цена 8 коп. Автор приводит основн ыетребованиятехники безопасности при технической эксплуатациигрузовых автомобилей и погруоочновыгрузочных работах. Основное внимание в брошюре уделено техническому состоянию таких узлов автомобилей, к актормозная система, рулевое управление. ходовая часть, п риборы освещения.Победил АалтоненТринадцатым и последним этапом чемпионата Европы по авторалли были сор евнованияв Англии. Первое место занялфинский спортсмен Рауно Аалтонен на автомобиле «Моррис Мини-Купер». Это его пятая победа в чемпионате Европы 1965 года, з акрепившаяза ним титул нового чемпиона.этапах, на первое место вышел гонщик из Германской Демократической Республ ики Г. Винцлер, в торым был поляк К. Кротоцкий.(ЧССР). З а ним были А. Лебедев (СССР) и Э. Крайчович (ЧССР). В командном зачете победили армейцы ЧССР.ЭС0 — единственныйАнглийский завод «Ж. А. Прествич», несколько десятилетий строивший специальные моторы ЖАП к мотоциклам для спидвея, теперь прекратил их производство. Одновременно завод «Матчлесс» з аявило своем намерении развернуть выпуск мотоциклов для гаревых гонок. Но пока этих машин не видно, и единственным предприятием, изготовл яющим специальные мотоциклы для спидвея, остается завод ЭСО в г. Дивишове (ЧССР).Мотокросс дружественных армийВ конце 1965 года врумынском городе Брашове вновь состоялись «Соревнов аниядружественныхармий по мотокроссу». В них приняли участие армейские спортсмены СССР. ЧССР, Р умынии , ГДР. Польши, Венгрии, Монголии. В классе до 250 смз уверенно победил И. Григорьев, опередивший Н. Довидсена (Румыния) и А. Граха (ЧССР). На «пятисотках» первенствовал И. ХржебечекКубок картингистовГонки на Кубок социалистических стран стали традицией иу картингистов. В 1965 году Кубок разыгрывалсяв трех- соревнованиях (Польша, Венгрия, ГДР) на картах класса 125 смз. По сумме очков, н абранныхвтрех29портивныиГЛОБУС