аньше это были понятия из разных областей человеческой деятельности. Но сегодня уже каждый инженер знает, что такое техническая эстетика — своего рода сплав математики, техники, физиологии, медицины и красоты. Сплав, из которого создаются машины, приборы, дома и целые города. В нашей стране работу в этой области координирует Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ), а ведут ее вместе с ним специальные художественно-конструкторские бюро, художественно-технические секции и советы в министерствах и ведомствах, архитектурные и художественные группы на многих предприятиях. В чем причина быстрого развития технической эстетики, находящейся на стыке двух, казалось бы, совершенно различ-ния воздуха, не нарушала заданный внутренний объем, не ухудшала видимость, не увеличивала размеры и вес машины, не усложняла ее чистку и мойку. Если автомобиль быстроходный, его форма должна быть, обтекаемой; если это городской автобус — он должен быть маневренным, иметь широкие двери, низкие подножки, крупные номерные знаки и надписи; к тому же пассажирам внутри салона надо иметь возможность быстро перемещаться. При всем этом детали композиции должны отвечать требованиям массового и серийного производства. Форму и внутреннюю отделку кузова может создать и инженер. Но именно художник делает ее одновременно функциональной, красивой, «зрительно удобной» для водителя, пассажира и стороннего наблюдателя.Ю. ДОЛМАТОВСКИЙ, кандидат технических наук, начальник отдела художественного конструирования средств транспорта ВНИИТЭ# Макет городского автобуса, разработанный московским специальным художественно-конструкторским бюро для Ликинского автобусного завода.# 27-тонный самосвал БелАЗ-540, удостоенный золотой медали на ЛейпцИгской весенней ярмарке 1965 года. Художественное конструирование проведено заводом совместно с ВНИИТЭ.# Образец перспективного мотороллера, созданЦентральным конструкторско-эксперименны и тальным бюро мотоциклостроения совместно с ВНИИТЭ ных областей — машиностроения и искусства? Какова роль художника-конструктора в создании изделий промышленности (у нас речь пойдет об автомобилях и мотоциклах)? В чем смысл его работы? Художник-конструктор не только придает машине красивую форму, но, главное, анализирует взаимодействие ее с работающим на ней, пользующимся ею или обслуживающим ее человеком. Насколько удобно или неудобно передвигать педали и рычаги, легко ли читать показания приборов, обозревать дорогу, входить в кузов и выходить из него, добираться до мест обслуживания машины — вот круг вопросов, которыми занимается художник-конструктор. Он использует достижения новой науки — эргономики, исследующей восприятия и реакции человека в различных условиях работы. Активно участвует в подготовке технических условий на проектирование автомобиля и мотоцикла. Форма и назначение машины. Взаимосвязь их очевидна. Только располагая комплексом эксплуатационных, эргономических, конструктивных и технологических данных о будущей машине, художник-конструктор приступает к ее разработке. Главная задача — добиться соответствия между формой и назначением. Взять, к примеру, автомобиль. Очень важно, чтобы форма кузова не создавала значительного сопротивлеКак только компоновка и общая схема машины становятся известны конструктору-художнику, начинается работа над тем, чтобы придать композиции гармоничный, привлекательный вид. Иногда бывает достаточно незначительного перемещения, например стоек кузова, — и автомобиль приобретает стройные пропорции. Или требуется едва заметное изменение кривизны поверхности, чтобы машина стала как бы легкой, стремительной. Художник делает это в рисунках и моделях задолго до появления на свет первого опытного образца. Учитывая требования технологии, художник-конструктор основное значение придает удобствам эксплуатации. Это оправдано ис точки зрения экономической: эффект от соответствия машины эксплуатационным требованиям значительно превышает те дополнительные затраты, которые возникают в случае усложнения технологии. Ведь автомобиль или мотоцикл изготовляется однажды, а служит долго. Московские, горьковский, запорожский, минский и Львовский заводы располагают собственными художественно-конструкторскими отделами и группами. Мотозаводы, почти все предприятия, выпускающие тяжелые автомобили, автобусы, и некоторые другие работают в контакте со специальными художественно-конструкторскими бюро и институтами.•8- Результаты совместной деятельности заводских и специализированных бюро в области автомобиле- и мотоциклостроения становятся все более заметными. Созданы и готовятся к производству новые модели мотоциклов, мотороллеров и мопедов. Высокую оценку на международных выставках получили самосвалы БелАЗ-540. Сделаны образцы других тяжелых машин, проекты автобусов, макетные образцы перспективных машин — автомобиля-такси, мотороллера. Заметно улучшена отделка и окраска серийных грузовых автомобилей. От внедрения в производство новых моделей машин ожидается народнохозяйственный эффект, исчисляемый десятками миллионов рублей. Можно надеяться и на успех их на внешнем рынке. Но это — только первые шаги. Каковы же главные направления художественно-конструкторской работы? Первое — участие в создании перспективного типажа машин и технических заданий на их проектирование. При разработке типажа, естественно, ищут пути, как лучше использовать имеющиеся в настоящее время мощности, унифицировать элементы автомобилей и мотоциклов, чтобы выпускать их в массовом порядке на специализированных предприятиях. Но плохо, когда при этом требования потребителя отходят на задний план. Так, в частности, получилось, что некоторые грузовые автомобили почти одинаковы по грузоподъемности и другим эксплуатационным показателям. Д о последнего .времени типаж легковых автомобилей тоже оставлял желать лучшего. В СССР выпускаются большие легковые автомобили двух моделей — ЗИЛ и «Чайка», один среднего класса—«Волга», один малолитражный—«Москвич» и один 'Микролитражный — «Запорожец». А ведь для массового потребления в первую очередь нужны именно эти,Художественно-конструкторские организации были ХУДОЖЕСТВЕННОЕ созданы, когда разработка многих машин близилась к КОНСТРУИРОВАНИЕ завершению, когда предприятия затратили немало сил и средств на это и наАВТОМОБИЛЕЙ чали подготовку производства. По-видимому, есть И МОТОЦИКЛОВ смысл проанализировать, что выгоднее и целесообразнее: дать подготовленленным образцам дойти до производства и сосредоточить усилия на следующих за ними моделях 70-х годов или задержать выпуск образцов с тем, чтобы через два-три года заменить их более перспективными. И такие вопросы уже решаются. Примером может служить мотоцикл киевского завода. Над новой моделью работали много лет, были созданы хорошие, надежные агрегаты и механизмы, а удобства и внешний вид ее остались на уровне 30—40-х годов. Киевское специализированное художественноконструкторское бюро по заданию завода разработало макет, высокие качества которого были признаны почти всеми обсуждавшими его, в том числе и самими мотоциклостроителями. Третье направление — разработка правильной методики художественного конструирования. Иногда бывает, что представляемые на рассмотрение материалы, предложения дают искаженное представление о будущей машине. Сравнивать проектируемые изделия надо не столько с уже существующими аналогичными образцами, сколько с предполагаемымипоследние. В типаже вы не найдете и такой необходимой машины, как специализированное такси. В основу типажа надо положить четкое целевое назначение каждой базовой модели и, конечно, ее максимальное соответствие определенным условиям эксплуатации. Если при всем этом учесть реальные потребности населения, народного хозяйства, внешнего рынка и тенденции их развития, то можно создать технически совершенные образцы, применить прогрессивные компоновочные схемы и конструктивные элементы, наиболее отвечающие назначению каждой модели. Это позволит сократить размеры и вес автомобилей (и одновременно увеличить емкость кузовов), увеличить их выпуск при прежнем расходе материалов. ' Итак, художник-конструктор должен прежде всего четко уяснить назначение каждого типа машин. Второе направление работы — технические задания на проектирование автомобилей и мотоциклов. Сейчас в них можно найти много сведений о конструкции отдельных механизмов, о размерах колесной базы и т. п., но редко встречаются такие параметры, как максимально допустимые уровни шума и вертикальных ускорений, размеры багажника, требования к обзорности. 2. «За рулем» № 3.будущими, имея в виду, какой может стать данная модель в результате развития автомобиле- или мотоциклостроения за время, необходимое для подготовки ее производства. Для этого одновременно с проектом надо анализировать тенденции развития машины. При таком подходе всегда есть некоторый риск, но он оправдан. Во всяком случае, это менее опасно, чем утверждение образца «на сегодняшнем уровне», которое ведет к созданию заведомо устаревшей модели. И еще одна задача. Речь идет о расширении штампойнструментальной базы, необходимой для своевременной смены моделей, выпуска различных модификаций машин, их систематической модернизации. Значение рассмотренных в общих чертах выше проблем для развития нашего автомобиле- и мотоциклостроения трудно переоценить. Концентрация сил художников-конструкторов, участие их в разработке типажа машин и технических заданий на проектирование, рациональная методика художественно-конструкторских работ, упорядочение рассмотрения и утверждения образцов, расширение штампоинструментальной базы — все это позволит быстрее внедрить в производство прогрессивные модели отечественных автомобилей и мотоциклов, отвечающие требованиям народного хозяйства, индивидуальных потребителей и внешнего рынка.•9-