ВЕТЕРАН Чехословацкому автомобил исту Ярославу Новотному в 1965 году исполнилось 80 лет. Он начал водить авт омобильв 1903 годуик своему восьмидесятилетию наездил свыше полутора миллионов километров, прит ом без аварий . Подстать ветерану и его автомобиль — «Татра-12», п оявив ­ ш ийся на свет в начале 20-х годов . На этоймашинеНовотныйпрошел 950 тысяч километров.СЕКРЕТПОЛИШИНЕЛЯА нглийский завод «РоллсРойс», славящийся своими легковыми автомобилями, н икогда за всюисторию сущ ествованияс 1906 года не сообщал мощностидвигате ­ лей своих машин . Завод простозаявлял , ч то она «дос таточная » . Но внаше врем яудержать ее всекрететрудно . Недавно двигатель одного из «Роллс-Ройсов», проданного частному лицу, б ылиспытан на тормозном стенде. Этот восьмицилинд ­ ровый V-образный мотор рабочимобъемом 6230 смз показалмощность 245 л. с. п ри 4000 об / м ин .зван журнал) помещались описания быстро совершенствовавшихся и получавших все более широкое применение средств механического транспорта — перв оначально велосипедов, а затем автомобилей и воздухоплавательных устройств. Б ольшое место отводилосьиспортивнымсостязаниям на механических средствах транспорта . Ч асть материалов рассказывала о перспективах использования велосипедов и автомобилей ввоенном деле. Ж урнал имел сравнитель ­ но небольшой объем — 16 страниц . С конца 1904 до конца 1906 года он издавался под новым названием «Самокат и мотор», а с 1907 по 1910 год под еще более современным — «Автомобиль».лометров в час на циферблате появляется фотограф ия членов семьи водителя. Жена и дети какбы предо стерегают : «Не забывайо нас!» Одна американская автомобилестроительная фирма рекомендует своим клиентам радионовинку: при скор ости более 120 километровв час автоматическивклю ­ чается магнитофон. Детские голоса поютхорал ; «О человече, т ыближек богу!»НАМОТОЦИКЛ ПАРОВОМ ХОДУПРАВИЛААВТОРАЛЛИ1904 ГОДА Мало комуизвестно , ч то первые правила ралли были разработанывРоссии еще на зареавтомобилизма . Скоростные состязания в те временабыли доступны лишьузкомукругулиц . Поэ томупетербургский «Автомобиль-клуб» в 1904 году разработал новые правила, н аправленные на то , ч тобы соревнование в скорости заменить соревнованием в умении управлять автомобилем при равномерной езде. Участникам предписывалось пройти определенную трассу с заранее установленной средней скоростью . Отклонения от графика движения , а также непредусмотренные остановки в пути наказывались штрафными баллами. Побеждал набравший наименьшее количество штрафных очков. И нтереснавеличина задав аемыхскоростей : для эки ­ п ажейсмоторомв 14 л. с. и более — 30 верств чае (одна верста равна 1,066 км ) , 8 — 14 л . е. — 25 верств час, 5 — 8 л. е. — 20, менее 5 л. с. — 17 верств чае.Один изжителейгородкаРиверсайд ( С ША ) е здит на сконструированномим мотоцикле с паровым привод ом . На мотоцикле имеется специальныйбагажник для угляирезервуар для воды . М ощностьмашины — 20 лошадиных сил, скорость — д о 125 километровв час. На пускдвигателяуходит более получаса.ЕЩЕОДИН«РЕКОРД»СЛОЖНАЯПРОБЛЕМАПЕРВЫЙАВТОМОБИЛЬНЫЙ ЖУРНАЛСемьдесят два года назад, в 1894 году , в Петербурге начал издаватьсяпервый отечественный спортивно-технический журнал, посвященный, как указывалось, «вопросам усовершенствов анных способов передвиж енияи всех спортов » . В «Самокате» ( т акбыл наВ городе Индианаполнсе (США) б ылустановлен нов ый « м ировойрекорд » . Рожден он не на автодроме иликольцевойтрассе , г. на обыч ­ ной городской улице. Группа гангстеров средь бела дня забралась вавтомобиль одного американца и разграбила его, вытащив все, включая мотор. «Рекорд» был зафиксирован владельцем машины, к оторый отсутствовал ровно двадцать четыреминуты , и полицейскимпатрулем , несш имслужбу на этойулице . «НЕ ЗАБЫВАЙ О НАС!»Чтобы как-то сократить количество автомобильных катастроф, в США изобрели оригинальный спидометр: п рискорости более 100 ки ­Перед японским правит ельством встал серьезный вопрос: как разрешить транспортную проблему в Токио в связи с увеличением количества автомобилей? Дело втом , ч топо предположениям специалистов автомобильныйпаркв г. Ток ио , к оторыйв настоящее время превышает миллион машин , к 1970 годуувели ­ ч ится до 1,7 миллиона . С учетомвозможногороста населения столицы Японии эти показатели приближаются к лондонским и парижским, но пропускнаяспособностьулицвТокиопочтив два споловиной раза меньше . Д ля дорожного же строительства и разрешения автотранспортной проблемы вТокиов целом потребуютсяассиг ­ н ования , п ревышающие половину нынешнего государственного бюджета Японии.Тот, кто не успел подписаться на наш журнал с начала года, может оформить подписку с любого очередного месяца. Органы Союзпечати и отделения связи принимают ее без ограничения. Подписная цена:ВА.этомномере:1 455в8 10 12 14 16 18 18 20 21 21 22 23 24 25 26 28 28 29 30 30на 6 месяцев — 1 руб. 80 коп.; на 3 месяца — 90 коп.; на 1 месяц — 30 коп.Редакционная коллегия: А. И. ИВАНСКИЯ (главный редактор), А. А. АБРОСИМОВ, Г. М. АФРЕМОВ, В. И. КОВАЛЬ, А. М. КОРМИЛИЦЫН, Д. В. ЛЯЛИН, Б. Е. МАНДРУС, В. И. НИКИТИН, И. В. НОВОСЕЛОВ, В. В. РОГОЖИН, С. В. САБОДАХО, H. В. СТРАХОВ, А. Т. ТАРАНОВ, М. Г. ТИЛЕВИЧ, Б. Ф. TPAMM, А. М. ХЛЕБНИКОВ.Х удожественныйредактор И. Г. И мшенникТехническийредактор Н. П. К орректор И. П. З амский БурлакаАдрес редакции : М осква , К-12, у л . Р азина , 9. Т елефоны : о бщий К-5-52-24: с екретариатК 5-00-67; отдел обученияивоспитанияВ 8-77-63; отдел техникиБ 3-23-23; отдел спортаБ 8-77-63; отделы оформленияиписемК 4-16-60.Сдано в набор 8.1.66 г. Подп. к печ. 4.11.68 г.Бум. 60X00'/» 2,25 бум. л. Г-32026.4 печ. л.Тираж 1300 000 экз. Зак. 12.3-я типография Управления Военного издательства Министерства обороны Союза ССР.Вольский. ЗИЛ вступает в пятилетку Дорогамиподвигови славы . . . A. К уба . Боевые наградыМарии Ляйковой B. Т иали ч. Н ашверныйпомощ ­ ник Спортивно-технический. К аким он должен быть? К руглый стол жур ­ нала «За рулем » Ю. Д олматовский . Красота и техника И. О парин . Э лектронное сердце автомобиля Р. Ф ролов . « В ятка » стала ком ­ фортабельнее A. В еселое . П ризнание переднего привода Клуб «Автолюбитель»: A. П авло в-Б линдер . Автомобили-ветераны . . . . . К. Ф учадж и. Новое в «Запорожце» Э. И батуллин . Электронный прерывательуказателей поворота Слово чемпионам Зеленая волна: Перед светофором Большой совет B. М адзел ь. Дальше ехать некуда Экзамен на дому Советы бывалыхСправочнаяслужба «За рулем » . . B. Б екма н. Ч емпионаты заводов Д. А безьянии . 200 000 экземп ­ ляров брака Издательство «Транспорт» автомобилистам Спортивный глобус А. В асильев . В 67 странмира . Т ехника за рубежом