гла бы порадовать нас. Олимпиада снова преподнесла нам суровый урок. Мы вовсе не собираемся принижать успех наших мотоциклистов, вернувшихся с «золотом» на Родину, — заслуженных мастеров спорта Э. Кирсиса, В. Пылаева, Р. Решетникса и их товарищей Б. Дресвянникова, Г. Крюченко, Е. Петушкова, В. Семина. Немногие, вероятно, знают, какого поистине тяжелейшего физического и нравственного напряжения требует выступление в шестидневке. И каждая золотая медаль, завоеванная там, может сравниться с иной чемпионской. Но в фокусе внимания всегда должны быть недостатки, промахи, просчеты, поэтому о них мы и поведем речь. Очень много говорилось и писалось о вине заводов. Что правда, то правда — и сейчас, хотя сделан шаг вперед, главная наша беда — несовершенство и ненадежность отдельных узлов мотоциклов. Негодная, скажем прямо, конструкция передней вилки на ИЖе, непомерно большой вес машины, высокий расход топлива — все это не способствует достижению хороших результатов на основных и на дополнительных соревнованиях. Больше всего очков потеряно опятьтаки (в который уже раз1) по причине неработоспособности генераторов. А какие силы были брошены! Ведущие работники НИИавтоприборов Н. Якубик и Л. Мельцер выезжали на сборы и на заводы. По всем правилам науки конструировались и изготовлялись эти генераторы. И вот итог: сходы и штрафные очки, как следствие скрытого дефекта всей партии генераторов. Специалисты назвали его «ослаблением посадки якоря на втулке». Но суть не в названии, а в том, что усилия большого коллектива людей, немалые средства пошли насмарку. Могло быть и хуже. Буквально через несколько метров после финиша заключительной кольцевой гонки из-за «скрытого дефекта» умолкли моторы на мотоциклах Б. Дресвянникова и Р. Решетникса. Случись это на минуту раньше, мы лишились бы еще двух золотых медалей. Надо полагать, за это спросят ис директора Орджоникидзевского завода автотракторного электрооборудования П. Вевиорского, и с главного инженера Ю. Малова, и с работников Ижевского и Ковровского заводов, допустивших установку таких генераторов. Много лет мотозаводы ходят в неоплаченных должниках у советского спорта. Хочется верить, что этот долг будет погашен. На многодневные соревнования в Швецию впервые выезжала группа руководящих работников мотоциклетной промышленности. Надо полагать, теперь последуют организационные и технические меры, в результате которых появятся наконец машины, достойные нашей великой индустриальной страны. И поэтому именно сейчас необходимо подумать о коренной перестройке всей системы комплектования и подготовки наших команд к многодневным соревнованиям ФИМ . После ВиЛленсберга, как и всегда, были разговоры о том, что мы-де снова упустили хорошие шансы. Если бы не ошибся Воронович, да не сошел Чащипов, то тогда бы мы... Точно так же могут, конечно, рассуждать и чехи, потерявшие одного «трофейника» из-за поломки кривошипа, и команда ФРГ, получившая всего четыре штрафных очка. Но даже если предположить, что счастье сопутствовало бынам, а не нашим соперникам, то и тогда мы в лучшем случае могли рассчитывать лишь на третье место. А мотоолимпиада — это не чемпионат. Здесь славят тех, кому достались «Трофей» и «Ваза», а последующие места имеют чисто символическое значение и чаще всего не отмечаются даже памятным призом. У нас среди руководящего тренерского состава утвердилось мнение, что успех может прийти уже в том случае, если все доберутся до финиша без штрафных. Однако сегодня это лишь необходимое условие, требующее обязательного добавления: «при наличии максимально возможного количества положительных очков». Игнорирование этого добавления не принесло нам успеха в прошлом и тем более не сулит ничего доброго в будущем. Уровень подготовки всех команд возрос необычайно, и многим теперь под силу финиш «на нулях». В Швеции, например, из 287 стартовавших финишировало 207, в том числе 149 с золотыми медалями. Характерный пример: наша команда «А» в зачете на «Серебряную вазу» заняла шестое место с 14 штрафными очками. Но если бы их не было, она все равно не поднялась бы вверх, так как команды в первой пятерке имели куда больше положительных очков. Журнал уже писал о том, что нельзя пренебрегать второй стороной многодневки — дополнительными соревнованиями. К сожалению, это осталось гласом вопиющего в пустыне. По-прежнему мы проигрываем положительные очки там, где Можем их набирать даже при нынешнем состоянии мотоциклов. Наши спортсмены не умеют эффективно выполнять «разгон — торможение». За много лет мы не научились организовывать информацию на скоростных участках. Спортсмены едут наугад, нередко проявляя ненужную осторожность, и теряют очки. Известный застой, укоренившееся мнение о непогрешимости избранной тактики -и методов подготовки и комплектования сборных наносят большой вред. Не было на олимпиаде команды более старой по возрасту, чем наша. Конечно, в странах, где ежегодно проходит свыше ста многодневных соревнований, где первенства страны включают шесть-восемь двухдневных соревнований, легче отобрать достойных кандидатов. Но даже без этого при ' наличии современных научных методов проверки выносливости, быстроты реакции и физической подготовки не представляет труда отобрать из числа молодых кроссменоа таких, которые отвечают требованиям многодневки. Думается, что состояние всего нашего многодневного мотоспорта должно стать предметом специального обсуждения в тех организациях и ведомствах, от которых зависит его судьба. Десять лет — срок немалый, во всяком случае для того, чтобы в отношении к главному событию в мотоспорте наступил решительный перелом. М. ТИЛЕВИЧ, спец. корр. «За рулем» Вилленсберг — Москва РЕЗУЛЬТАТЫ «Трофей ГДР (ноль штрафных очков. наций»: 3824.56 положительных), Англия (0/3670,89), ФРГ (4/3890,97). Швеция (400/3373,39), Чехословакия (505/3328.82). СССР (522/3021,05), Испания (733/2763,02).Ла*й. XЭкипажу этого автомобиля уже не поможет ни бог, ни черт. Идол, которого вы видите на втором снимке, — принадлежность разведбата 10-й мотопехотной дивизии бундесвера. Фото из газеты «Ди Центе»И НОЧУЕТ ЧЕРТ ИЗ РОТЫ В РОТУ...В западногерманском бундесвере • • часто вспоминают о боге и других святых — и когда справляют панихиды по разгромленным советскими войснами фашистским дивизиям, и когда возносят хвалу новому оружию армии реваншистов. Так, высшие военные чины Бонна, собравшиеся на танковом заводе в Мюнхене, благоговейно возводили очи н небу, принимая с конвейера первый танк западногерманского производства. Новорожденного нарекли «Леопардом» — хищником из той же породы, что «тигры» и «пантеры», похороненные на полях сражении. Как тут не обратиться к богу с мольбой о том, чтобы «леопарды» не последовали по стопам своих предшественников?.. О святых вспомнил также военный епископ бундесвера доктор Кунц в специальной проповеди о подготовке к войне против социалистических стран. Словом, бога милитаристы не забывают. А как же с чертями? Оказывается, и они на службе реваншистов. Миссия черта, правда, иная — устрашать неповинующихся. Но на то он и черт, чтобы пугать! А припугивать своих непослушных нижних чинов начальству бундесвера приходится частенько. Низкий моральный уровень западногерманских солдат, пьянки, дебоши, несоблюдение элементарных правил ухода за техникой и уличного движения приводят к многочисленным авариям, человеческим жертвам. Только за полгода в 10-й дивизии бундесвера, по сообщению газеты «Ди Центе», военные автомобилисты совершили 132 крупных аварии и катастрофы. Чтобы утихомирить распоясавшихся вояк, изобрели чертика с рогами, выпуклыми глазами и оскаленным ртом. К зубам прикрепили покалеченный автомобиль. Идол с автомобилем в зубах вручается тому подразделению, где больше всего автомобильных происшествий. А так как их всюду полно, то редко у кого из командиров рот и батальонов не побывало на столе в военной канцелярии переходящее страшилище. Черти кочуют из роты в роту, из батальона в батальон, а бундесверовские пьяные молодчики тем временем бесчинствуют на дорогах, не взирая ни на бога, ни на черта. Н. ВОЛКОВ. кандидат исторических наукщ< ft.•29-