,4-1А УЛИЦАХ ПАРИЖАлают колеса. Учитывают это, очевидно, не все. По данным статистики, не менее 25 процентов происшествий — результат превышения скорости. Нам показалось, что высокие скорости на дорогах Франции в какой-то мере объясняются заторами и сутолокой в крупных городах: водители стремятся наверстать на просторе упущенное время. Дороги почти на всем протяжении размечены желтой красной. Осевая, чаще смещенная, — лишь на поворотах и на других опасных участках. На ровной дороге с хорошей обзорностью — прерывистые разделительные линии обычно делят шоссе на три полосы. Основное движение идет по крайним, а средняя — используется для обгона с двух направлений. Такая разметка позволяет значительно повысить пропускную способность дороги, максимально использовать ее ширину. Здесь уместно вспомнить наши дороги, ширина которых зачастую достаточна для трех рядов движения, но из-за отсутствия линий разметки оно идет лишь в два ряда. Придерживаясь на глазок края асфальта, кромка которого может быть неровной или загрязненной, водитель невольно начинает «ерзать» по шоссе, то удаляясь от обочины, то прибПариж. Площадь Соглалижаясь к ней. Понятно, что сия. Р яду тротуара уже заобгон в таких условиях сонят, приходится останавлипряжен порой с трудностяваться во втором ряду. ми. Широко применяется разметка ив городах. Елисейские поля — основная трансМы до конца оценили знапортная магистраль Паричение его слов, когда вжа — на всю длину разделерайоне Фонтенбло выехали ны на 11 рядов. Пять — туна автомагистраль, соедида, пять — обратно, а центняющую Париж с Лазурным ральный ряд является как берегом. В три, а местами в бы резервной зоной и исчетыре ряда метеорами пропользуется также для стоянносились автомобили. Водик и такси. тели жали «на всю железку», словно перед каждым Решительно и быстро простояла задача обогнать собуют ездить ив городах, но седа. А за разделительной это чаще всего не получаетполосой еще стремительнее ся. В городской черте транмелькали разноцветные зитные дороги вливаются в узкие улочки с резко огракрыши встречных автомобиниченной обзорностью и лей. крутыми поворотами. Не При таних скоростях, познаю, поняли пешеходы свое мимо великолепной дороги, положение сами или их вытребуется твердая рука и нудили к этому, но людей на трезвая голова. Ведь стетаких улочках нет. Иногда пень опасности и тяжесть здесь нет и тротуаров — довозможных последствий рогу ограничивают^ прямо прямо пропорциональны стены домов. Порой казачислу оборотов, которые део время туристского сезона через контрольно - пропускной пункт на франко-швейцарской границе за сутки в обоих направлениях проходит до 12 тысяч автомобилей! В один из дней пересекли границу Франции и несколько «Москвичей» группы советских туристов. О французских водителях нам рассказывали еще в Австрии. «Разве у нас ездят,— не раз повторял наш гид.— Вот во Франции. Это да!»Влось, что наш путь лежал по вымершим или брошенным, жителями городам: даж е справку навести не у кого. Но Париж.. Въезжая в город, мы мечтали об одном: благополучно достичь гостиницы. Автомобили двигались с плотностью косяка сельди. За короткое время нам пришлось дважды услышать звон разбиваемого стекла и скрежет крыльев. Мелкие поломки полицейские даже не удостаивали вниманием. Порядок здесь таков: если люди не пострадали, полицейский вмешивается лишь тогда, когда сами водители мирно урегулировать конфликт не могут. Некоторые улицы Парижа буквально забиты автомобилями, причем большая их часть стоит, наглухо закрывая тротуар. Несмотря на весьма напряженное движение, знаков, запрещающих повороты или развороты, почти нет. Невольно складывается впечатление, что организаторы движения, перепробовав все средства, в конце концов махнули рукой: пусть ездят как хотят! К слову сказать, водители здесь отличаются высокой дисциплиной и уверенным стилем вождения: никаких неожиданных маневров, строгое соблюдение преимущественного права за тем, кто не имеет помехи справа. Нередко можно было видеть, как, выезжая на перекресток, водитель все внимание обращал вправо — не нужно ли уступить дорогу? Левая сторона его словно не интересовала. Четкие и уверенные действия водителей помогают им довольно быстро разобраться в самой сложной ситуации. Решение проблем организации и безопасности движения облегчает и то, что на улицах Парижа почти нет грузового транспорта, а маневренность легковых автомобилей очень высока. На городском движении Париж а благотворно сказывается также отсутствие трамваев и троллейбусов.На одном из нерегулируемых перекрестков Парижа. Водители на полном «самообслуживании».Полчища легковых автомобилей — неотъемлемая черта в облике Парижа, где «часы пик» превращены в дни и ночи пик. Шум моторов стихает лишь на короткое предутреннее время, да в воскресные дни. И все-таки, как это ни парадоксально, каждый из наших водителей нашел, что ездить по городу не такуж сложно, к ак это показалось нам вначале. Да и интенсивность движения высока не на всех улицах. В стороне от центра можно видеть тихие улочки и переулки, где скучают одинокие автомобили. И в заключение два слова о картах автомобильных дорог. Их можно приобрести на любой бензоколонке или в газетном киоске. Чтобы проехать по Франции, выбрать наиболее удобный маршрут и безошибочно найти нужную дорогу, вовсе не обязательно знание языка. На карте каждая дорога обозначена своим номером, а маршрутные марки, указатели направлений и населенных пунктов сопровождают водителей на всем пути... Много впечатлений увозили мы в своих «Москвичах». Особый водительский анализатор отбирал из них все, что связано с дорогой, раскладывал по полочкам, оценивал. А перед глазами то и дело возникали жестокие цифры из бесстрастной полицейской сводки: три месяца — четыре тысячи жизней. В. ЖУЛЕВ Париж — МоскваДижон. Довольно распространенная для французских городов картина: размечен не только каждый ряд, но и направление движения. Фото автораРис. К. Невлераv-_