С ТАРТУЕТшшттштшт^ттттвтлении, откидывать целиком вперед, когда надо сесть на заднее сиденье. Но теперь регулируется еще наклон спинки; сиденья можно раскладывать для устройства спальных мест. Перед передним стеклом имеется люк, который служит для вентиляции кузова. го Е не было в прежнем «Запорожце».1959 году с конвейера завода «Коммунар» сошла первая советская микролитражка. Этот день увенчал большой труд коллектива завода: нужно было коренным образом перестроить технологию, создать штампы, возвести новые кор ­ пуса цехов, конструктивно доработать модель машины, созданную на Московском заводе малолитражных автомобилей, Пришлось переучиваться рабочим. Но вот все это позади. Ю р ­ кие «Запорожцы» побежали по дорогам. А на ватман уже легли новые линии. Конструкторы, технологи думали над тем, как сделать машину удобнее, надежнее. Появился более мощный и долговечный двигатель, новая система терморегулирования, улучшенное охлаждение. Несколько изменились кузов, системы отопления, электрооборудования. «Запорожец» постепенно завоевывал популярность. Все чаще на завод стали поступать письма с благодарностью. Автомобиль «шагнул» и за пределы нашей страны.ВН ОВЫЙНо уже тогда, когда первые микролитражки покинули за ­ вод, конструкторы начали думать над тем, как будет выглядеть их следующая модель. Художники мечтали о совершенных линиях кузова, сотни эскизов и макетов было на пути этих поисков. Так родилась еще одна модель отечественной машины — «Запорожец-966В».* • ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯДВот он стоит, новый «Запорожец», на заводском дворе, п о ­ блескивая стеклами фар и хромом облицовки. Кузов машины несущий, цельнометаллический. Микролитражка имеет законченную, красивую форму. Почти ничто не напоминает привычного «Запорожца». Разве что двери. Их в автомобиле по прежнему две. Но и они претерпели изменения. Теперь дверь открывается по ходу автомобиля. В этом заключено известное преимущество — исключается так называемая «парусность», когда внезапно открывшаяся на ходу дверь действует как парус и машину может занести. Салон автомобиля стал просторнее. Увеличился и багажник. Отправляясь в дальний путь, владелец автомобиля сможет часть своего багажа уложить за спинкой заднего сиденья. Там достаточно места. О д ­ ним словом, «Запорожец» стал больше и красивее. «Растянутый» щит приборов из черного пластика, черное рулевое ко ­ лесо с двумя спицами, «перчаточный» ящик — все это придает внутреннему убранству салона изящество. На щите приборов красиво и продуманно конструкторы разместили спидометр, указатели уровня бензина и температуры масла, контрольные лампы аварийного давления масла в двигателе, разряда аккумуляторной батареи, указателей по ­ ворота и дальнего света фар. Чуть в стороне — контрольная лампа отопителя. Для удобства водителя на новую машину устанавливаются два зеркала заднего вида — на крыле и внутри кузова. Вместе с большим задним стеклом это облегчает наблюдение за дорогой. Передние сиденья тоже сделаны по-новому. Как и раньше, м ожно регулировать их положение в продольном направ• РАЗБИРАЯСЬ В КОНСТРУКЦИИ Двигатель нового «Запорожца» — по традиции воздушного охлаждения. Его, как и прежде, выпускает Мелитопольский моторный завод. Мощность мотора, который будет устанавливаться на новый автомобиль, — 30 л. с / * О н работает на бензине А-72—74. Контрольный расход топлива на сухом ровном участке гладкого шоссе при движении автомобиля с полной нагрузкой со скоростью 30—40 км/час не должен превышать 5,9 л на 100 км . Система питания претерпела некоторые изменения. Бензиновый бак «перекочевал» из багажника в заднюю часть ку ­ зова. Непосредственно над ним за задним сиденьем расположилась и выведенная наружу герметичная с клапанами пробка наливной горловины. Она не портит внешнего вида автомобиля. Ленинградский карбюраторно-агрегатный завод снабдил двигателестроителей новым карбюратором К-125. Улучшает работу двигателя и новый инерционно-масляный с фильтрующ им элементом воздухоочиститель, Изящные воздухозаборники, удачно вписывающиеся вси ­ луэт новой машины, расположены в зоне наименьшей запыленности и позволяют наиболее полно использовать скоростной напор при движении автомобиля. А термостат, размещенный в раструбе вентилятора, по мере необходимости открывает или закрывает заслонку, перекрывающую выход воздуха из мотоотсека. Сцепление «Запорожца-Я66В» — однодисковое, сухое. О но ничем не отличается от эрето узла прошлой модели. Коробка передан -—-механическая, с четырьмя передачами вперед и одной назад. Все шестерни, к роме шестерен первой передачи и заднего хода, косозубые и снабжены синхронизаторами. Переключают передачи, как иу прежнего «Запорожца», рычагом, расположенным на тоннеле пола, через тягу. Главная передача представляет собой спиральную коничес кую пару, передаточное число в которой 4,63. Дифференциал с двумя сателлитами также конический. Весь силовой агрегат устанавливается в трех точках на ре ­ зиновых подушках. В новом автомобиле мы снова встречаемся с полностью разгруженными полуосями с карданными шарнирами, которые соединяют полуоси со ступицами задних колес. Передняя подвеска выполнена конструктивно по-новому. Она независимая, торсионная с дополнительными пружинами. 'Гидравлические амортизаторы двустороннего действия, телескопические. Отлитые за одно целое с тормозными барабанами из перлитного ковкого чугуна ступицы передних колес снабжены роликовыми коническими подшипниками. Задняя подвеска — независимая, пружинная. Амортизатор ы — такие же , как и на передней. Стальные, кованые ступиц ы задних колес снабжены коническими подшипниками. В отличие от прежней модели колея задних колес у новой машины при работе подвески не изменяется. Колеса и шины — такие же , как иу прежнего «Запорожца». Давление воздуха в шинах передних колес 1,4—1,6 атмосферы, задних — 1,7—1,9 атмосферы. Ножной тормоз «Запорожца-966В» удобен в эксплуатации. Колодки (плавающие) нет необходимости регулировать, зазор ы устанавливаются автоматически. Через гидравлический привод тормоз действует на все колеса. Диаметр тормозных цилиндров передних колес увеличен до 22 мм . Это обеспечивает надежное и быстрое торможение без заноса. Ручной тормоз действует, как и обычно, только на задние колеса. Рычаг ручного тормоза, расположенный справа от рулевой колонки на тоннеле пола, посред^т—ттттитттш ством тросового привода действует через уравнитель на колодки тормозов.«ЗАПОРОЖЕЦ»•8-• Впервые об опытной модели нового «Запорожца» рассказывалось в JA 1 «За рулем» за 1965 г. • Этот двигатель описан в № 5 «За рулем» » за 1968 г.