К ОГДАО лимпиада мотоциклистов по вполнепонятным причинам не обставляется столь торжественно и пышно, как Олимпийские игры. Но каждый, кто бывает на этих ежегодных шестидневных соревнованиях мотоциклетной гвардии, ощущает и олимпийскую значимость события и олимпийский дух его. Так же как и на большие олимпиа-' ды, съезжаются сюда, движимые дружбой и здоровой жаждой соревнования, спортсмены разных стран и народов, чтобы в трудной борьбе выявить сильнейших. ...У дороги Е-18, ведущей из Стокгольма в Осло, прямо на скале укреплен огромный щит: «Вилленсберг, 41-е международные шестидневные соревнования ФИМ». В дни состязаний крохотный Вилленсберг напоминал город. Непрерывно двигались здесь мотоциклы, автомобили, автобусы. На импровизированных стоянках порой трудно было найти место, а на поле, возле поселка, возник разноцветный шумный лагерь на колесах. Фирмы, торгующие бензином, маслом, свечами, шинами и цепями для мотоциклов, раскинули -десь свои шатры. А рядом с ними «Цюндап», «Эмцет», «Чезет», «Бультако», «Триумф».., Человек, который захотел бы узнать, сколько существует мотоциклетных марок в мире, мог бы в Вилленсберге сделать это без труда — лучшие образцы стояли здесь же, в закрытом парке. Шестидневные состязания от начала и до конца были организованы безупречно. В подкрепление шведская мотофедерация получила полк солдат, которые прошли специальную подготовку. Рядовые и капралы отлично справились с ролью судей, секретарей, связистов, обеспечив идеальный порядок, быстроту и точность обработки результатов. Даже силы природы на этот раз были благосклонны. Впервые, может быть, за многие годы соревнования проходили при вполне сносной погоде. Не менее основательно готовились к олимпиаде и ее участники. После «побоища на Мэне», как назвали журналисты прошлогодние соревнования, мотосоюзы и мотозаводы предприняли титанические усилия, чтобы взять реванш в Швеции. Мы и раньше слышали, например, о том, что британские мотоклубы и промышленники решили любой ценой выиграть шестидневку. Но подлинные масЖ Ештабы этой подготовки мы ощутили, когда попали в Вилленсберг. Спецмашины повышенной проходимости, оснащенные рациями, команды, призванные оказывать помощь и содействие британским гонщикам на пунктах контроля времени и спецучастках, — все это прибыло с британских островов в Швецию. На карту был поставлен и национальный престиж и спортивный приоритет и честь мотоциклетной промышленности Англии. Справедливости ради надо сказать, что и хозяева трассы — шведы и особенно немцы из ФРГ не уступали в оснащенности и подготовке своих команд англичанам, а кое в чем даже превос-мотоспорта после долгого перерыва смогла «обстрелять» нескольких гонщиков в международных соревнованиях. Нет смысла перечислять все, что было сделано для успешного выступления. Результаты этих усилий нашли материальное выражение в виде семи золотых и пяти серебряных медалей, которые завоевали советские спортсмены в личном зачете. Но этих усилий явно не хватило, чтобы оспаривать командные призы. Мы ждали добрых вестей с трассы, I но уже первый день принес нам разочарование. Член «трофейной» команды Лев Воронович допустил непростительную оплошность — проскочил поворот на контрольный пункт (и это при идеальной разметке трассы) и преподнес «сюрприз» в виде 22 штрафных очков, Так мы оказались «именинниками». На второй день трассу из-за неполадок в электрооборудовании оставил другойНАСТУПИТ ПЕРЕЛОМ?ходили их. Из 287 участников шестидневки, представлявших спортивные цвета 16 стран, 62 мотоциклиста выставила ФРГ, 53 — Англия и Ирландия. На этом фоне куда скромнее выглядели спортивные делегации социалистических стран: ЧССР — 23, ГДР — 21, СССР — 15 и ПНР — 5 гонщиков. Однако любители прогнозов — а в них никогда не ощущается недостатка — среди главных претендентов называли все же не Англию и не ФРГ, а команды ГДР, Чехословакии и Швеции. Для нас эта встреча в некотором роде имела принципиальное значение. Ведь дебют советских мотоциклистов на мировой арене состоялся не в кроссе и не в гонках, а в многодневных соревнованиях, причем роено 10 лет назад. За это время много перемен произошло в мотоспорте. Дебютанты потеснили с командных высот признанных лидеров. Золотые медали чемпионов мира по мотокроссу и гонкам на льду, серебряные в личном и командном спидвее, «золотой шлем» — эти и другие почетные награды побывали в руках у краснозвездных мотоциклистов. И только в борьбе за главный мотоциклетный приз «Трофей наций» мы не смогли подняться выше третьего места. Были для наших надежд и объективные предпосылки. После провала в Англии Ижевский и Ковровский заводы предприняли шаги, чтобы подготовить к олимпиаде надежные машины, испытать их в «боевой» обстановке, а Федерация член национальной команды заводской гонщик Г. Чащипов, и теперь даже чудо не могло спасти нас. В итоге среди семи команд, оспаривавших «Трофей наций», наша оказалась на предпоследнем, шестом месте. Оставались еще две команды • «А» — (на ИЖах) и «Б» (на «ковровцах»), боровшиеся за «Серебряную вазу», оставалась надежда на большую золотую медаль в заводском зачете. На четвертый день и- эти надежды пошли прахом — два ковровских гонщика В. Горулько и В. Тюрин из-за поломок машин прекратили соревнование. Лучшее, чего мы добились, — это шестое место в зачете на «Серебряную вазу», где стартовало 22 команды. Борьба за призы шла до последнего дня мотоолимпиады. Оказались правы те, кто прочил в победители команду ГДР. В ее составе мы увидели старых знакомых во главе с молодым Залевски. Они не утратили своего наступательного духа, но победа далась им куда труднее, чем в прошлые годы. До третьего дня они проигрывали в положительных очках командам ФРГ и Швеции. Только дисквалификация шведского гонщика Андерсена за ремонт мотоцикла в закрытом парке и четыре штрафных очка Шпехта из команды ФРГ дали возможность гонщикам ГДР удержать «Трофей». С «Серебряной вазой» им все же пришлось расстаться. Ее завоевала команда ФРГ, опередившая двукратных победи ­ телей на 30 положительных очков. Англичане, несмотря на все усилия, должны были довольствоваться вторым местом в «трофейном» зачете. Их четырехтактные машины уступали в скорости двухтактным. Как и два года назад, в Эрфурте, здесь, на шведской трассе, успех в конце концов решился на дополнительных соревнованиях. Итак, дописана еще одна страница в истории шестидневок ФИМ , но в ней так и не появилась строка, которая моЗолотые медалисты 41-й мотоолимпиады (слева направо): В. Пылаев, Б. Дресвянников, главный тренер команды Г. Черкасский, Э. Кирсис, Б. Петушков. В. Семин, Р. Решетнике.