19
20
Третий этап автомоторалли «Родима» финишировал в городе юности, Комсомольске-на-Амуре. Дорога на Дальний Восток была длинной и трудной. Но повсюду туристы встречали дружелюбие и гостеприимство — и это помогало в пути. Многие восхищались упорством ребят, многие завидовали им. Величественные картины преображенной земли развертывались перед туристами: стройки, на которых трудятся посланцы Ленинского комсомола, молодые города, заводы, созданные советскими людьми, — и всюду огромный трудовой энтузиазм, вызванный великой юбилейной датой. Через всю необъятную страну —через степи Заволжья, тайгу, горы и реки — двигались путешественники из Москвы и Таганрога, Казани и Саратова. По трассе золотоискателей и оленеводов, что соединяет Мага-дан и Якутск, прошли пять мотоциклов, управляемых туристами столичной команды.п_ГГиЩ^Дорогами подвигов и славыДАЛЕКО ЛИ ДО КОМСОМОЛЬСКА?Многие участники ралли мечтали побывать в городе, который стал символом героического труда комсомольцев тридцатых годов. Гостеприимно встретили автомототуристов в Комсомольске — молодежь города с интересом слушала рассказы путешественников, которые передали приветствия от комсомольских организаций своих городов. Туристы демонстрировали свое спортивное мастерство в дополнительных соревнованиях по спринту и «фигурке». Первое место на этом этапе заняла команда Московского клуба автомототуристов, на втором — туристы Саратова, на третьем — Казани. Не только комсомольчане, но и жители поселков Горное и Солнечное, расположенных вблизи, принимали у себя гостей. А поздним вечером, накануне отъезда, путешественников пригласили к себе юные пионеры, отдыхавшие в лагере завода «Амурсталь». Каждому члену команды-победительницы повязали красный галстук как почетному пионеру. Долго не гас костер на берегу Амура, долго не смолкали над рекой песни. М. ШАГАЛОВА, спец. корр. «За рулем» г. Комсомольск-на-Амуре0 1959 г., НОЯБРЬ. Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР и Главмосавтотранс при участии Научно-исследовательского института автомобильного транспорта применили на дороге Москва — Ленинград для перевозки грузов систему тяговых плеч со сменными тягачами. Эта система ускоряет доставку грузов и улучшает режим работы шоферов. Позднее она была введена на маршрутах Киев — Львов, Киев — Одесса, Харьков — Донецк и на многих других трассах. О 1959 г. Кременчугский автомобильный завод, созданный на базе предприятия, делавшего комбайны, выпустил первые трехосные 12-тонные грузовики КрАЗ-219 и 10-тонные самосвалы КрАЗ-222, предназначенные для строительных и карьерных работ. Позднее завод освоил производство самосвалов КрАЗ-256 и 12-тонного КрАЗ-256Б, а также грузовиков общего назначения — КрАЗ-257 с бортовой платформой, КрАЗ-255Б высокой проходимости, седельных тягачей КрАЗ-258. • 1960 г., СЕНТЯБРЬ. С конвейера завода «Коммунар» сошел первый серийный «Запорожец» — ЗАЗ-965, четырехместный безрамный автомобиль с расположенным сзади двигателем воздушного охлаждения мощностью 23 л. с. в 1960 г. Во Львове освоено производство мотовелосипедов В-902. • 1961 г., АВГУСТ. В Ленинграде, на трассе «Невское кольцо», впервые в нашей стране проведены международные автогонки. • 1961 г., ОКТЯБРЬ. Белорусский автозавод направил в испытательный пробег самосвал БелАЗ-540 грузоподъемностью 27 тонн. 9 1961 г. Львовский автобусный завод начал производство модели ЛАЗ-697Е «Турист» с двигателем ЗИЛ. Ф 1961 г. Во Второй всесоюзной спартакиаде по техническим видам спорта стартовало более 16 миллионов юношей и девушек — членов ДОСААФ. По сравнению с первой спартакиадой число соревнований возросло в девять раз. • 1961 г. В Риге начат выпуск мопеда «Рига-1». • 1962 г., ЯНВАРЬ. В Москве впервые проведены зимние автогонки на ипподроме. • 1962 г., ИЮЛЬ. На соляном озере Баскунчак москвич И. Тихомиров на газотурбинном автомобиле «Пионер-2» впервые в истории нашего автоспорта преодолел рубеж 300 км/час. Он довел всесоюзный абсолютный рекорд скорости на автомобиле до 306,6 км/час. 9 1962 г. Московский завод малолитражных автомобилей выпустил опытный «Москвич-408» с двигателем мощностью 50 л. с ; максимальная скорость 120 км/час. 0 1962 г. На Ирбитском мотоциклетном заводе начато производство мотоциклов «Урал» с верхнеклапанным двигателем (взамен модели М-72).ф 1963 г. Для улучшения организации перевозок сельскохозяйственных грузов автотранспортом общего пользования в системе министерств и главных управлений автотранспорта союзных республик создаются специализированные автохозяйства «Сельхозтранс». • 1964 г., ФЕВРАЛЬ. Советский гонщик Габдрахман Кадыров стал первым чемпионом Европы по мотогонкам на льду. ф 1964 г. Началось массовое производство грузовиков ЗИЛ-130 грузоподъемностью 4 тонны, с бензиновым карбюраторным восьмицилиндровым V-образным двигателем мощностью 150 л. с. при 3200 об/мин. ЗИЛ-130 стал базовой моделью для производства целого семейства грузовиков. Ф 1964—1965 гг. Проведена Третья всесоюзная спартакиада по техническим видам спорта. В ней приняло участие 25 миллионов человек, среди них большой отряд автомобилистов и мотоциклистов. Ф 1965 г., МАЙ. В соответствии с решениями ЦК КПСС новая система планирования и экономического стимулирования в порядке эксперимента впервые осуществлена в трех московских и двух ленинградских автохозяйствах. Опыт подтвердил значительные ее выгоды. Повысились ответственность и заинтересованность всех рабочих и служащих автохозяйств в росте эффективности труда. Сократились порожние пробеги, увеличилась полезная работа подвижного состава. Улучшилось обслуживание предприятий и организаций. • 1965 г., ОКТЯБРЬ. Уральский автозавод полностью перешел на производство трехосного грузовика высокой проходимости — «Урал-375». На его базе создан «Урал-377» грузоподъемностью 7,5 тонны, предназначенный для перевозки массовых грузов. За эти машины УралАЗ награжден дипломами ВДНХ первой степени. • 1965 г., НОЯБРЬ. В Париже московскому мотогонщику Виктору Арбекову вручена золотая медаль чемпиона по мотокроссу в классе 250 см 3 . В. Арбеков — первый советский мотоспортсмен, завоевавший звание чемпиона мира. ф 1965 г. За семилетку более 40 процентов автомобильного парка РСФСР сосредоточено в крупных автохозяйствах. Преимущественное развитие транспорта общего пользования позволило повысить его долю в грузообороте республики до 29,6 процента. Централизованная доставка грузов заняла преобладающее место. Междугородные перевозки по грузообороту увеличились в 21 раз. ф 1965 г. Минский автозавод начал производство автомобилей МАЗ-500 — увеличенной грузоподъемности. Модель стала базой для МАЗ-503 и седельного тягача МАЗ-504. ф 1965 г. Львовский завод приступил к выпуску комфортабельных междугородных и туристских автобусов ЛАЗ-699А.19 ф 1965 г. Белорусский автозавод в последний год семилетки без остановки производства начал серийно выпускать новый самосвал БелАЗ-540, удостоенный позднее диплома ВДНХ СССР и золотой медали Лейпцигской ярмарки. На базе этой модели созданы одноосный тягач БелАЗ-531 и 45-тонный автопоезд БелАЗ-540В. ф 1966 г., 24 ФЕВРАЛЯ. Советский спортсмен Габдрахман Кадыров стал первым чемпионом мира по мотогонкам на льду. ф 1966 г., 7 МАЯ. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О состоянии и мерах по улучшению работы Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ СССР)» — программный документ, определивший основные задачи и направления деятельности ДОСААФ. • 1966 г., АВГУСТ. За успехи в автомобилестроении Московский завод малолитражных автомобилей, Белорусский, Уральский и Ульяновский автомобильные заводы награждены орденом Трудового Красного Знамени. • 1966 г., 5 ОКТЯБРЯ. Указом Президиума Верховного Совета СССР 35 работникам автотранспорта и дорожного хозяйства за выдающиеся успехи в выполнении заданий семилетки присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда; около восьми тысяч шоферов, рабочих, инженеров, 'техников автотранспорта награждены орденами и медалями. ф 1966 г. Запорожский завод «Коммунар» начал производство нового автомобиля ЗАЗ-966В. Машина имет современную форму кузова, комфортабельный салон; Мощность двигателя 30 л. с, скорость до 100 км/час. • 1967 г., ЯНВАРЬ. ДОСААФ СССР отметил сорокалетие. Объединяя в своих рядах многие миллионы советских людей, Общество проделало большую военно-патриотическую работу. В организациях ДОСААФ получило военно-технические специальности большое число советских граждан. Каждый четвертый юноша, призываемый на военную службу, имеет военно-техническую специальность. ф 1967 г., 28 ФЕВРАЛЯ. Горьковский автомобильный завод выпустил 5-миллионный грузовик. • 1967 г. ФЕВРАЛЬ. Звание чемпиона мира по мотогонкам на льду завоевал Борис Самородов. • 1967 г., 18 МАЯ. С конвейера Московского завода малолитражных автомобилей сошел миллионный «Москвич». • 1967 г., 23 ИЮНЯ. Из ворот Горьковского автозавода на дороги страны вышла миллионная «Волга». ф 1967 г. На Уральском автомобильном заводе собраны первые грузовики «Урал-377М» — базовая модель для создания автомобилей-самосвалов и седельных тягачей. • 1967 г. К 50-летию Октября Белорусский автомобильный завод начал серийное изготовление нового 40-тонного БелАЗ-548 и созданного на его базе 65-тонного автопоезда БелАЗ-548К. Выпущен первый опытный образец 65-тонного самосвала БелАЗ-549.Все мы с неослабевающим вниманием следили за Всесоюзным походом молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа, посвященным 50-летию Октября. Большое количество мотопробегов, приуроченных к славному юбилею, водительское мастерство тех, «то был за рулем, высокие качества советских машин — все это особенно радует нес, участников первого после Великой Отечественной войны всесоюзного мотопробега. Наш пробег состоялся осенью 1947 года. Мы посвятили его 30-летию Октября. Поставили целью: испытать эксплуатационные и технические качества серийных советских мотоциклов, популяризовать мотоопорт, пройти по местам боев за освобождение нашей Родины, встретиться с героями Октябрьокой революции, гражданской и Великой Отечественной войн. Маршрут пролег то земле семи республик — РСФСР, Украинской, Молдавской, Белорусской, Литовской, Латвийской, Эстонской. Вот основные вехи трассы: Москва — Симферополь — Одесса — Кишинев — Киев — Минск — Вильнюс — Рига — Таллин — Ленинград — Москва. Стартовал двадцать один 'мотоцикл киевского, московского, ирбитского, ижевского и ковровского заводов. Все машины, за исключением М-72, были первенцами послевоенного производства. Вместе с серийными мотоциклами испытывались несколько опытных образцов: М-75, CIA, КБ-10. Обслуживали пробег и также проходили проверку в дальнем пути по дорогам, зачастую еще разбитым после войны, новые автомобили Горьковского завода: «Победа», ГАЗ-51, ГАЗ-67. Их вели опытные водители-испытатели. Командором пробега был один из руководителей Центрального конструкторского бюро мотоциклостроения В. В. Рогожин. Среди мотоциклистов — рабочие, техники, инженеры, работники ОТК мотозаводов. Так что было кому проверить технику, как говорится, по всем статьям. Ходовые качества машин изучались на маршруте в самых разнообразных дорожных условиях. Достаточно оказать, что три пятых пути мы прошли по грунтовым дорогам, булыжнику и «щебенке». Двигались сквозь ливни, град, по глубокой грязи, по песку, иногда в таких облаках пыли, что приходилось зажигать фары. Тяжело достался этап от Кишинева до Винницы — с крутыми спусками, подъемами, поворотами. Надо сказать, в трудных условиях особенно иорошо проявили себя машины ижевского и ирбитского заводов. Регулярные технические осмотры показывали, что двигатели и ходовая часть новых советских мотоциклов выдерживают испытания с честью. Участники пробега (многие из них сами в недавнем прошлом фронтовики) видели, как поднимаются из руин фабрики и заводы, села и города. На полях встречались дзоты, еще не засыпанные траншеи, воронки. Но встречи и беседы на дорогах, митинги в населенных пунктах убеждали в том, что 'народ, победивший фашизм, одержит победу ив восстановлении народного хозяйства страны. Все, с кем мы встречались, готовились достойно встретить славный праздник — 30-летие .Великой Октябрьокой социалистической революции. Финиш состоялся в Москве 14 октября 1947 'года. За 25 ходовых дней наши мотоциклы прошли 5 519 километров. Всесоюзный агитационно-технический мотопробег продемонстрировал мужество, выносливость, спортивное мастерство мотоциклистов, подтвердил высокие качества советских машин, помог дальнейшему развитию отечественного мотоциклостроения. н. ЛЫЖИН, первый секретарь Карачаево-Черкесского обкома КПСС, депутат верховного Совета СССР, заместитель командора мотопробега г. ЧеркесскПеовыи после войны шт|ЩЩ?6™**^ ?PHr>jflИОВГОРОА Вышний bowftifCt,|СЕРПУХОЬ | ТУЛАI •£!&Т-/Ьобруис*Ъ> V$fc-f£vi иГомелеI sffi^J КИЕВ; «, 1 Щ'?/ Житоми^нО Щ'& Ьинни\цз-5й$Ч ^T (т=—ХАРЬКОВ rj ДНЕПРОПЕТРОВСКW b5ЙО^ОЗАПОРСЖЬЕмаршрута пробега.р СИМЮРОЧОА»20