23
24
ЧИТАТЕЛЯСпросите любого водителя, хочется ли ему нарушать правила уличного движения? Только сумасшедший ответит, что в этом он видит цель своей жизни. Так что сознательность в отвлеченном виде на высоте. Но вот доходит дело до практики... — Простите, товарищ старшина... — За что же вас прощать? — Да знака-то я не заметил. — Не заметили! А знаки, между прочим, именно для того и вешаются, чтобы их замечали. Попрошу документы! Прав инспектор? Безусловно, прав. Знаки вешаются для того, чтобы водитель их видел. Но, может быть, действительно этот шофер не заметил знака? Мы надеемся, каждому ясно, что речь идет не о разгильдяе или хулигане за рулем, а о дисциплинированном водителе, каких у нас подавляющее большинство. Известно, что зрительное восприятие неравноценно по всей площади поля зрения. Зона наиболее острого зрения заключена в конусе с углом около 3 градусов, хорошая — внутри конуса в 5—6 градусов, а вполне удовлетворительная на площади, закрываемой от глаз ладонью вытянутой руки, то есть внутри конуса с углом 10—12 градусов. В вертикальной плоскости угол остроты зрения меньше и составляет только '/г2 /з того же угла по горизонтали. Чтобы рассмотреть предмет, находящийся на краю поля зрения," человеку приходится переводить взгляд, пока этот предмет не окажется в поле зрения обоих глаз, то есть в секторе наибольшей остроты зрения. Так пишет в своей книге «За рулем без аварий» кандидат технических наук Я. Бронштейн. Велико ли время, необходимое для перевода взгляда? Оказывается, весьма велико: сдвиг занимает 0,15—0,23 секунды, перевод из одного крайнего положения в другое — 0,15—0,33 секунды. Кроме того, чтобыМлраспознать предмет, человек должен задержать на нем взгляд не менее чем на 0,1—0,3 секунды. На обзор перекрестка уходит 0,5—1,16 секунды, а за это время автомобиль может пройти от 5 до 12,5 метра. Вооруженные этими цифрами, давайте попробуем проанализировать типичную обстановку на перекрестке двух улиц. Скажем, водитель едет на зеленый сеет. Двенадцать метров — ширину перекрестка — на скорости 35—40 км/час он пройдет за одну секунду. За это время ему надо присмотреться к пешеходному переходу, где его могут ожидать всякие неожиданности, не выпустить из поля зрения светофор и успеть прочитать знаки, висящие как перед перекрестком, так и на въезде в следующую улицу. Как правило, на эту последнюю операцию у него остается 0,5 секунды, в то и меньше. Итак, резерв времени равен нулю. Мудрено ли, что очень часто на сложных перекрестках шофер физио ­ л огически не в состоянии рассмотреть два-три, не говоря уж о большем числе знаков. А вот типичная дорожная ситуация: водитель легковой машины обгоняет грузовик. Обычное время обгона — 15—30 секунд, путь 250—800 метров. Приблизительно половину этого пути обгоняющий водитель не видит правого края дороги, а стало быть, и стоящих там знаков. Вот и еще один путь к непреднамеренному нарушению правил: я действительно не видел знака, но чем я смогу это доказать? В городах на улицах одностороннего многорядного движения первые ряды заняты грузовиками, автобусами, троллейбусами. Внушительные по габаритам, они создают плотный заслон: шофер легковой машины, находящейся в третьем-четвертом ряду, о знаках большей частью догадывается да полагается на свою память. Но вот вводится новое ограничение, и память уже бесполезна. Условные обозначения не могут исчерпать всевозможных особенностей движения, и все большее место в арсенале средств регулирования занимают текстовые указатели. К сожалению, шрифт для них выбран неудобочитаемый. Все буквы и цифры — «квадратные», на одно лицо. Скорость уменьшает нашу способность воспринимать и перерабатывать текстовую информацию. Максимальное расстояние, с которого водителю удается разобрать текст, зачастую всего лишь 20 метров! И это в то время, когда существуют отличные типы шрифтов и даже специальный шрифт для дорожных знаков, разработанный ВНИИ технической эстетики. Девяносто метров — вот дальность, с которой можно прочесть выполненные им надписи. Вдумайтесь: лишних семьдесят метров для того, чтобы принять решение! Достаточный аргумент за скорейшее появление нового шрифта на улицах и шоссе. Принимают ли во внимание при расстановке знаков эти особенности человеческого зрения? В правилах движения оговаривается лишь расстояние, на котором дорожный знак отстоит от опасного места. Увы, каждому из нас приходилось встречаться со знаками, отвечающими этому условию, но тем не менее совершенно недоступными для нормального человеческого восприятия. Происходит это, по-видимому, еще и оттого, что установка знаков и контроль за исполнением их требований разделены между двумя различными организациями. Устанавливает знаки в городе отдел коммунального хозяйства исполкома, а наказывает шоферов автоинспекция. И когда возмущенный водитель говорит инспектору о том, что знак не виден или не освещен или вообще не соответствует дорожным условиям, нередко следует странный ответ: «Это не наше дело, мы знаков не ставим. Жалуйтесь в райисполком». Райисполком далеко — инспектор ГАИ близко. Почему же эта важная организация заняла роль стороннего наблюдателя, с совещательным голосом? Можно ссылаться на различные объективные причины, но факт остается фактом: организация, непосредственно отвечающая за безопасность движения, часто, что называется, умывает руки, когда& • &Рис. К. Невлеранадо предпринять эффективные меры, к обеспечению этой безопасности. Пусть нас правильно поймут: мы не за поблажки и отпущение грехов водителям. Однако ответственность должна быть взаимной. И пора Госавтоинспекции в полной мере спрашивать за пренебрежение к порядку установки дорожных знаков с тех, кому поручена эта работа, как за действие, затрудняющее труд водителя и снижающее безопасность движения. В. ДЕМИДОВ, инженерДОРОЖНЫЙ ЗНАКНД ВИЛНОЕ МЕСТО К стадиону в Лужниках съезжались «Запорожцы». Они выстроились на площадке в шеренгу. Водители собирались возле машин, поочередно выдвигавшихся вперед, окружали и осматривали их. Проходил смотр-конкурс технического творчества автолюбителей, смотр усовершенствований, сделанных ими на микролитражке. В третий раз его проводили члены секции «Запорожец» Московского городского автомотоклуба ДОСААФ. В третий раз столичные автолюбители собираются вместе, чтобы сделать общим достоянием все лучшее и интересное, что рождено рационализаторской мыслью и умелыми руками. В этом году в смотреконкурсе приняла участие редакция журнала «За рулем». Стоя с блокнотами в руках, «заседало» в присутствии многочисленных автомобилистов жюри конкурса. В его состав входили председатель секции «Запорожец» Московского городского автомотоклуба ДОСААФ Л. В. ВАРШАВСКИЙ, заместитель председателя секции Э. А. ШЕВЦОВ, старший госавтоинспектор отделения по надзору за техническим состоянием автотранспорта ОРУД — ГАИ Москвы майор милиции инженер П. Т. ВУЙЧЕНКО, руководитель группы автомобильной техники ВНИИ Государственной патентной экспертизы, инженер Ф. Е. МЕЖЕВИЧ, представитель редакции журнала «За рулем».Д ОБРЫЙИдет смотр. Победители смотраконкурса Г. В. Елевич (вверху) и Л. М. Новиков.П ОЧ Идвигателя с места водителя (для машин, не имеющих терморегулятора). 9. Босстановление изношенной передней подвески. 10. Освещение дороги при движении задним ходом (фото 4). 11. Удобное расположение сидений для отдыха в дальней поездке (фото 5). 12. Автоматическое «сбрасывание» переключателя указателей поворота. 13. Отключение батареи (выключатель массы). 14. Ручное управление дроссельной заслонкой. 16. Улучшение работы и эксплуатации системы отопления и обдува стекол. 16. Улучшение крепления буфера. 17. Повышение долговечности передней подвески. 18. Утепление передней части салона. 19. Установка дополнительных приборов. 20. Дополнительные фонари указателей поворота. 21. Дополнительное оборудование салона. 22. Расположение радиоприемника без наружной антенны (фото 6). Несколько технических разработок своих читателей представила редакция журнала «За рулем». Среди них усовершенствованиеЛУЧШИЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ — ОБЩЕЕ ДОСТОЯНИЕ Было заявлено и зарегистрировано 227 усовершенствований, которые повышают безопасность движения, облегчают управление автомобилем и его эксплуатацию. После рассмотрения, обсуждения и систематизации всех заявок жюри выделило наиболее ценные разработки. Основные усовершенствования будут освещены в журнале, чтобы ими могли воспользоваться и другие автолюбители. А пока перечислим их. 1. Улучшение пользования переключателем указателей поворота (фото 1). 2. Большее удобство затягивания рычага ручного тормоза. 3. Улучшение грязезащиты шарниров рулевых тяг. 4. Новое оформление панели и щитка приборов (фото 2). б. Улучшение конструкции привода дроссельной заслонки (фото 3). 6. Подготовка и включение подогрева двигателя с места водителя. 7. Уменьшение потребления электроэнергии отопителем. 8. Регулирование температурного режимаЗАСЕДАНИЕ СОРОК ШЕСТОЕ1Т01Ш-