ПОДАРОКШОФЕРАМВодителям дизельных грузовиков, работающим в Сибири и на Крайнем Севере, зимой приходится тратить много сил и времени, чтобы пустить остывший за ночь двигатель. Советские ученые и инженеры создали специальную пусковую жидкость, позволяющую, невзирая на сорокаградусный мороз, без подогрева подготовить машину к работе. «Холод-Д-40» — т ак названа эта смесь, содержащая этиловый эфир, изопропилнитрат, петролейный эфир и масло для судовых газовых турбин. Она испытывалась на двигателях ЯАЗ-204, ЯАЗ-206, ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 и других при минус 32 — 4 0 градусах. Были проведены также исследования с целью определить влияние холодного пуска на износ деталей двигателя. Оказалось, что это влияние незначительно. Так, при 37-градусном морозе износ двигателя ЯМЗ-238 в зоне верхнего компрессионного кольца за 100 пусков составил всего 11 микронов. А в эксплуатационных условиях при использовании пусковой жидкости в течение года, за который автомобиль прошел 59 тысяч (Километров, «зное достиг лишь 1,4 микрона на тысячу километров пробега. Испытания показали, что, используя «Холод», можно за неснолько минут пустить двигатель и тронуться с места. Это отличный подарок шоферам.Подобным образом на ГАЗе обрабатывались сырые и закаленные стали, бронзы, чугуны. На Кременчугском автозаводе была выглажена втулка промежуточного вала раздаточной коробки, которая работает вместе с бронзовой втулкой шестерни понижающей передачи. Условия работы — трение скольжения со смазкой. В результате улучшилась чистота обработки. Инженеры ЗИЛа внедрили в производство алмазное выглаживание наружной цилиндрической поверхности кольца сальника ступицы переднего колеса ЗИЛ-130. На изготовление 140 тысяч деталей было израсходовано лишь четыре алмаза общим весом менее четырех каратов.САМЫЙСОВРЕМЕННЫЙАВТОМАТ СЛЕДИТ ЗА ДОРОГОЙНОВЫЕ ДИЗЕЛИЯМЗ-240 — такой индекс присвоен новому мощному дизелю, серийный выпуск которого начался на Ярославском моторном заводе. Мощность его вместе с турбонагнетателем составляет 520 л. с. Такие двигатели предназначены для большегрузных автомобилей, и в первую очередь для БелАЗов.ПОМОЩНИК СТРОИТЕЛЯЗавод автомобильных кранов в г. Иваново создал кран К-1014 грузоподъемностью 10 тонн. Он смонтирован на шасси автомобиля МАЗ-500. Помимо основной решетчатой стрелы, которая предназначена для обычных погрузочно-выгрузочных операций, телескопический кран имеет башенно-стрелавое оборудование. Башня со стрелой позволяет поднимать груз на 20 метров, то есть на высоту 5 — б-этажного дома. Механизмы приводятся в действие от дизельного двигателя. Опытный образец нового крана успешно прошел государственные испытания.Чтобы правильно спроектировать дорогу, особенно в городе, надо знать сколько автомобилей по ней проедет, каких моделей, скорость, направление движения и интервалы между машинами. Лишь зная все это, можно быть уверенным, что на магистрали, которая еще не пролегла на карте, не будет возникать заторов, что она не станет местом аварий. Но установить все это можно, только если будут изучены те же условия движения автомобилей на аналогичных магистралях. К ак определить эти условия? Визуально? Можно, но это весьма трудоемкая работа: множество автомобилей проносится с большой скоростью, и человек не успевает их регистрировать. На помощь пришла машина, созданная в Харьковском автодорожном институте. Это переносный фотоэлектрический прибор. Сигналы от трех датчиков, размещаемых вдоль дороги стаким расчетом, чтобы в зоне их «обзора» оказались все проезж ающие автомобили, поступают в измеряющую часть прибора. Она состоит из киноаппарата, секундомера и часов. Когда автомобиль появляется в зоне действия прибора, его «замечает» один из датчиков, ноторый включает секундомер и киноаппарат, настроенный на съемку одиночным кадром. Таким образом, пленка фиксирует тип и направление движения машины, а секундомер — его скорость.Завод имени Лихачева всегда был школой передового опыта автомобилестроения. Недавно в строй действующих вступил новый цех кабин грузовых автомобилей, который по типу постройки, оборудованию и организации производства является уникальным в отечественной автомобильной промышленности. Цех состоит из трех производственных пролетов. В каждом пролете две поточные механизированные линии крупногабаритной штамповки. Новые, совершенные прессы оснащены целым рядом остроумных ^приспособлений, облегчающих труд рабочих и повышающих надежность в эксплуатации. Эти прессы спроектированы и созданы силами автозаводцев. Особенностью (и очень важной) новых прессовых линий является то, что они смонтированы на разборных металлоконструкциях. Это даст возможность очень быстро провести перестановку станков и прессов, когда ЗИЛ иачнет выпуск автомобилей новых моделей. Самое современное оборудование, установленное в цехе, позволяет значительно улучшить сборку кабин и оперения. Достаточно для примера сказать, что требования к качеству окраски кабин грузовиков ЗИЛ-130 не намного отличаются от требований к окраске кузовов легковых автомобилей. Важнейшее значение имеет и тот опыт, который приобрели проектировщики и технологи, создавшие этот унинальный цех: он будет положен в основу при строительстве новых цехов автомобильных заводов.СОРОКАТЫСЯЧНЫЙ АВТОБУССегодня марка «ЛАЗ» столь же популярна, нак и эмблемы старейших наших автозаводов — Московского и Горьковского. С самой лучшей стороны зарекомендовали себя львовские автобусы — городской, междугородный, туристский. Недавно коллектив ЛАЗа отметил радостное событие: из ворот завода вышел сорокатысячный автобус.АВТОПОЕЗД-ЗЕМЛЕВОЗо и Ин ИАЛМАЗ НА СЛУЖБЕ У АВТОМОБИЛЯВ автомобилестроении все шире применяются новые особо прочные материалы, повышающие надежность и долговечность деталей и узлов. Среди них закаленные стали, металлы с упрочненным поверхностным слоем. Однако повышенная твердость осложняет их обработку, особенно чистовую. Именно поэтому горьковский, московский и кременчугский автозаводы совместно с НИИАвтопромом начали широкие эксперименты по чистовой обработке деталей алмазным инструментом. В результате поверхность изделия становилась настольно ровной, что процесс получил название алмазного выглаживания. VПока эта машина существует лишь в единичном образце. На ее бампере табличка «Испытания». Новый землевоз Д-600 грузоподъемностью 30 тонн начинает свою биографию. Полуприцеп создан на заводе дорожных машин «Октябрьская Кузница» в Коростене, а одноосный тягач БелАЗ-531 — в Жодино на автозаводе. Шарнирное соединение позволяет тягачу поворачиваться под углом в девяносто градусов по отношению к полуприцепу. Кузов полуприцепа опрокидывается назад. 3 Экскаватор насыпает в него 18,5 м грунта. С такой нагрузкой автопоезд может двигаться со скоростью 50 км/час по бетону и до 20 км/час по грунтовой дороге. Впрочем, новый землевоз предназначен для строек, а там в начале строительного цикла дорог с усовершенствованным покрытием нет. Поэтому очень важна способность машины проходить даже заболоченные места. Благодаря тому, что тягач может, поворачиваясь вокруг оси шарнира, выводить в сторону ведущее колесо, автопоезд «выкарабкивается» из заболоченного участка.Фото И. Свириды (ТАСС) 3