широкие горизонтыСоветское автомобилестроение. Достижения и перспективыАвтомобилестроение — 1967. Это не обычный год для советских инженеров, конструкторов, технологов, рабочих автомобильной промышленности. Каждый день посвящен 50-летнему юбилею нашего государства. Все конструкторские разработки, каждый новый автомобиль предназначаются в подарок к главному празднику страны. В такие дни уместно обратиться к прошлому, оценить сделанное с сегодняшних позиций. Тем более, что автомобильная промышленность — одна из отраслей советского машиностроения, технический прогресс которого не может не вызвать восхищения. И связан он с победой и утверждением в нашей стране нового общественного строя. Фактически в автомобильном деле Советской стране пришлось начинать с нуля. В наследство от царской России мы не получили никакой производственной и конструкторско-экспериментальной базы. До революции делались, правда, попытки построить автозаводы. Но ни один из них так и не был сооружен и не приступил к промышленному выпуску автомобилей. Первый советский автомобиль—полуторатонный грузовик АМО-Ф-15 — вышел из ворот завода АМО в 1924 году. 7 ноября этого года можно считать днем рождения нашего автомобилестроения. Но зарождение отечественной автомобильной науки и конструкторского дела относится к первым месяцам Советской власти. Уже в 1918 году при научно-техническом отделе (ВСНХ организуется научная автомоторная лаборатория (НАЛ). Вскоре она была преобразована в Научный автомоторный институт (НАМИ). Там начали свою творческую деятельность молодые специалисты, многие из которых впоследствии стали руководить автомобилестроением в нашей стране. Первые шаги советской автомобильной науки были отнюдь не робкими. У истоков ее стояли выдающиеся ученые Б. А. Чудаков и Н. Р. Брилинг. Заслуга их не только в развертывании исследований, популяризации автомобильного дела. Они воспитали плеяду талантливых учеников, продолживших и развивших начатые ими работы. В первые годы Советской власти научные и конструкторские силы автомобилестроения были сосредоточены в основном в НАМИ. Но по мере строительства и реконструкции автозаводов ста-i ли {создаваться конструкторские коллективы и там. Конструкторско - экспериментальный отдел — ныне один из ведущих на каждом автомобильном предприятии. В пределах журнальной статьи нет возможности даже перечислить имена наших конструкторов, ученых, многие из которых известны не только в СССР, но и за пределами страны. За 60 лет научно-конструкторская база автомобильной индустрии, ее оснащение претерпели существенные изменения. Проблемами создания и эксплуатации автомобилей занимается теперь добрый десяток научно-исследовательских институтов и лабораторий. Много интересных и важных исследований в области конструирования автомобилей на счету кафедр московско-М ашина за машиной сходят с конвейера Белорусского автомобильного завода. В самые отдаленные уголки страны и далеко за ее .пределы отправляются онив путь. За отличную продукцию завод 'награжден орденом Трудового Красного Знамени, дипломами ВДНХ и тремя золотыми медалями международных выставок. Н аснимке : Бел АЗы готовы к отправке.Фото В. Лупейко (ТАСС)