И НА НАШЕЙ УЛИЦЕ...В Латвии создано республиканское объединение «Автосервис»На обочине шоссе, которое ведет из Риги к знаменитому взморью, — голубая «Волга» с открытым капотом. Что-то не ладится с зажиганием. Да, ее владелец историк И. Калныньш явно не силен в электротехнике и механике. Долго ищет он «пропавшую» искру, все вроде бы проверил, но безупешно. Под сочувственными взглядами коллег-пассажиров стало совсем не по себе. Наконец, отчаявшись, он захлопывает капот и идет к ближайшему телефону... Помощь прибыла через полчаса, а еще через десять минут машины разъехались в разные стороны. Запомнился вызволенному из беды голубой крылатый овал с надписью «Автосервис» на дверцах «техпомощи». Что же это такое «Автосервис»? Идея родилась в техническом отделе Министерства бытового обслуживания населения Латвийской ССР. Прикидывая, во сколько раз увеличится парк личных машин в республике в ближайшие годы, специалисты поняли: чтобы угнаться за этим ростом, одного прибавления станций технического обслуживания, пожалуй, будет недостаточно. Существующая система разрозненных мастерских по ремонту автомобилей и мотоциклов, принадлежащих разным хозяевам и перебивающихся на голодном пайке запасных частей, как ее ни латай, явно не справится с новыми задачами. Нужны какие-то качественные перемены в работе. А что, если передать все имеющее отношение к обслуживанию автолюбителей и мотоциклистов в республике — от платных Стоянок до крупных ремонтных предприятий — в одни руки? Конечно, механическое объединение существующих мастерских не очень улучшит положение. Но никто и не думал лишь о смене вывески. Специалисты подсчитывали, искали, готовили тщательно разработанные, экономически обоснованные предложения. Идея обрела плоть и кровь в постановлении Совета Министров Латвийской ССР от 11 января 1967 года. Называлось оно по-деловому буднично — «О мерах по улучшению технического обслуживания автомототранспортных средств, находящихся в личном пользовании граждан», но радовало хорошей заботой и вниманием к автолюбителям. В нем и было узаконено название нового специализированного производственного предприятия — «Автосервис», определены его задачи и материальная база. Головное предприятие «Автосервиса» расположилось в Риге, филиалы — в Лиепае, Елгаве, Даугавпилсе, Юрмале и других городах. «Автосервису» подчинили все станции технического обслуживания, специализированные мастерские по ремонту мотоциклов, регулировке электрооборудования и зарядке аккумуляторов, вулканизации покрышек и камер, моечные пункты, платные стоянки — два десятка с небольшим предприятий по всей республике. Ну, а какие всходы дала идея на практике, что изменилось в сфере обслуживания? Автору этих строк довелось побывать в Риге. Признаюсь, увидев нежданного гостя, руководители фирмы озадаченно переглянулись. — Рановато приехали, — сказал начальник технического отдела Министерства бытового обслуживания Ивар Данилович Кивкуцан. — На деле еще не все так, как было задумано. Ищем, осваиваем, но не сразу получается. Пожаловали бы к нам через год-другой... Желание рижан, что называется, показать товар лицом понять легко. И надеемся, что возможность встретиться через год-два еще представится. Однако и то, что мы увидели уже сегодня, убеждает, что с рассказом о переменах к лучшему в обслуживании авто- и мо ­ толюбителей не надо ждать так долго. Д аже если бы дело не пошло дальше объединения предприятий, и то этот шаг дал ощутимые выгоды. Ведь что получалось прежде? Приехал автолюбитель на станцию технического обслуживания, которая находится, скажем, в ведении Министерства автомобильного транспорта, а нужной ему детали здесь не оказалось. М ожет быть, она лежит на складе какой-нибудь авторемонтной мастерской или на станции Министерства бытового обслуживания? Возможно. Но никого это не трогает. У нас, мол, свой план, а у них — свой. Так и получалось порой; и запчасти есть, а машина стоит без ремонта. Так что не надо быть крупным экономистом, чтобы увидеть преимущества даже одной только новой организации технической службы, когда у всех предприятий «Автосервиса» появился единый хозяин. Ему под силу точно знать, какие материальные ресурсы имеются на каждом участке, позаботиться о своевременном пополнении их, рациональнее распорядиться запчастями и материалами. Заказчику не придется мы ­ каться из одной мастерской вдругую . А если все-таки не оказывается нужной детали, фирма берет на себя труд до ­ стать ее, не взваливая эту заботу на клиента. Нашли выход ис запчастями. Может, и не лучший, но пока единственный. Совет Министров обязал «Латвсельхозтехнику» половину рыночного фонда запчастей для автомобилей передать новой фирме. «Автосервис» сразу же постарался показать, что он за дружбус клиентами, дорожит их мнением, близко к сердцу принимает их нужды, всерьез и надолго намерен жить с ними в атмосфере взаимопонимания и согласия. Была введена двухмесячная гарантия за выполненные работы. Повели решительную борьбу против приписок, завышения стоимости ремонта. Расширен был и ассортимент услуг. Оборудовали пять машин скорой техпомощи, которая выезжает по вызовам. Как это выглядит на практике, мы уже показали выше. При головном предприятии начала работать техническая экспертиза. Готовятся к внедрению новые разнообразные виды услуг — от пошивки чехлов до перегонки машин по просьбе клиента. Позаботились ио внешних атрибутах гостеприимства. К ом ­ наты ожидания для заказчиков снабдили мягкой мебелью, настольными играми, украсили цветами. Получилось не хуже, чем в салоне дома моделей. На стенах — справочные материалы, перечень адресов, куда следует обратиться, чтобы отремонтировать покрышку, аккумулятор, привести в порядок мотоцикл, помыть машину. Прочтут эти строки некоторые скептики и скажут: подумаешь, великое изобретение — фирма. Стройте побольше станций технического обслуживания, и все проблемы будут решены. Ответить на это можно цифрами. Производственные мощности предприятий, слившихся в «Автосервис», почти не увеличились, а план только по ремонтным работам вырос почти втрое и успешно выполняется. Создатели «Автосервиса» доказали, что они на правильном пути. Но они далеки от самоуспокоенности. — Через два-три года войдет в жизнь то, что задумано и запланировано, — говорили нам в министерстве. — Тогда это будет настоящий «Автосервис», по большому счету. Что же произойдет через два-три го ­ да? Вступят в строй семнадцать новых станций технического обслуживания, строительство которых утверждено Советом Министров республики. Это будут оборудованные по последнему слову техники современные предприятия разной мощности, от 6 до 24 машиномест каждое. Часть из них уже сооружается и приступит к «исполнению обязанностей» в этом году, остальные — заканчивают проектировать. Появилась и первая сверхплановая ласточка: вступил в строй новый- пункт технического обслуживания автомобилей при туристс ком кемпинге в Вайвари на Рижском взморье. Пройдет немного времени, и машины автолюбителей будут поставлены на учет ближайшей станцией технического обслуживания, как в хорошей поликлинике. О них будут помнить, следить за их механическим здоровьем, и, если хозяин забудет, подскажут: пора на профилактику. У работников «Автосервиса» в достатке главное — желание и умение улучшать работу, организационная хватка и творческий размах. Об этом сейчас свидетельствуют книги жалоб и предложений: все меньше в них критических замечаний, все больше — теплых слов благодарности. Голубой крылатый овал с надписью «Автосервис» все чаще встречается на пути латвийских автолюбителей и мотоциклистов. Пожелаем ему высокого полета. В. ИНДИН, спец. корр. «За рулем» г. Рига16