БЕРЕГИТЕно покрыть масляно-графитовой суспензией. Для этого в минеральное масло, имеющее кинематическую вязкость примерно 70—75 сантистокс (при 20 градусах), добавляют 8 процентов коллоидального графита. В качестве заменителя можно использовать отработавшее моторное масло. Эту жидкость распыливают под давлением воздуха, не меньше 3 атмосфер. Смесь из 50 процентов резинового клея и асфальтового (или; битумного) лака, которую применяют 'автолюбители, обеспечивает удовлетворительное антикоррозийное покрытие, но оно недолговечно. Такая пленка быстро разрушается песком и мелкими камнями, отскакивающими от полотна дороги. Небольшие налеты ржавчины целесообразно удалять моечным составом № 1120 (выпускается промышленностью), который наносят на поверхность металла кистью. Налет ржавчины растворяется через 2—5 минут, после чего его смывают горячей водой. «СИНТЕТИКА НА ГЛИФТАЛЬ» Кузова легковых машин, окрашенные глифталевой эмалью, для малолитражных автомобилей, можно покрыть синтетической эмалью, например МЛ-12. Так следует поступать, если старое покрытие прочно удерживается на поверхности. Перед нанесением «синтетики» 'ее надо также тщательно прошлифовать и обезжирить. Отслоения необходимо выправить, руководствуясь предыдущими советами. Кстати, когда синтетическую эмаль МЛ-12 растворяют летучими органическими растворителями (№ 647, № 646, РДВ), получается плохое, недолговечное покрытие: они не сочетаются с эмалью МЛ-12, и возможно свертывание или укрупнение частиц, образование сплошной, студнеобразной структуры и изменение цвета краски. ПОДРОБНОСТИ ПОДКРАСКИ При подкраске небольших участков иногда запыляются грунтом или эмалью соседние. Такой опыл следует удалять сразу же после окраски (до горячей сушки) ветошью, смоченной растворителем. Можно применить и другой способ: покрыть опыленный участок растворителем, состоящим из смеси семи частей ксилола или сольвента и одной части скипидара. Затем высушить этот участок рефлектором, а оставшиеся следы опыла удалить, полируя пленку краски пастой № 290. Как мы говорили в предыдущих беседах, отдельные детали или поврежденные места кузова, имеющего синтетическое покрытие, можно подкрашивать и нитроэмалями. Это легко сделать даже в «домашних» условиях. Надо только уметь подобрать нитроэмаль, одинаковую по цвету с синтетической. Для этого следует сравнить последние две цифры номера краски. Они обознаКУЗОВНесколько бесед на эту тему провел в «Клубе» кандидат технических наук А. М. Кац («За рулем», 1966, Л»№ 5, 7, 9, 11). Многие читатели воспользовались его советами. В процессе работы у некоторых из них возникли новые вопросы. Учитывая, что ответы на них могут представить общий интерес, мы попросили А. М. КАЦА еще раз выступить в «Клубе». ЗАГЛЯНЕМ ПОД МАШИНУ Если помните, это один из заголовков последней беседы (см. «За рулем», 1966, № 11). Тогда мы говорили о способах восстановления антикоррозийной защиты поверхностей днища кузова и нелицевой стороны крыльев, покрытых битумными мастиками №№ 579, 580, 112 или 213. Приводили рецепты составов, которые можно приготовить самим. Полезно еще раз напомнить, что места с поврежденной пленкой предварительно надо тщательно зачистить (до металла) и загрунтовать. Любое нанесенное на грунт покрытие служит дольше, и здесь не следует экономить силы и время — труд окупится с лихвой. В домашних условиях можно приготовить еще такие составы. Нефтяной битум марки № 4 или Мё 5 смешать при температуре 100 градусов с 7—10 процентами сильно измельченной старой резины. Полученную таким способом мастику наносят в горячем виде. Другая мастика состоит из того же битума марки № 4 или 5 (26 процентов), асбестовой пыли (31,3), толуола (26,5), уайтспирита (9), вазелинового масла (1,8), сухой смолы-132 (5,4). К этому составу добавляем 10 процентов резинового клея 88 или 88Н. Многолетняя практика подтвердила целесообразность добавления 10 процентов клея 88 или 88Н также в мастику № 580. Это повышает механическую прочность антикоррозийного покрытия. Мастики наносят слоем толщиной 1,5—2,0 мм. Прочность клея БФ-2 заманчива. Как будто неплохо бы нанести его на поверхность кузова. Однако такую пленку надо нагреть до 140—160 градусовтемпературы, при которой клей отвердевает. При более низкой температуре он не полимеризуется, и тогда кажущиеся защищенными поверхности будут корродировать. Входящий в состав клея поливинил бутироль впитывает в себя влагу, которая, кроме того, еще проникает под недостаточно прочно прилипшую пленку. Особо — о нигроле. Многие автомобилисты считают, что хорошо покрывать им днище. Это ошибочное мнение. Пленка нигрола недостаточно плотна, плохо удерживается ив процессе эксплуатации постепенно стекает, становится не сплошной. Кроме того, она впитывает пыль, что только усиливает коррозию металла. Дорожная пыль проникает ив коробчатые сечения кузова, куда с особенным старанием также заливают нигрол. Но даже периодическая его смена не гарантирует сохранность кузова. Если невозможно нанести на поверхности коробчатых сечений днища один из рекомендованных составов, ее можчают ее цвет. Например: «белая ночь» синтетическая — МЛ-12-03, а того же цвета нитроэмаль — НЦ-11-203. Или «морская волна» (соответственно) — МЛ-12-27 и НЦ-11-227. И последнее. Алкидно-стирольная шпаклевка МС-00-6, которая выпускается в настоящее время, высыхает намного быстрее, чем указывалось в таблице («За рулем», 1966, № 9): при температуре 18—23 градуса на это требуется 15 минут, а не полтора часа. Конечно, в «домашних» условиях иногда непросто найти все необходимые компоненты мастик и других составов. Многие читатели хотят знать, нельзя ли применить их заменители (вместо измельченного асбеста — тальк, вместо глюконата натрия — глюконат кальция и т. п.). Этого не следует делать. Рекомендуемые рецепты составов тщательно испытаны» в лабораториях, а затем в производственных условиях ив эксплуатации. И любая замена компонентов, если даже есть основания предполагать, что она допустима, требует длительной проверки нового состава. Автолюбители спрашивают, что такое рубракс — один из компонентов асбесто-битумной мастики, рекомендованной в последней беседе («За рулем», 1966, № 11). Это эластичный битум. Его, к ак правило, продают там же, где торгуют битумными материалами. ПРОТИВ РЖАВЧИНЫ Мы рекомендовали («За рулем», 1966, № 9) очень простой состав для химической обработки поверхности. Однако многие встретились с трудностями в приобретении' глюконата натрия. • • Можно применить для удаления ржавчины также состав из 20 процентов едкого натра (каустика), 10 процентов триэталомина, 5 процентов винокислой соли натрия и 65 процентов воды. Его следует наносить при температуре 70 градусов. При этом сильно заржавевшие участки очищаются за 15 минут. Вполне оправдал себя на практике также травильно-защитный раствор, состоящий из 40 весовых частей фосфорной кислоты, 10 — марганцовокислого калия (10-процентный состав), 10 '— монофосфата цинка, 5 — монофосфата алюминия, 20 — метилового спирта, 5 — бутилового спирта, 10 — хромового ангидрида (растворенного в фосфорной кислоте). Этот раствор отличается от других травильных растворов тем, что не разъедает поверхности металла. Он реагирует только с продуктами коррозии, образуя защитную пленку. После такой обработки не нужно дополнительно промывать поверхности нейтрализующим раствором. Монофосфат цинка и алюминия можно приготовить из цинковых и алюминиевых отходов.26