СВИДЕТЕЛЬСТВО № 14382Мост через речку был разрушен артиллерийским огнем противника. Шофер рискнул ехать вброд. Он разогнал машину, и от сильного удара о противоположный берег лопнули камеры колес. Дальше ехали на голых ободьях, застревая в песке. Надо было спешить, потому что конница белых могла нагнать, а в автомобиле шесть раненных красноармейцев. Через некоторое время машина застряла безнадежно. Четырех раненых разместили в запоздавшей подводе обоза, двое кое-нак пошли пешком с другими отступающими. Автомобиль был очень хороший, «Паккард», за которым шоферы ухаживали, как за живым существом. В тяжелых фронтовых условиях они содержали его в абсолютной чистоте,.и он всегда выглядел как игрушка. Нужно было видеть горе шоферов, которым пришлось прощаться с ним. Один из них воскликнул: — Ни в коем случае не отдадим машину противнику. Надо ее поджечь! Облили всю бензином и для того, чтобы ничего не осталось врагу, положили в мотор две ручные гранаты... Мы прошли уже с четверть версты, а может быть и больше, как вдруг услышали сирену нашего автомобиля. Остановились нак вкопанные, недоумевая, в чем дело. И только потом догадались: соединились расплавленные огнем провода. Автомобиль долго протяжно гудел, как бы прощаясь с жизнью... Этот эпизод взят из воспоминаний Валериана Владимировича Куйбышева, выдающегося деятеля Коммунистической партии и Советского государства, одного из организаторов победы над Колчаном и руководителей туркестанского фронта.Маршал Советского Союза С. М. Буденный среди делегатов VI съезда ДОСААФ. Май 1967 года. ции отпора врагу. Это • те дни красногвардейцы из рук в руки передавали листовку с текстом написанного Лениным обращения к народу «Социалистическое Отечество в опасности!». 22 и 23 февраля в Питере, в Москве, на заводах Урала, Украины и во многих других местах прошли массовые митинги, десятки тысяч рабочих вступили в ряды Красной Армии. Многие только что сформированные части сразу отправлялись на фронт, навстречу врагу. В память о героических днях, когда трудящиеся молодой Советской республики поднялись на защиту своего социалистического Отечества и первые отряды Красной Армии нанесли удары по регулярным германским войскам, стойко отражая их натиск под Псковом, Нарвой ив других местах, 23 февраля ежегодно отмечается как День Советской Армии и Военно-Морского флота. Борьба против интервентов и белогвардейцев велась в неравных и неимоверно трудных условиях. Армии наших врагов опирались на колоссальные экономические ресурсы крупнейших капиталистических государств, имели большой боевой опыт, были хорошо обмундированы и снабжены оружием, боеприпасами, продовольствием. Красная Армия не имела в достаточном количестве оружия, боевой техники. Не хватало хлеба, обмундирования. И несмотря на это она мужественно вала борьбу с многочисленными врагами, проявляя массовый героизм. Помнится трудная осень 1919 года. Наступает деникинская армия. Вражеские конные соединения Мамонтова и Шкуро рвутся к Москве. Это вымуштрованные кадровые войска, подчас из одних офицеров, люто ненавидевших Советскую власть. Надо было остановить и разгромить белогвардейцев. По приказу Реввоенсовета Южного фронта начала создаваться Первая Конная Армия. Не забыть, как в эти тяжелые дни борьбы с деникинскими полчищами формировалась наша 11-я кавдивизия. В ее ряды вступали рабочие-коммунисты Москвы, Тулы, Иваново-Вознесенека. Дивизия стала необычайно стойкой в обороне и напористой в наступлении. При встрече с Владимиром Ильичем Лениным в апреле 1920 года я рассказал ему о конармейцах из рабочих и упомянул, что у нас есть моряки, которые с кораблей пересели на коня, стали лихими кавалеристами. Глаза Ленина как-то по-особому заискрились: — Вы подумайте, какие герои! — воскликнул Ильич. — Будто созданы для революции, да и начали ее выстрелами с «Авроры». Вот это образец борьбы за социализм! Еще в гражданскую войну стремительные действия Первой Конной Армии доказали, как важна для достижения победы маневренность войск. Мы овладели внезапным для противника сосредоточением сил на направлении главного удара, решительным охватом и окружением врага, рейдами в его глубоком тылу, умением незамедлительно перенацелить свои части. Стремительно мчались и наши подвижные огневые точки — пулеметные тачанки с другом-«максимом», считавшимся в то время грозным оружием. Но уже тогда, чтобы обеспечить большую маневренность Конармии, в ней было создано специальное автоуправление. Оно насчитывало не одну сотню автомобилей — броневых, бортовых, санитарных; десятки мотоциклов применялись для связи и разведки. Надо учесть, что нам не хватало хорошо подготовленных шоферов, запасных частей для машин, горюче-смазочных материалов. И все-таки подвоз боеприпасов, подтягивание резервов, огневая поддержка в бою — все это автомобилисты-конармейцы выполняли с честью. Наши 52-й автоотряд имени Я. М. Свердлова и отряды бронеавтомобилей успешно громили врага. Автомобильный отряд имени Я. М. Свердлова состоял из простых грузовых машин с установленными в кузовах пулеметами и являлся не только транспортом,МОСКОВСКОЕИшщшш luiicTiiТМЖ1ЮТНЫ11Ш дВизами Экмимвикшк'Л кЯч*ГСИГ* li-V11ШЭД ф ' ч1Свидетельство на право управления автомобилем и мотоциклом, выданное В. В. Куйбышеву в 1930 году.После гражданской Войны В. В. Куйбышев неутомимо работал над усилением обороноспособности нашей Родины. Большое значение он придавал Осоавиахиму, сам не забывал военного дела — тренировался в стрельбе из винтовни, отлично ходил на лыжах. Автомобилю, как средству оборонной мощи, Валериан Владимирович уделял постоянное внимани«- Будучи председателем Госплана СССР, он лично участвовал в подборе площадок для строительства Горьковского автозавода, Сталинградского тракторного и других. Учился управлять мотоциклом и автомобилем и получил свидетельство на право вождения. В Омске, городе, где Куйбышев родился и начинал революционную деятельность, его имя носит старейший вуз — Сибирский автомобильно-дорожный институт. Юрий ШУХОВ