должно получаться при обычной эксплуатации. Напомним, что расход топлива находится почти в прямой зависимости от веса автомобиля. Чем больше вес, тем большая мощность нужна для движения автомобиля, значит — тем больше расход топлива. (Любопытно, что, разделив сухой вес автомобиля на сто, мы получим примерное значение расхода топлива при нормальной эксплуатации.) Обтекаемость кузова сказывается на расходе лишь при движении с сравнительно большой скоростью. I ' ZT IIIгНовости, события, фактыПАМЯТНИК БОЙЦАМ РЕВОЛЮЦИИКаждый день тысячи рабочих Ижорсного завода проходят мимо бесценной исторической реликвии — бронированного автомобиля и читают высеченную на мраморной плите надпись: «В ночь с 24 на 25 октября 1917 Гада по распоряжению Петроградского Комитета большевиков 17 таких броневиков были направлены ижорцами для охраны Смольного и борьбы с юнкерами». В дни Октябрьского вооруженного восстания бронеавтомобили направлялись для поддержки большевиков на передний край революционных боев — штурмовать Зимний, охранять штаб революции Смольный, разгонять юнкеров. 8. Основные размеры автомобиля, определяющие его проходимость и габариты. А готовили их для революционных боев на Ижорсном заводе в Колпино, на Путиловском и Русско-Балтийском заводах Петрограда. Обычные автомобили преимущественно иностранного происхождения, такие, нак «рено», «остин», «фиат», «ланчеетер», «паннард», одевали в броню, ставили на них башни, видоизменяли некоторые узлы. В годы гражданской войны в составе молодой Красной Армии на самых опасных участках борьбы с интервентами и белогвардейцами действовали десятки бронеотрядов и дивизионов. В них влились и броневики, изготовленные ижорцами. Недавно на заводе в торжественной обстановне состоялось открытие памятника-броневика в честь людей старшего поноления — тех, кто мужественно трудился для социалистической революции, кто героически защищал ее с оружием в руках. Памятник-броневик, установленный на. территории Ижорского завода. Фото О. Прохорова (ТАСС)7. Схема поворота автомобиля.Данные о времени разгона автомобиля стали указывать в технических характеристиках недавно в связи с тем, что от автомобиля потребовалась, как говорят, высокая динамика — быстрый разгон после остановки, уверенный обгон, преодоление подъемов. Чтобы обеспечить динамику, конструкторы стараются соответственно подобрать передачи в трансмиссии. Однако, что ни делай с трансмиссией, Хорошего результата не добьешься, если двигатель слаб, а вес машины велик. Чем большая мощность приходится на единицу полного веса автомобиля, тем меньше времени требуется на разгон с места до определенной скорости или для прохождения определенного участка пути. Чаще всего динамику оценивают по времени разгона с места до скорости 60 км/час (условия, типичные для города) и до 100 км/час (для легковых машин). Наконец, вернемся к тому, с чего началик габаритам. Они не только определяют место, которое занимает автомобиль на улице ив гараже. От правильного выбора размеров машины зависят многие ее качества. Мы уже знаем, что маневренность тем лучше, чем короче база и передний свес кузова (расстояние от передней оси до край ­ ней точки буфера). Иначе обстоит дело с проходимостью. Оценка ее только по величине дорожного просвета между низшими точками машины и дорогой (клиренса) — будет неполной. Сравнительно большой дорожный просвет может оказаться все же недостаточным при очень длинной базе — преодолевая крутой бугор, автомобиль «сядет на брюхо». Наоборот, у малого автомобиля и просвет может быть несколько уменьшен. Короче говоря, нужен как можно меньший «радиус переката» (рис. 8).Чем короче свесы, то есть чем меньше разность между длиной и базой, тем легче машине пересекать канавки, въезжать на пригорки и спускаться с них, не задевая за землю буфером или кузовом. Но положение можно улучшить даже при сравнительно больших свесах увеличением углов въезда и съезда, скашивая нижнюю часть кузова. А какой угол делать меньше — передний или задний? ДолгЬе время было так: автомобили приобрели длинные обтекаемые «хвосты» и угол съезда был меньше угла въезда. Опыт показал, что это неправильно. Водителю удобнее следить за передней частью автомобиля. Если она благополучно преодолела препятствие, то задняя часть также пройдет его, лишь бы угол съезда был по крайней мере такой же, как угол въезда, или больше. Поэтому в современных передовых конструкциях автомобилей задние свесы короче. Что же должно интересовать нас больше всего в технической характеристике автомобиля? Это грузоподъемность для грузовиков, число мест в кузове и его тип для легковых машин и автобусов; колесная формула; габариты, база, колея, дорожный просвет, длина хотя бы одного из свесов; собственный вес и распределение веса по осям; тип, расположение, рабочий объем и мощность двигателя, расход топлива, система охлаждения; тип трансмисии, размер шин; наибольшая скорость. Если нет в характеристике данных о радиусе поворота и полном весе — не беда, мы их приблизительно оценим путем несложных подсчетов. Внимательное изучение технической характеристики автомобиля, даже краткой, может дать о нем более или менее полное представление. Ю. ДОЛМАТОВСКИЙ, кандидат технических наук10