ВЛАДИМИРСКИЙ ОБРАЗЦОВЫЙКаждый день из ворот нашего автомотоклуба выезжают автомобили с надписью «Учебный». Они идут по заранее разработанным маршрутам: улицам города, регулируемым и не регулируемым перекресткам, проселкам, заснеженной целине. Задача не из легких: за сравнительно короткое время надо научить молодого человека — будущего шоферапрофессионала — умению уверенно водить автомобиль в различных условиях. Вот и сегодня ЗИЛ-130 с номерным знаком 25-66 ВЛД вышел в учебный рейс. За рулем — курсант Николай Поляков, рядом в кабине — инструктор Владимир Иванович Тимаков. Пурга замела дорогу. Юноша немного волнуется: как-то он справится с машиной в непривычных для него условиях? Опытный инструктор подбадривает курсанта, желая вселить в него уверенность. Указывает на ошибки, а они на первых порах нередки, особенно при резком торможении, трогании с места, поворотах и разворотах. К концу учебной езды Николай чувствует себя смелее, движения его становятся .свободнее, и ведет он грузовик увереннее. Так продолжается день за днем. И каждый выезд — шаг вперед на пути водительского мастерства. Но вождение — зто лишь часть, хотя и чрезвычайно ответственная, обучения юношей профессии шофера. Жизнь клуба многогранна. Начинается она до рассвета и заканчивается поздним вечером. В учебных классах, мастерских, гараже — всюду оживленно. Особенный подъем наблюдается в дни подготовки к славному юбилею — 50-летию Советских Вооруженных Сил. Молодые люди напряженно изучают технику. Ведь многие из них весной или осенью этого года пойдут в армию, и тот, кто сейчас освоит основы военного дела, научится управлять автомобилем, естественно, может рассчитывать на успешную службу, связанную с боевой техникой. Условия для воспитательной и учебной работы у нас вполне благоприятные. Добротно оборудованные классы, мастерские. гаражные и складские помещения, достаточное количество учебной техниМастер производственного обучения автомотоклуба Н. И. Колпаков (слева) консультирует будущего водителя Сергея Бабаева (фото вверху).Вести из автомотоклубовСейчас, когда вступил в силу новый Закон о всеобщей воинской обязанности, тысячи юношей допризывного и призывного возраста в автомотоклубах и на учебных пунктах изучают автомобильную технику, знакомятся с основами военного дела, Многим из них предстоит нести воинскую службу не только за рулем автомобиля, но ив составе танковых экипажей. Статья 66 устройстве танка Т-54 и отдельных его агрегатах — одна из серии в постоянном разделе «Знакомьтесь с военной техникой» — поможет будущим воинам лучше подготовиться к службе в армии. Итак, перед вами советский танк Т-54. Вначале выделим главные части машины, Это корпус и башня, вооружение, силовая установка, силовая передача, ходовая часть, электрооборудование, средства связи, а также специальное и вспомогательное оборудование. В броневом корпусе с вращающейся башней размещаются экипаж, вооружение, боекомплект, а также все агрегаты и механизмы танка. Экипаж на танках разных типов составляют три-пять человек. На танке, о котором идет речь, — четыре человека: командир, механик-водитель, наводчик и заряжающий. Каковы обязанности каждого из них? Командир отвечает за боевую готовность машины и экипажа и за его действия в бою. На механика-водителя возлагается техническое состояние, постоянная готовность танка к движению. Он должен хорошо знать его устройство и обслуживание, умело им управлять. Наводчик имеет дело с вооружением. М етко вести огонь по различным целям — его главная обязанность. В распоряжении заряжающего боеприпасы. Их тоже надо хорошо знать и сноровисто работать у пушки. Корпус танка состоит из соединенных между собой листов броневой стали. Отдельные части его иногда отливаются. У современных танков броневые поверхности расположены в основном наклонно одна к другой. Условно корпус можно разделить на три отделения: управления (впереди), боевое (в середине) и силовое (в кормовой части). Отделение управления. В нем находится механик-водитель, здесь расположены приводы управления агрегатами и системами силовой передачи и силовой установки, пулемет, приборы, контролирующие работу двигателя и электрооборудования, приборы наблюдения, в том числе прибор ночного видения, баллоны со сжатым воздухом для пуска двигателя, аппарат переговорного устройства (ТПУ), курсоуказатель и другие приборы и механизмы. Это отделение имеет свой люк. В носовой части Т-54, правее отделения управления, расположены передние топливные баки, аккумуляторные батареи и боеприпасы. В боевом отделении находятся командир танка, наводчик и заряжающий. В башне размещены: пушка, пулемет, прицел, приборы наблюдения, радиостанция, аппараты ТПУ, часть боекомплекта. Башня устанавливается на шариковой опоре, обеспечивающей круговое вращение при помощи поворотного механизма, который имеет ручной и электрический приводы. В крыше башни — командирская башенка слюкоми люк заряжающего. На турели люка заряжающего установлен зенитный пулемет. Внизу боевого отделения — подогреватель, люк запасного выхода, боекомплект. Силовое отделение. Тут размещены двигатель с обслуживающими его системами, а также агрегаты силовой передачи: гитара (набор шестерен), главный фрикцион, коробка передач, механизмы поворота, бортовые передачи. В броневой крышке над кормовой частью корпуса имеются входные и выходные жалюзи и люки. Люки есть ив днище — для обслуживания агрегатов. Снаружи танка крепятся топливные и масляные баки, дымовые шашки, фары, прожекторы, сигналы, буксирные тросы, брезент, бревно для самовытаскивания и другие предметы. Одна из главных частей танка — силовая установка. Она состоит из двигателя и обслуживающих его систем: питания топливом, воздухом, смазки, охлаждения, подогрева и пуска. Маневренность, запас хода, подвижность, а стало быть и боеспособность танка, зависят в первую очередь от мощности двигателя. Прежде на многих танках устанавливали автомобильные, а иногда и авиационные моторы. Но для средних и тяжелых танков мощность автомобильных двигателей мала, а авиационные, хотя имеют достаточную мощность, не рассчитаны на тяжелые условия работы. Поэтому по мере развития танкостроения автомобильные и авиационные двигатели уступили место специальным танковым, преимущественно дизельным. На^ Т-54 — четырехтактный дизель жидкостного охлаждения, двёнадцатицилиндровый, V-образный, с непосредственным впрыском топлива. Основные механизмы двигателя .— кривошипно-шатунный, газораспределения и механизм передач — рассматривать подробно нет надобности, так как они имеют много общего с соответствующими механизмами автомобилей. Поэтому остановимся лишь на тех системах, обслуживающих двигатель, которые имеют свои особенности, характерные для танка.