ЯРОСЛАВСКОЕ МНОГОБОРЬЕНовые, военнотехническиеКажется, совсем еще недавно вошло в спортивный лексикон «автомобильное двоеборье». Но вот уже трижды разыграно первенство страны, и нет, пожалуй, области, где бы не полюбились водителям эти интересные и доступные соревнования. Но жизнь не стоит на месте. Недавно мы узнали о новых комплексных состязаниях автомобилистов. Инициаторами выступили Ярославский областной комитет ДОСААФ и областная федерация автомобильного спорта, которые организовали товарищеский матч по многоборью с командой столичных автоспортсменов. Они первыми удачно объединили традиционную «фигурку», спринт и подъем на холм (к сожалению, еще не получивший широкого распространения) с соревнованиями военно-прикладного характера (стрельба из малокалиберной винтовки). Каждая команда — участница матча — выставила по 50 спортсменов. Они стартовали- на серийных «Москвичах» и «Волгах». Гости были представлены спортсменами столичного автомотоклуба, ДСО «Спартак», завода малолитражных автомобилей, НИИ автомобильного транспорта и нескольких автохозяйств. Среди них были не только опытные мастера, чемпионы и призеры первенств СССР — В. Вубнов, В. Васильев, В. Егоров, Э. Лифшиц, Ю. Михайлов, В. Советов, но и молодые спортсмены-разрядники, члены первичных организаций ДОСААФ. Для ярославских предприятий и учреждений, прямо или косвенно связанных с автопромышленностью или транспортом, участие в этих соревнованиях стало делом чести. Поэтому в команде хозяев были представители низовых спортивных коллективов моторного и шинного заводов, таксомоторного парка, завода топливной аппаратуры. Организаторы соревнований и актив областной федерации приложили много энергии, чтобы сделать матч интересным для спортсменов и зрителей. Красочные афиши, парад участников по улицам города привлекли на соревнования множество любителей автомобильного спорта. Первым номером в программе этого двухдневного матча был скоростной подъем на холм. Старт давался с места с заведенным двигателем и выключенной передачей. На 300-метровую дистанцию выпускали по одному автомобилю. Места распределялись по времени ее прохождения. Второй элемент многоборья — стрельба из малокалиберной винтовки из положения лежа (упражнение МВ-2). Все соревнующиеся были распределены по сменам и бойницам согласно стартовым номерам. После трех пробных выстрелов и осмотра мишени они получали право на 10 зачетных выстрелов. За лишний пробный выстрел участник штрафовался десятью очками, а за лишний зачетный — аннулированием результата лучшего выстрела. С включением в программу упражнения по стрельбе для победы в многоборье стало недостаточным даже виртуозно управлять автомобилем. В этом отношении поучителен пример с мастером спорта москвичом А. Ламиным. Он отлично выполнил автомобильную часть соревнования, а по стрельбе оказался только на 34-м месте и, естественно, не вошел даже в число призеров. Второй день начался с фигурного вождения, которое не отличалось от 10 упражнений из комплекса ралли. В качестве четвертого элемента в многоборье входил спринт на дистанцию 600 метров со стартом с места типа «Ле-Ман» — гонщики располагались в 30 метрах от машин и по сигналу судьи бегом преодолевали это расстояние, вскакивали в машину и трогались с места. Интересным новшеством, введенным ярославцами, был одновременный старт для двух участников. Это внесло элемент наглядности, повысило зрелищную привлекательность соревнований. В общекомандном зачете победили столичные спортсмены. В личном первенстве по классу автомобилей «Москвич» лучшим был кандидат в мастера спорта В. Сурин (Московский автомотоклуб), а на «Волгах» мастер спорта К. Сочнов (Московский авиационный институт). Хорошие результаты показали ярославцы. Второразрядник А. Еремычев занял третье место в классе «Москвичей». Четко и слаженно провела соревнования судейская коллегия, которую возглавлял В. Смирнов. Оценивая опыт проведения матча Москва—Ярославль по многоборью, следует сказать, что полезность подобных комплексных соревнований с включением военно-прикладных видов — стрельбы, гранатометания, преодоления полосы препятствий и других — совершенно очевидна, и почин ярославцев заслуживает внимания и поддержки. Именно в этом направлении нам надо развивать массовую работу по автомобильному спорту. Местные, областные и республиканские федерации должны считать своей обязанностью проводить подобные комплексные автомобильные соревнования по упрощенной программе, смелее включать в них военизированные упражнения и испытания. При этом нужно активнее привлекать к таким соревнованиям водителей-профессионалов автохозяйств, комбинатов, шоферов колхозов и совхозов. Учитывая это, Федерация автомобильного спорта СССР с нынешнего года вводит в программу наиболее массовых автомобильных соревнований на первенство РСФСР и СССР — ралли, автокроссов, многоборья и картинга — дополнительные, военизированные виды упражнений, и теперь от спортсменов-автомобилистов потребуются всесторонняя подготовка и умение.2'