Тревожными взглядами провожали люди проносившиеся мимо милицейские автомобили. Понимали: там, куда спешит милиция, случилось несчастье. Вот прозвучала и сирена «Скорой помощи». Авария? Да. Увы, на месте происшествия стало ясно, что на этот раз врачам не многое удастся сделать. В кювете — груда металла, которая полчаса назад была новенькой «Волгой». «Из шестерых только одна женщина пришла в сознание», — рассказали люди, отправившие пострадавших в больницу. Вырисовывалась картина, довольно типичная для дорог Калининградской области. Типичная потому, что здесь каждое третье дорожно-транспортное происшествие, независимо от причин, его вызвавших, стало заканчиваться столкновением автомобиля или мотоцикла с придорожным деревом и, к ак результат этого, тяжелыми последствиями. Так было и на этот раз. Водитель такси 43—54 КЛВ Городков вез пассажиров из Гвардейска в Калининград. На одном из участков пути он, не снижая скорости, попытался обогнать подводу. Но слишком поздно увидел, что возчик начинает левый поворот на боковую дорогу, съезд на которую за стеной придорожных дереьев издалека трудно было заметить. Перестроиться вправо — поздно. Взять левее — страшно: рядом стена вековых деревьев. Мгновенье — и, зацепив за подводу, «Волга» меняет направление движения и врезается в дерево. В результате водитель и один из пассажиров погибли, остальные получили тяжкие увечья. Причины происшествия и вина Городкова очевидны. Но давайте разберемся, почему он попал в такое безвыходное положение. Ведь практика знает немало случаев, когда водители, даже очутившись перед внезапным препятствием, успевали вывернуть руль, направить автомобиль в сторону. Не спорим, не всегда это спасает. Но в данном случае (среднее фото) автомобиль мог легко преодолеть неглубокий кювет и остановиться в поле. Городков — водитель первого класса, имевший большой стаж и опыт. К тому же изучение обстоятельств на месте происшествия показало, что времени на такой маневр у него было достаточно. И тем не менее выполнить его он не смог. Не смог, так как по обе стороны шоссе буквально вплотную с асфальтом выстроились толстые стволы. Так, дерево, посаженное руками человека и, казалось бы, в удовольствие людям, стало источником больших бед. На дорогах Калининградской области этих немых свидетелей и соучастников гибели людей несколько десятков тысяч. Как они могли оказаться рядом с асфальтом, кто посадил их так неразумно? Деревьям этим по много десятков лет. Люди сажали их вдоль дорог, по которым в то далекое время двигались только конные повозки и экипажи. С появлением автомобилей дороги покрылись асфальтом, раздались в ширину и подступили к деревьям. Дальше этих 6—7 метров расширяться некуда, а интенсивность движения все растет и растет. В таких условиях деревья уже стали приносить вред, а не пользу. За последние годы, например, так называемые наезды транспортных средств на препятствия (главным образом на деревья) в Калининградской области составили почти 25 процентов общего количества происшествий, тогда как по всей Российской Федерации их было около 4 процентов. Да и тяжесть последствий неизмеримо возросла: каждое третье происшествие в области приводит к гибели людей. Но это не все. Деревья значительно ограничивают обзорность и снижают видимость на трассе. В такой обстановке трудно хорошо наладить информацию. Знаки и указатели, установленные среди деревьев (нижнее фото), водители не видят вообще, либо замечают в непосредственной близости. Из-за этого часто возникают аварийные ситуации даже с местными машинами. Еще одна помеха движению — листопад. Если учесть к тому же, что в Калининградской области половина дней в году с дождем и туманами, то можно понять, какие большие трудности и угрозу безопасности движения создают деревья у дороги. Более того, даже в случае просто вынужденной остановки автомобиля на обочину не всегда съедешь. Да ив движении водители, боясь зацепить за деревья бортом грузовика, ведут его ближе к середине, сужая и без того неширокую проезжую часть. В общем целый, можно сказать, комплекс дорожной неполноценности. Как же тут быть? Ясно, что только усилением надзора за движением со стороны ГАИ проблема безопасности не может быть решена. Главное направление в этой работе — создание хороших дорожных условий. Дорога прежде всего должна отвечать требованиям безопасности движения. И в этом смысле дороги Калининградской области давно нуждаются в реконструкции. Уничтожить все придорожные посадки, разумеется, нельзя. Но обеспечить водителям во всех опасных местах предельную видимость и обзорность совершенно необходимо. Надо убрать деревья ив местах установки дорожных знаков, на подъемах и сужениях дорог. Нынешнее их соседство с автомобилем весьма опасно! В. НОВОСЕЛОВ, старший автоинспектор ГАИ СССРОПАСНОЕЗййЯН | у,''Г'вШвГ^Н^'^•ШСОСЕДСТВО-^ -..Ошибку не поправишь. Но места для того, чтобы избежать ее тяжелых последствий, вокруг, согласитесь, было достаточно, и, как знать, не будь на пути этого дерева, все могло окончиться благополучно.О тредакции . Проблема, которой коснулся в своей статье тов. Новоселов, конечно, не замыкается границами Калининградской области. Вне всякого сомнения, эти вопросы столь же актуальны в Закарпатье, на Кавказе, а также в ряде других районов страны. И, стало быть, местными решениями здесь не обойдешься, нужны какие-то единые рекомендации. И дорожникам, и водителям. Хотелось бы на этот счет услышать предложения специалистов Главдорстроя СССР и Гушосдора РСФСР.Впереди дорожный знак, ограничивающий скорость движения. Но, взгляните, его почти не видно. А ведь осталось всего лишь 20—30 метров пути. Так что информация явно опаздывает.21