книжная полкаНОВЫХ ИДЕЙ(длина 550 мм, ш ирина 675 мм) и весит 168 кг. Головки цилиндров — ч етырехклапанные , п ричемуголразвалаклапановневелик — 32 градуса. В сочетании с почти плоскимднищемпоршнятакоеустройство дает неглубокие шатровыекамеры сгор аниякомпактнойформыив то жевремядопускаетцентральноерасположение свечи. По-видимому, эту схемуи следует рассматриватькаккомпромиссную менсду традиционнымиголовкамисбольшим « р азвалом » к лапановиголовками с- к амеройсгорания Хирона. Не исключено , что такаяконструкцияпоявитсяи на серийных моторах. К артердвигателя «Форд» состоит из двух частейсплоскостьюразъема , проход ящейчерезгеометрическую ось коленчатого вала. К рышкикоренных подшипников выполнены заодно споперечнымистенкаминижнейполовиныкартера . Этим обеспечиваетсяповышеннаяжесткостькартера . Система питания — в прыск бенз инавовпускныепатрубкипосредствомдозатора - р аспределителя «Лукас». Двигат ельразвивает 410 л. с. п ри 9000 об/мин. Такую жемощность , но при 12 000 об/мии имеет идвигатель «Уэслейк» типа V-12 американского гоночного автомобиля «Игль»; у стройство его распределитель ­ ного механизмаикамерсгорания мало отличается от вышеописаннойконструкции «Форда». В ближайшеевремяожидаетсяпоявлениевчемпионатахмирафранцузских гон очныхавтомобилей . Уже прошелиспытания V-образный восьмицилиндровый двиг атель «Рено-Гордини» (8,7Х'63 мм). С четырьмядвухкамернымикарбюраторами «Вебер» он развиваетпока 310 л. с. п ри 7500 об/мин. Одновременно сконструкциейдвигателейнепрерывносовершенствуютсяи шасси гоночныхавтомобилей . Одной изглавных проблем, над которой бьются конструкт оры , я вляетсяснижение веса. Не секрет, что покамашины «Купер-Мазерати» и БРМ перетяжелены — они весят 570 и 680 кг. Однако «Брэбхэм-Репко-БТ24» и «Лотос-Форд-49» о тличаютсялегкостью . Вес последнего (535 кг) — б лизокк допустим омуминимуму . И меннов этой машине , по мнению специалистов, н ашли применение наиболеесовременныеконструкторские идеи. Кузов из листового алюминия сделаннесущим . Д вигательжесткокрепитсяк нему своим передним торцем. Для увеличения общей жесткоститочкикреплениядвигателямаксимальноразнесены — на нижнюючастькартераи на крышкираспределительных валов. К ронштейны рычагов подвески задних колес крепятся непосредственно к картеру двигателя, в следствиечего он являетсякакбыпродолжениемнесущегокузова . Такое устройство даетзначительнуюэкономию веса. Э ластичныетопливныебаки общей емк остью 180 лразмещенывкоробчатыхбоковинах кузова изасиденьемгонщика . Сцепление двухдисковое, к оробкапередачфирмы ЦФ двухвальнаяпятиступенчатаяссинхронизаторами на всехпередачах . Колеса — из магниевого сплава . Кстати, с ейчас колеса, о тлитыеиз легких' с плавов (алюминий, магний), н ачали устанавлив атьинаспортивныхи на серийныхавтомобилях . При введениинынешнейформулы1всвязисувеличениеммощностидвигателейпредрекалипоявление , а затемираспространениечетырехколесногопривода . Пока жевчемпионатемиратакиемашиныеще не стартовали . «Виновники» этого — новые широкопрофильные шины, которые благодаря увеличенной площади контакта с дорогой способныпередаватьбольшойкрутящий момент. У нихширинапрофилябольшечем вдвое превышает его высоту. Все это позволяеттакже гоночным автом обиляминтенсивнееразгонятьсяитормозить , п роходитьповоротыс более высокими скоростями. Современные гоночные шины, такие как устанавливаются на задних колесах «Лотос-Форд-49», и меютразмер 12.20-15, а высота их профилясоставляет 140 мм. Такие шинымонтируютсянаколесасшириной обода 240—250 мм. При гоночныхшинах нового типавысокаямощностьдвигателейформулы1 все ещеможетбытьиспользована (без потерь на буксование) в широкомдиапазонескоростейипри двух ведущих колесах. Ч етырехколесный привод дал бы некотороепреимуществотолькоприотносительнонизкихскоростях — до 120 —130 км/час ипридвижении по мокрой дороге. Но ихдолясредирежимовдвиженияв современн ыхгонкахневелика . Следовательно, п ривод на четыреколеса выгоден только на трассах , д опускающихнизкиесредние скорости. При этом надо отметить, что его применениеутяжеляетмашинуприблизительно на 80 кг инеизбежноувеличивает ее лобовую площадь . В связисиспользованиемшинуширенногопрофилянесколькоизменились требования, п редъявляемыекустройству подвески колес . Р ычагиподвескидолжнывсегдаобеспечиватьперпендикулярностьколесакповерхности дороги. В противномслучаепротекторшиныработал бы только одним краеми все преимущества широк огопрофиляоказались бы потерянными . Поэтому теперьбольше не встречаютсязначительныеотрицательныеразвалы колес, х арактерныедлягоночных автомобил ейпрошлых лет. В большинствеконструкцийформулы1пружины подвески передних колёс расп оложенывнутри , кузова, что улучшаетобтекаемостьмашины ; п ри этом на пруж ину опирается короткое внутреннее плечо верхнего рычага подвески. На автомобиле «Брэбхэм-Репко-БТ24» с охраняетсянаружноерасположение пруж инпереднейподвески . Такое устройствоувеличивает ход телескопических аморт изаторовидает более широкиевозможностирегулироватьжесткостьамортизато ­ р овиподвески . Этими особенностямиотчастиобъясняютвысокиеходовыекачества машины победителя чемпионата. В озросшие ( с равнительнос 1965 годом) вес имаксимальнаяскорость автомобил ейформулы 1, д остигающая 320 км/час, у величилинагрузкунатормозные системы. Поэтому сейчас для охлаждениятормозных дисков вних предусматривают радиальныевентиляционныеканалы , где под действиемцентробежной силы непрер ывнодвижутсяпотоки воздуха. Впрочем, т акделаюти на некоторых моделях большихлегковыхавтомобилей . С этой жецельютормозавыносят из широкого обода колесанаружу , б лижекцентру , ч тобыулучшить их обдув встречным воздухом. Гоночные автомобили формулы 1 — сложные и дорогие машины. Такая авария, к акобрывклапана , ч асто влечет за собой повреждениепоршня , блока, головки. Поэтому на автомобиле «Лотос-Форд-49» в прошедшемсезоне введен автоматическийограничительскорости . в ращенияколенчатого Вала, в ыключающийзажиганиепридостижении 9800 об/мин, когда возникаетопасность « п ерекрутки » д вигателяс пос ледующимобрывомклапанаи т. п. Не исключенацелесообразностьприменениятакогоустройствавбудущеми на серийных автомобилях. Из семифирм , п ринимавшихучастиевчемпионате , н аибольшийуспехпришелся на долю « Б рэбхэма » . П оследующие места заняли : «Лотос», «Купер», БРМ, «Хонда», « Ф еррари » и «Игль». На автомобилях «Брэбхэм» и «Лотос» о держано по четыре победы, БРМ и « Ф еррари » ни разу не финишировалипервыми , а остальные три маркиимеют по одной победе каждая .С МАРКОЙ ИЗДАТЕЛЬСТВА «ТРАНСПОРТ»Ленингради нженер , судьяЕжегодно книжные полки автолюбителей ишоферов - п рофессионалов пополн яютсяучебниками , с правочниками , пособиями, в ыпущенныминашимиздатель ­ ством. И вначавшемся году они получат рядновых книг. Среди них «Справочнин водителя автомобиля» А. А. М илушкинаи И. П. Плеханова. Цель этой книги — п омочьшофе ­ рам, особенно снебольшим производственным стажем, быстро решать практические вопросы, связанные с вождением автомобиля, уходом заним на линииивгараже . Водитель найдетвсправочни ­ ке основныетехническиепоказателии «.ведения оконструктивных особенно-' с*ях наиболее распространенныхунас автомобилей, п рицеповиполуприцепов , свойствах и применении автомобильных топлив и смазочных материалов. В первыеиздается «Справочник автот уриста » . Он знакомитсотдельными авт омобильнымитрассамиипунктами обс луживанияавтотуристов . Ч итатель найдет в нем советы по подготовке автомобиля кпоездкам , его ремонтув пути, правильной организации путешествия. В справочникекраткоописываются достоп римечательности Москвы, Л енинградаи их пригородов, р ассказывается об организ ацииавтотуризмав СССР. Многих автолюбителей заинтересуюттаблицы , кот орые помогут определять расстояния между городами по трассам и рассчитать времядвижения . Книга К. М. Полтева с соавторами «Мастерство вождения автомобиля» заи нтересуеткакначинающих автомобилистов, т акишоферов - п рофессионалов . В ней популярноизложены элементы механики и теории автомобиля, описаны правильныеприемытехники его вождения. Авторы стремятся показать, как формируются профессиональные навыки водителя, в чем состоят секреты безопасного вождения . Неизменным спросом у читателей пользуется учебник шофера третьего класса . В нынешнем году он выйдетподназванием «Автомобиль» и будет значи ­ т ельнопереработанвсоответствиис новой программой подготовки водителей . В этом учебникеописываются устройство итехническоеобслуживание автомобилей ЗИЛ-130. ГАЗ-53 и «Москвич-408». Уже успелазавоевать популярность книга Б. Н. Н адеждинаи И. П. Плеханова «Автомобиль «Москвич-408» (Управление итехническоеобслуживание ) » . По просьбе автолюбителей издательство сновапечатает это пособие. Р яднамеченныхкизданиюкниг привлечет внимание наших читателей, серье зноинтересующихсяактуальными воп росами новой автомобильнойтехники . Среди них брошюра О. А. Ставрова «Электромобили». В последние годы во всем мире большое вниманиеуделяетсяпроблемам сниж ениявредностивыпускныхгазов автомобилей. Эти вопросыпопулярноосвещаютсявкниге И. Л. В аршавскогои Р. В. Малова «Как обезвредить отработавшие газы » . Новые отечественныеи зар убежныематериалыобобщаютсяв книге Л. Л. Гинцбурга с соавторами«Сервоприводы иавтоматическиеагрегаты автомобилей». В заключениехотелось бы напомнитьнашимчитателям , что литературу по автомобильному делу можно приобрести не тольковмагазинахместных книготоргов, но ивотделенияхиздательства «Транспорт», и меющихсяпри управлен ияхжелезных дорог. В Москве работает центральный магазин «Транспортная книга» с отделом « К нига — п очтой » . Его адрес: Москва, Б-78, Садово-Спасская ул. 21. В. Д ОБРУШИН , В. Б ЕКМАН , с тарший редактор издательства всесоюзной категории «Транспорт»3«