Вадим ЧЕРНОВАВТОМОБИЛЮАВТОМОБИЛЕВО, А МОТОЦИКЛУ...Заметки писателя*В прошлом году карачаевский писатель Мусса БатчаеЕ пригласил меня на свою родину. До этого он с товарищами побывал в гостях у меня в Ставрополе, встречался с русскими читателями. И теперь предстоял ответный визит. — Хорошо бы повезти тебя, — говорил Мусса, — к чабанам, скотоводам на высокогорные пастбища. Да вот дороги... Ты на лошади ездить умеешь? Нет, этого я не умел. Признаться, я даже не знаю, с какой стороны подходить к ней. В нынешние времена для городского жителя лошадь — животное экзотическое. И тут в голову пришла идея. — Мусса, — сказал я, — а если нам двинуть на моем стареньком К-750М? Он не хуже лошади, уверяю. За себя, как водителя, не боюсь — в прошлом гонщиком был. Заберемся хоть на Эльбрус! Мой друг скептически покачал головой. — С горами не шутят, — заметил он, — не везде там дороги покрыты асфальтом, как, скажем, до Теберды или Домбая. Есть такие, что не разъедутся и две встречные телеги, с ветхими мостами, да и не везде они; осыпи, валуны с барана или быка величиной. А грязь? Часто дожди идут, а выше, у перевалов и снег не редкость... Нет, не по силам такое твоему «коню»! Я хорошо знал, как надежен, вынослив тяжелый мотоцикл киевского завода, как высока его проходимость. Я езжу на нем добрый десяток лет, бывает по такому бездорожью, что уму непостижимо! И никогда К-750М не подводил меня. Но прав Мусса, горы есть горы. Рискованно ехать на мотоцикле, и... все же мы поехали! Родной аул Батчаева называется Кумыш. Он расположен на берегу бурной Кубани, у входа в Тебердинское ущелье. 3 Кумыше отец Муссы дал нам необъятной величины чабанский плащ, бурку, сапоги, одеяло. Канистры с бензином и автолом у меня всегда лежат в багажнике. Там же — небольшой набор запчастей: тросы муфты сцепления, переднего тормоза, «газа», которые я сам перепаял. Кроме того, спицы, подшипники, кольца, щетки, запасные колодки тормозов и другое по мелочи. Инструмента взял столько, чтобы в случае необходимости можно было самому «раскидать» и собрать мотоцикл На моего друга рассчитывать не приходилось. Он далек от техники, кроме того — не в обиду ему будет сказано — щеголь. Мусса не снял костюма, белой элегантной сорочки и модного галстука, а сапоги отца небрежно сунул в багажник и, завернувшись в бурку, с опаской уселся в коляску. Ярко-красный защитный шлем он надел с брезгливой гримасой и выглядел в нем как воинственный Тамерлан. Сестра Муссы — врач Фатима от души хохотала, глядя на брата. А двенадцатилетний Ахмет вздыхал и тихо завидовал нам, участникам необычной экспедиции. Почти десять дней мы колесили по горам, побывали на высокогорных пастбищах у овцеводов, на фермах нескольких колхозов Зеленчукского района. Шесть тысяч километров труднейших дорог остались позади. Мы заезжали в такие места, где ночами шел снег (поездка состоялась в конце весны), а днем он таял. На высоте более 2000 метров, у самых перевалов приходилось регулировать карбюраторы и довольно часто заменять спицы на заднем колесе. У них отлетали головки, словно их отрезали пилой. В остальном К-750М вел себя безупречно, трудился столь славно и неутомимо, что Мусса стал искренне восхищаться мотоциклом. В коляске он освоился очень быстро, чувствовал себя в ней как дома и не утратил своей элегантности. От дождя, снега, грязи его защищал передний плексигласовый щиток и отцовская бурка. Обычно он заворачивался в бурку с головой и мирно похрапывал часами и удивленно просыпался, когда смолкал гул мотора. — Уже приехали? — спрашивал он, выбираясь из коляски, блаженно потягивался и после этого чинно «отдавал салам». Скотоводы-горцы искренне радовались гостям «с плоскости», цокали языками ис уважением гладили до жути грязный мотоцикл. — Добрый конь, могучий конь! А где такие делают? — В Киеве, — отвечал я . — В нем 26 лошадиных сил. Они нас с Муссой и привезли сюда. Мы будем читать вам стихи, рассказы... — Очень хорошо, — говорили скотоводы, — спасибо, что приехали. Значит, мост около водопадов починили? — Нет, настил еще не готов, а тросы натянули, бревна уложили. Так мы по бревнам мотоцикл катили... Да, было и такое. А позже, уже безМуссы Батчаева я забирался в более труднодоступные места. Очень глубокие колеи, огромные валуны на некоторых горных дорогах не позволяли ехать с коляской. Тогда я отцеплял ее, прятал в кустах и двигался дальше на двух колесах. Дорогой служила любая тропинка, пробитая людьми или дикими животными... Таким образом в прошлом году я нагляднее всего убедился в отменных качествах киевского мотоцикла. Недаром он пользуется огромной популярностью среди сельских тружеников. В деревнях мощный мотоцикл давно заменил лошадь как средство транспорта. И стал повседневной необходимостью. В некотором отношении он несравним с другими средствами индивидуального передвижения. И я, будучи старым и заядлым мотоциклистом, не ошибусь, если публично от имени всех владельцев К-750М скажу: отличную машину сделали в Киеве! Но кто они, какие они — мотостроители братской Украины? Это далеко не праздное любопытство недавно было удовлетворено, когда я по заданию журнала «За рулем» побывал на КМЗ. • Киевский мотоциклетный завод — одно из крупнейших промышленных предприятий столицы Украины. Сейчас ему уделяется особое внимание — мотоцикл стал товаром народного потребления. На заводе трудится более 6000 рабочих. У него славная и богатая история. Во время войны здесь ремонтировались танки. После войны начался выпуск трехколесных мотоколясок для инвалидов и мопедов (тогда они назывались легкими мотоциклами). Тяжелые мотоциклы с коляской пошли в серию с 1951 года. Это были всем известные М-72. К-750 и его последующие модификации начали делать в 1960 году. В те годы КМЗ давал стране по 15—16 тысяч мотоциклов — капля в море, если иметь в виду спрос! Но завод наращивал мощность, расширялся, а спустя некоторое время началась его генеральная реконструкция. Появился мотоцикл «Днепр» с новым двигателем, который создали киевские конструкторы, возглавляемые Петром Васильевичем Мухиным. Мухин старый и опытный мотоциклетчик и, кстати, очень заядлый мотолюбитель. Когда нижнеклапанные двигатели изжили себя, появился более мощный верхнеклапанный мотор «Днепр». Его разработало бюро двигателей под руководством Н. А. Овчаренко,34