Когда смотришь на этот страшный снимок, невольно приходит на ум мысль: «Да что они. уснули что ли?» Нет, ус нувших за рулем не было. Перед вами результат самонадеянности, грубого просчета водителя при обгоне, просчета, который стоил виновнику аварии — водителю УАЗа Евгению Авилову жизни. И не только ему — погиб еще один человек, а семеро получили различной тяжести ранения. О силе удара можно судить по тому, как развернуло в противоположные стороны и отбросило с дороги автомобили. Конечно, сейчас мы можем лишь гадать, о чем думал, на что надеялся водитель, совершавший обгон. Водители, уцелевшие в по добных происшествиях, объясняли случившееся всегда почти одинаково: полагали, мол, что успеют завершить обгон до подхода встречного автомобиля. А вы умеете определять безопасную дистанцию при обгоне? Л. ГАЛУСТЯНЦ. начальник ГАИ городаг. Ташаузпасности движения. В тех пунктах Правил, где термин «водитель» применяется без оговорок, соответствующие требования должны выполнять все, кого он охватывает. Например, в соответствии с подпунктом «в» пункта 12 Правил все водители обязаны доставлять в лечебные учреждения пострадавших при дорожнотранспортном происшествии (речь идет, в частности, и о возницах) и оказывать помощь другим водителям в случаях возникновения опасности для движения. Или возьмем термин «дорога». Это, как явствует из Правил, «любая используемая для движения дорога, улица, переулок и т. п. по всей ширине (включая тротуары, обочины, газоны и разделительные полосы)». Для чего важно об этом помнить? Для того, например, чтобы знать, как поступить при остановке и стоянке на неосвещенных участках дорог в темное время суток или в других условиях недостаточной видимости при •неисправности, при отсутствии на транспортном средстве габаритных или стояночных огней. Пункт 135 Правил требует в такой ситуации отвести транспортное средство «за пределы дороги». Стало быть, нельзя его оставлять ни «а обочине (чем грешат часто водители), ни на газоне или разделительной полосе. Какое практическое значение имеет определение термина «Населенный пункт», как территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены соответствующими дорожными знаками? Очень большое. Если на дороге нет знаков 4.5 (а, б) или 4.6 (а, б), то нет и •населенного пункта в смысле каких-то особых условий, оговоренных Правилами движения. Хотя фактически и справа • слева могут стоять дома или другие и строения. На первый взгляд такое толкование может показаться бессмысленным: неужели наличие населенного пункта зависит от наличия знака? В действительности же именно такое определение позволяет совершенно четко информировать 'водителей о режиме движения на застроенной территории. Совершенно новым является определение понятия «обгон». Старые Правила квалифицировали в качестве обгона любое опережение одним движущимся транспортным средством другого; с выездом из занимаемого ряда, без выезда из занимаемого ряда ис выездом на полосу встречного движения. Теперь маневр, не связанный с выездом из занимаемого ряда, не рассматривается как обгон. Таким образом, когда на проезжей части имеется две или более полосы для движения, то, встретив на пути знак «Обгон запрещен», водители могут продолжать движение в два (или более) ряда, если они занимали такое положение до знака. Однако, как только в правом ряду окажется достаточный разрыв между транспортными средствами, они обязаны перестроиться в этот ряд (см. пункт 79) и уже вновь выезжать в соседние (левые) ряды в зоне действия знака не имеют права. Термины «уступить дорогу» и «преимущественное право (преимущество)» имеют отношение только к водителям. Они содержатся в целом ряде пунктов Правил (13, 24, 54, 84, 86, 88, 110 и др.), а также определяются знаками 1.5, 2.15, 2.24, 4.1, 4.3, 4.7 и др. Следуя определению «уступить дорогу», мы должны будем квалифицировать как нарушение Правил не только создание аварийной ситуации, закончившейся столкновением или иным дорожно-транспортным происшествием, но и действия, заставившие другого водителя внезапно изменить направление движения, резко затормозить. В главе «Общие обязанности водителей» часть перемен связана с изменениями в водительских документах, а также в документах, выдаваемых на транспортное средство. До последнего времени с присвоением квалификации водителя были связаны различные видыудостоверений. С 1970 года в СССР вве дено единое для всех видов транспортных средств водительское удостоверение, соответствующее Международной конвенции о дорожном движении 1968 года. Оно установило пять водительских категорий. Вот почему водитель механического транспортного средства отныне обязан иметь при себе не просто соответствующее водительское удостоверение, как писалось раньше, а «удостоверение на право управления транспортным средством данной категории». В то же время талон технического паспорта теперь выдается не на все автомобили, а только на машины государственных предприятий. У индивидуальных владельцев на руках должен быть технический паспорт автомобиля или мотоцикла. Вот почему документы, по которым устанавливают принадлежность транспортного средства и другие его данные, теперь названы «регистрационные» без уточнения, какие именно. Водитель обязан проверять исправность транспортного средства перед выездом и следить за его состоянием в пути. Содержавшийся в этом пункте Правил прежде перечень узлов и приборов, за которыми нужен особый контроль, теперь опущен, ибо все требования к техническому состоянию транспортных средств приведены в пункте 165. Да ив принципе выделение в конструкции машины элементов важных и менее важных вряд ли правомерно. Причиной несчастья, и статистика дорожных происшествий тому доказательство, может стать любая мелочь. Получило общесоюзный характер без •всяких исключений требование к мотоциклистам и их пассажирам быть вовремя езды в застегнутом шлеме. Ответственность за соблюдение этого пунктаОкончание — на стр. 2825