С именем Горьковского автозавода связано много славных страниц в истории советского автомобилестроения. В девятой пятилетке ему предстоит решить большие и сложные задачи по реконструкции, увеличению выпуска автомобилей, освоению новых моделей. Корреспондент журнала «За рулем» встретился с генеральным директором объединения АвтоГАЗ Героем Социалистического Труда И. И. КИСЕЛЕВЫМ и попросил его ответить на ряд вопросов.0АвтоГАЗсмотрит в завтра— Иван Иванович, каковы в нынешней пятилетке перспективы развития производства автомобилей на заводах вашего объединения! — АвтоГАЗ в настоящее -время занимает первое место в стране по выпуску грузовиков. С учетом этой специализации намечено дальнейшее развитие объединения. К концу девятой пятилетки выпуск автомобилей должен возрасти на наших заводах на тридцать процентов по сравнению с 1970 годом. Если же говорить о конкретных моделях, то наибольший рост (в три раза) падает на долю грузовиков ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Здесь важно подчеркнуть, что среди 1 100 000 автомобилей, которые должны быть поставлены сельскому хозяйству в соответствии с директивами XXIV съезда КПСС по -пятилетнему плану, значительную -часть составляют машины нашего объединения — ГАЗ-53А. Намечено увеличить и выпуск легковых автомобилей. В 1975 году планируем изготовить в -полтора раза больше, чем в 1970 году. ке -заготовок из серого чугуна. Оба этих объекта — очень -важных для нас — предстоит сдать в эксплуатацию к7 ноября. . Много внимания уделяем мы автоматизации и механизации производства. Чтобы дать представление о масштабах этой работы, назову несколько цифр. К 1975 году на заводах АвтоГАЗ длина транспортных конвейеров и транспортеров всех систем превысит 130 километров, будет внедрено 75 автоматических линий, и степень механизации труда по окончании реконструкции достигнет 95 процентов. Это высокий показатель. — Скажите, пожалуйста, какую роль играет в выполнении плана третьего года пятилетки социалистическое соревнование. — Объединение АвтоГАЗ, как и другие предприятия Горьковской области, активно включилось в соревнование. Наши социалистические обязательства на 1973 год предусматривают выполнение плана выпуска промышленной продукции к 27 декабря. До конца года сверх плана будут выпущены сотни грузовых автомобилей. Кроме того, как я уже говорил, к 7 ноября нам предстоит сдать в эксплуатацию новые механосборочный и литейный корпуса. — В кашей беседе упоминалось объединение АвтоГАЗ. Хотелось бы узнать, что оно собой представляет. — Объединение АвтоГАЗ создано для повышения эффективности производства автомобилей, углубления его специализации. Оно состоит из головного предприятия — Горьковского автозавода и заводов-филиалов: коробок скоростей, штампов и пресс-форм, деревообрабатывающего, велосипедного. Помимо этих предприятий, расположенных в зоне головного, в АвтоГАЗ входят филиалы в Арзамасе и Чернигове. Создание АвтоГАЗа позволило еде-. лать шаг вперед по пути углубления специализации, что, как известно, является важным направлением совершенствования структуры и повышения эффективности производства. — Профиль таких филиалов, как заводов коробок скоростей, велосипедного, ясен из их названий. А для чего в объединении существует отдельно завод штампов и крупных пресс-форм! — Штампы и пресс-формы, как вы знаете, необходимы при выпуске любой новой модели автомобиля. Без этой сложной и трудоемкой оснастки невозможна вытяжка из стального листа, например крыши кузова, или отливка в кокиль ответственных деталей. Причем надо учесть, что подобную оснастку мы делаем не только для себя, а выполняем заказы и других предприятий страны (Заволжского моторного завода, Кутаисского автозавода, АЗЛК и других). Этим и объясняется то, что производство штампов и пресс-форм выделено в отдельный завод. — Называя заводы объединения, вы не упомянули моторное производство. — Это не по забывчивости. Заволжский моторный завод — специализированное предприятие, которое поставляет четырех- и восьмицилиндровые двигатели нескольким предприятиям, в том числе и нашему, и в объединение АвтоГАЗ не входит. У себя мы сохранили производство шести- и четырехцилиндровых двигателей для прежних моделей. — Мы обратили внимание на то, что сборка грузовиков ГАЗ-51А идет на одном конвейере с ГАЗ-66. А с другого— Чтобы расширить производство автомобилей, очевидно, необходима серьезная реконструкция, техническое переоснащение предприятий! — Безусловно. Сейчас, например, сооружается новый большой механосборочный корпус шасси грузовиков, а также комплекс цехов, оснащенных самым современным оборудованием по отлив8 конвейера сходят ГАЗ-53А и ГАЗ-52. Какова доля каждой модели в общем выпуске! — ГАЗ-51А все еще пользуется большим спросом, и доля его в общем выпуске грузовиков составляет около 40 процентов. Однако эта модель постепенно вытесняется более совершенной ГАЗ-52, имеющей с ней много общих узлов, в частности двигатель. Сейчас доля ГАЗ-52 равна 14 процентам, но к концу пятилетки она значительно возрастет. На четырехтонные ГАЗ-53А, которые в дальнейшем станут основной моделью, у нас приходится около 32 процентов. Раз уж речь зашла о нашем ассортименте, должен отметить, что мы поставляем специализированным заводам шасси для автобусов, самосвалов, фургонов, цистерн и других машин. Из легковых автомобилей делаем в настоящее время «Волгу» ГАЗ-24 и ее модификацию для такси — ГАЗ-24-01 с 80-сильным двигателем, работающим на бензине А-76. Совсем недавно освоили универсал ГАЗ-24-02. Кроме того, в небольших количествах выпускаем «Чайку» ГАЗ-13. — Иван Иванович, а что вы можете ответить читателям, которые спрашивают, основываясь на слухах, о неизвестной нам модели ГАЗ-26 ио новом шестицилиндровом двигателе для «Волги»! — Слухи — это сказано точно. ГАЗ-24 — хорошая современная машина, и заменять ее другой моделью пока рано. Преждевременно говорить ио двигателе (мы много работали над созданием различных вариантов шестицилиндровых V-образных моторов), При!чин тому много, и одна из них — необходимость создания нового филиала — моторного завода. Сейчас главная наша задача — построить корпуса для резкого увеличения производства грузовиков. Не решив ее, мы на можем браться за другое строительство. Я понимаю, что названные вами письма читателей порождаются отсутствием информации о подготовке новых моделей, новых конструкций. Происходит это по вполне понятным причинам. Ни один автозавод в мире не обнародует по патентным и коммерческим соображениям особенности конструкции своей новой модели до начала ее серийного производства. Наши «волги», как вы знаете, поставляются и на экспорт. И мы не заинтересованы в том, чтобы делать исключение из общего правила. — Ваш завод постоянно работает над модернизацией выпускаемых моделей. Хотелось бы знать, какие усовершенствования внедрены в конструкцию ГАЗ-24 с момента начала ее производства и что предполагается в этом направлении сделать в ближайшее время. — У «Волги», как уже сообщалось, повышена долговечность шарниров рулевых тяг и втулок маятниковых рычагов, улучшены амортизаторы, устранен скрип тормозов. Кроме того, введены усовершенствованный выжимной подшипник сцепления, новые шарниры спинки переднего сиденья, улучшена фиксация сиденья -в салазках. Если добавить к этому усиление отдельных элементов кузова, более совершенные уплотнители дверей, лучшую (благодаря новому 2. «За рулем» № 6.Погрузка готовой продукции в Горьковском порту.Фото Н. Добровольскогопластмассовому покрытию днища) звукоизоляцию кузова, то картина будет полной. Завод работает -над дальнейшим повышением безопасности машины. Сюда относятся безопасные замки дверей, габаритные фонари на задних стойках кузова, лобовое стекло с пленкой «сафлекс», травмобезопасная рулевая колонка, мягкая панель приборов и другие элементы. — Еще вопрос, весьма актуальный с точки зрения наших читателей. Как обстоят дела с запчастями к легковым машинам ГАЗ, снятым с производства! — Должен сказать, что мы делаем довольно много запасных частей. Если сравнить объем их производства по стоимости с объемом производства комплектных автомобилей, то получится цифра 16—18 процентов. Далеко не все зарубежные заводы могут позволить себе выпускать столько запчастей. Теперь конкретно — о старых моделях. Например к ГАЗ-12 и «Победе», выпуск которых прекратился пятнадцать лет назад, мы все еще производим 40 процентов запчастей. И по двигателю, и по узлам шасси. Что касается старой «Волги» ГАЗ-21, то мы поставляем в запчасти «россыпью» весь автомобиль. В том числе и все детали кузова, но кузовов в сборе уже не делаем. В будущем намерены сохранить выпуск запасных частей к этой модели. Время нашей беседы истекло. От имени всех читателей «За рулем» мы благодарим Ивана Ивановича Киселева за внимание и желаем объединению АвтоГАЗ новых трудовых успехов в девятой пятилетке. Беседу вел Л . ШУГУРОВЦех сборки легковых автомобилей «Волга»Фото В. Войтенко (ТАСС)