ЗАМЕТКИ УЧАСТНИКА РАЛЛИ В НИГЕРИИНаши читатели уже знают об успешном выступлении советских спортсменов на ралли «Сафари» в Нигерии («За рулем», 1973, № 5). Один из участников — мастер спорта международного класса Александр САФОНОВ вел на этих соревнованиях путевые заметки. По просьбе редакции он любезно предоставил их для публикации. А ргунгу . Здесь будет финиш ралли. При движении на север заметно меняется пейзаж. Д жунглии влажный тропичес кийклимат , х арактерные для окрестно ­ стей Лагоса , здесь переходят ввыжжен ­ н ую солнцем саванну — еще жарче , но дышится легче, т аккак воздух сухой . С рассвета и до темноты едем и тщательно пишем легенду. На некоторых участках , где дорог вообще не существует иприходитсяпробираться по руслам высохших рек, выходим из машини белой краской помечаем деревья, к устар ­ н ик , а то и просто землю . Это опознавательные знаки , п рипомощикоторых мы будем находить правильныйпуть . Н ашинигерийцы — Адлмо-1 и Адамо-2 очень скоро стали делать успехив поз наниирусскогоязыка . Во время коротк их остановок они уже говорят: «Кого ждем? Поехали!» Особенно любят обращаться кАлександру Павловичу Терехину: «Алексан Па, доброе утро » . Встретили английский экипаж на «Форде». О казывается , проходят трассууже второй раз. П оказывая на свою маш ину , с прашивают : «Хороший автомобиль?» « Х ороший , — отвечаю, — но не уверен, что лучше « М осквича » . Поинтересовались, к акое впечатление произвела на нас трасса. «Трудная, но ничего нео бычного » , — говорим мы . «Не торопи ­ тесь с выводами», — у лыбнулисьони . И действительно, проехав по участкам Камба — К айнгива , Дуцин-Ма — Д жибияи некоторым другим, поняли, какие испыт анияожидают нас инаши автомобили. В полном смысле слова дорог здесь вообще не существует : д вигаться приходится по каменистым плато ипустыням . А ведь тут средние скорости будут заданы в 60 км/час. З начит , н ужно лететь со скоростью не менее 90 км/час. У ставшие от пыли -и жары , мы вернулись в Лагос за неделю до старта. Здесь закупили все необходимое — б ензин , п родунты , воду. Генеральный дирентор ВААТЕКО Д. Дарчиев иглавныйинженер фирмы, известный в прошлом советский автогонщик У. Аава -посоветовали нам взять запас горючегои продовольствия14 ФЕВРАЛЯ . Все готово к началу сор евнований . Ранним утром возле отеля «Аэропорт» в столице Нигерии Лагосе выстроились 27 автомобилей — всего шесть команд , представляющие известн ейшиефирмы «Рено», «Форд», «Ситроен», «Тойота», « Ф ольксваген » . Мы — гонщ икиМосковского автозавода имени Лен инского комсомола стартуем на трех «москвичах-412» к ак команда «Автоэкспорта» — А ЗЛК . Участвовать в ралли «Сафари» «ас пригласила фирма ВААТЕКО, з анимаю ­ щаяся продажейсоветских автомобилей вНигерии . Сразу же после прибытияв Лагос решилипознакомитьсяс трассой ралли. Для подготовки «боевых» машин здесь остались руководитель делегации заместитель главного конструктора завода В. Митрофанов, и нженер команды А. Силин изаслуженный мастер спорта Ю. Л есовский . Остальные вместе с раб отником ВААТЕКО Б. Т равиным на четырех серийных «москвичах» отправились впуть . -Нас сопровождали два ниг ерийца ( к стати , оба по имени Адамо), з нающие хауса — я зык северных мусульм анских племен, н аселяющих территор ию , где большей частью будет проходить маршрут ралли и где не всегда можно объясниться по-английски. Сначала едем на север страны — в Арг унгу , затем делаем кольцо на юг по центральной части Нигериии возвращаемся на север, далее новое кольцо в западном направлениис возвращением вна 48 часов — п риобрести все это можно далеко не везде. Решаем, что каждыйэкипаж будет состоять из трех человек. 8 первой машине поедут заслуженные мастера спорта В. К ислых , Ю. Л есовскийи мастер спорта международного класса Э. Л ифшиц , во второй — мастера спорта международного класса В. Бубнов, A. П еченкиниЛ . Е всиков , н аша « д ружи ­ на» в ыступаетвтаком составе: заслуж енный мастер спорта А. Терехин и мастера спорта международного класса B. Р жечицкийи А. Сафонов. И ;вот участники на старте. Впереди 3700 километровпути , средняя скорость 100 км/час, а на некоторыхучастках — до 139 км/час. Наши соперники ( к стати , все европейцы), одетые вкрасивые легк иекомбинезоны , з анимают места в маш инах . И толькокакой - т о « ч астник » судорожно режет ножницами переднее крыло своего « Ф ольксвагена » : поставил специальные шины и, видимо, п ри поворотах руля они задевают крылья . В 9 часов 04 минуты отправился на трассу экипаж Э. Л ифшица , через 18 минут — В. Бубнова и еще через шесть стартуеммы . На первыхдесяткахкилометров наше волнение не улеглось , а, наоборот, еще более возросло: в двигателе появились какие - т о небольшие перебои, н е поз воляющие развивать максимальную скорость. При опробовании автомобилей в Лагосе этого не было. Скорее всего, чтото неладно с подачей топлива, но выяснять сейчас некогда . У же на первом сложном повороте страмплином видим английский автомобиль под -номером «5», п отерпевший авар ию . Счет сходам открыт . К пункту контроля прибываем без опоздания . Затем следующийучасток — 300 километрови средняя скорость 95 км/час, С задачей справляемся . Здесь нас ждет « т ехничка » В. Г ородянкина , э нергичного , удивительно работоспособного человека. Среди встречающих — советские геологи. В иктор передает мне схему и фотографии разведанного им лучшего пути на участке Дуцин-Ма — Д жибия . Когда только успел он это все сделать! Впереди очень плохие ипыльные дор оги . Плотно закрываемокнав автомобиле, теперь хоть можнодышать . В салоне каквпарной . Пот заливает глаза. К тому же видимость — х уженекуда : пыль виситстеной . Неясно, н агоняем ли кого или нас настигают . Б оимся , что зад аннуюскоростьв 101 км/час не выдерж им . В друг пыль заметно рассеивается. Дорога выходит на открытое место. По легенде здесь нужно пересечь сухое русло реки . Наши фарывысвечивают стоящ уювнизине «Тойоту» и местного жи ­ теля возле нее. Видимо, э кипаж сомневается вправильностимаршрута . Делаем отчаянныйрывок , чтобы первыми выс кочить на противоположный берег. Иначе опять придется пыль глотать. Но мызамечены . «Тойота» р езко набирает ход и на какое-то мгновенье раньше нас выбирается на дорогу . Опять попадаем вплотную завесу пыли . К тому же вскоре проколшины . Почти никаких надежд зак ончитьэтот этап без опоздания . В Ар ­ г унгуприбылидевятыми . С радостью узнаем, что экипажЛифшица финишировал первым , а Бубнова — т ретьим . Но главное, все тринашихэкипажа прод олжают борьбу. 15 ФЕВРАЛЯ . Ночью было такдушно , что почтине спали. У тромпришлив закрытый парк , осмотрели автомобиль. Быстро нашли причину неполадок в двигателе. Из-за длительного хранения маш инывтропиках появились окислыв бензонасосе, х отясистемуичистили , но, видимо, недостаточно. Наши срперники предвкушают легкую победу на втором этапе. Ведь весь путь от Аргунг-у до Кадуна протяженностьюв 540 километровпроходит по хорошим асф альтированнымдорогам . Есть где развернуться мощным «ситроенам» и «фордам». Без всякихпроисшествий все наш итри «москвича» п рибыли на ипподром вКадуне , где был закрытыйпаркидвухчасовойперерыв . Сразу же попадаем вдружеские объятия В. Г ородянкина . Вместе снашими геологами он пригото ­ вил вкусный обед, выстирал пропылен ­ ную спортивную форму. У знаем , что на третий этап отправится только 13 автомобилей. Остальные выбыли из соревнований , не выдержалитрудных дорог. О рганизаторы ралли, опасаясь, что вАргунгунекому будет фи ­ н ишировать , и сключили из трассы учас-Окончание — на стр. 354