гМногие читатели журнала, главным образом с Урала и из Сибири, просят помочь выбрать маршрут путешествия по Средней Азии и Казахстану. Предлагаем им большую часть маршрута (от Барнаула до столицы Азербайджана — Баку), пройденного группой мотоциклистов из Новосибирска во главе с А. Шабановым. Маршрут премирован на минувшем конкурсе журнала «За рулем». Огромные достижения среднеазиатских республик и Казахстана в развитии экономики, науки и культуры, разнообразные природные условия, памятники старины влекут сюда многочисленных любителей путешествий. В какой бы город они ни приехали, всюду перед ними предстает картина величественных преобразований, происшедших в этих краях. «Многолетняя работа партии и государства, — говорил товарищ Л. И. Брежнев в докладе о 50-летии СССР, — принесла замечательные плоды. Посмотрите на сегодняшние Среднюю Азию и Казахстан! Вы увидите не только первоклассные хлопковые поля Узбекистана и Туркмении, поднятую целину земли казахов, цветущие сады и новые скотоводческие фермы Киргизии и Таджикистана. Эти республики славятся сегодня целой плеядой больших современных городов-красавцев, таких, как Ташкент, Алма-Ата, Душанбе, Фрунзе, Ашхабад. Здесь выросли крупные центры металлургии, горной и тяжелой промышленности, такие, как Джезказган и Караганда, Павлодар и Навои, первоклассные гидросооружения — Нурекская ГЭС, Каракумский канал и другие. Средняя Азия и Казахстан стали землей большой нефти и газа, химии и развитого машиностроения». Много достопримечательностей встретят на своем пути туристы. Среди них всемирно-известные архитектурные памятники, которые бережно сохраняет советский народ. Вместе с картой-схемой маршрута мы печатаем схемы нескольких городов с указанием улиц, по которым кратчайшим путем можно проехать на основные магистрали. Во всех городах есть автозаправочные станции и станции технического обслуживания, гостиницы, туристские базы. На некоторых схемах показано, где они находятся.УДОБНАЯ ПОДНОЖКАУчастники кроссов и соревнований по многоборью знают, что на пересеченной местности для сохранения устойчивости очень нужна твердая, надежная опора ногам. Этому условию отвечают подножки больших размеров, но они ухудшают проходимость, цепляясь за грунт в колее, за камни, пни, кочки. Кроме того, если нога попадет между такой подножкой и препятствием, возможны переломы, повреждения голеностопного сустава. Подножка малых размеров менее опасна,СТРАНИЧКА МОТОЦИКЛИСТА5 ^авторское свидетельство № 249955. Они срабатывают при встрече с любым препятствием и даже от воздействия ног водителя, когда он хочет убрать подножки, например при движении по крутому склону. Эта возможность обеспечивается регулировкой предварительного натяжения возвратной пружины 5 основания 4. Работает подножка следующим образом (рис. 2). При действии силы, вызванной встречным препятствием, основание сначала поворачивается на не-Рис. 1. Складывающаяся подножка: 1 — внутренняя накладка; 2 — труба рамы; 3 — наружная накладка-упор; 4 — основание; 5 — пружина; 6 — ось; 7 — пружина; 8 — кронштейн; 9 — подножка.Дороги на предлагаемом маршруте для легковых автомобилей и мотоциклов легкопроходимы, за исключением песчаного участка Чарджоу—Мары. Его рекомендуется проехать по железной дороге, Щ погрузив автомобиль или мотоцикл на платформу. Затруднения может представить и участок Кизыл-Арват — Кум-Даг. От Кум-Дага до Красноводска дорога хорошая. В Красноводске на железнодорожном пароме можно переправиться в Баку.Рис. 2. Схема срабатывания подножки (три проекции).но она не обеспечивает достаточной опоры — нога соскакивает с нее. Появившиеся в последнее время складывающиеся подножки лишь частично решают вопрос. Они срабатывают только тогда, когда усилие направлено спереди снизу, то есть при встрече с небольшими по высоте 'препятствиями. Значительно более безопасными представляются разработанные нами складывающиеся и поворачивающиеся подножки (рис. 1), на которые выданокоторый угол, а затем складывается. После прохождения препятствия подножка возвращается в исходное положение под действием пружины. Чертежи на подножку можно получить наложенным платежом, если обратиться по адресу: 220765, г. Мннск-33, Партизанский проспект, 8, Мотовелозавод, ОНТИ. В. ШИРОКИЙ, В. ФЕРДМАН, инженеры-ко нстру кто ры г. Минск33