Изучаем новые Правила дорожного движенияОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ОБЩИЕ ОБЯЗАННОСТИ• Как прежде , так и теперь наши правила движения следуют принципу «от общего — к частному» и открываются разделами «Общие положения» и «Общие обязанности водителей». Однако было бы неверным полагать, что эти главы имеют лишь познавательное значение и являются чем-то вродепреди ­ словия, не касающегосяконкретныхдо ­ р ожных ситуаций. Нет, как илюбаядру ­ гая глава Правил, они содержат соверш енноопределенныенормы , знание, соблюдение которых необходимо для обеспечения порядка и безопасности вдорожном движении. П ервыйпунктопределяетсферу прав овогорегулирования , действие Правил во времении пространстве. С феройправовогорегулирования являются непосредственнопорядок дорожного движения, п оведение любых лиц, на которых распространяется со ­ б людение этого порядка . П орядокдви ­ ж ения по водным , в оздушным , ж елез ­ н одорожнымииным путям сообщения — вне сферы правового регулирования настоящих Правил. Как всякий закон или .иная празозаяформа , Правила дорожного движения действуют во времениипространстве ; во времени — с 1 января 1973 года, в пространства — на всей территории страны. С ерьезное отличие их от старых Правил заключаетсявследующем : старые формально действовали только на улицах идорогах ; требования нынешних обязательны повсеместно — на улицах, д орогах , п роселках , во дворе , в поле, на заводской территории и т. д. Иначе говоря , в сюду , где возможно движ ение транспортных средств. А слова отом , что Правила являются «единым док ументом » , о значают не только то, что они действуют на всей территории СССР, но и то, что это единственный документ, устанавливающий порядокдорож ­ ного движенияв нашей стране. Всякие жеинструкциии иные нормативные акты должны основываться на требованиях Правил и не противоречитьим . П очему понадобилась такая запись? Дело втом , что отдельнымиминистерствамииведомствами издаются инструкции , правила технической эксплуатации и иные документы, вызванные особенностями работы транспорта в тех или иных дор ожных условиях. К сожалению , в этих документах встречаются иногда позиции, к оторые не вытекают из Правил, а подчас ипротиворечатим . Такое полож ение , б езусловно , н етерпимо . Все без исключения участники движениядолж ­ ны руководствоватьсяедиными требованиями, известными всем ипонятными для всех. Д олжен быть единственными документ, на основании которого, в частности, решался бы вопрос об ответственности водителей. Нельзя считать правонарушением действия, к оторые не находились впротиворечиис Правилам и , а тем более привлекать к ответственности водителей за эти действия как за нарушение, даже если наступили тяжкие последствия. При разработке Правил были изучены сотни судебных делв разных республиках и областях страны. О казалось , что почти всегда вин овным лицам инкриминировалось наруш ение Правил, о днако иногда встречались приговоры , где суд вместо этого ссылался на иные документы или моти ­ в ировка отсутствовала вовсе. С введение мв действие новых Правил такие случаи должны быть исключены . Б ольшуюпомощьврегулировании дэрожного движения сотрудникам ГАИ сказывают представители общественно ­ сти, р аботникидорожно - э ксплуатационкойслужбы , д ружинники , д ежурные пер еправидругиеуполномоченные на то лица. О днаконередко они выходят на дежурство без каких-либо отличительных знаков , вводят взаблуждениеводи ­ телей, да и ставят порой себя аопасноэположение . Чтобы никаких конфликтов на дороге из-за этого не возникало , Правила пунктом5 специально оговари ­ вают обязанность лиц, регулирующих движение , иметь при себе необходимыедокументыи отличительные знаки , применять общепринятыежесты . Новое положение содержится ив пункте 7 Правил, При современных скоростях и интенсивности транспортного потока всякое повреждение дороги, с кладирование или оставление на нэй каких-либо предметовисоздание иных помех движению может иметь самые тяжелые последствия. Не меньшаяугро ­ за безопасности — повреждение или загораживание дорожных знаков и других средств организациидвижения . Все это теперь прямозапрещено Правилами. Больше того, они обязали лиц, создавших помеху , н емедленно принять мерык ее устранению или предупреждениюо ней других участников движения . Помехи, о которых здесь идет речь, м огут быть вызваны самыми различными обстоятельствами; п адениемкакого либо предмета из кузова автомобиля, п оломкоймашиныи т. п, Различными могут быть имеры предупреждения участников движения , По возможностив качестве таких мер следует применятьпредусмотренный Правилами знак авар ийнойостановки или красный мигающий фонарь. П ринципиальноновым является пункт 9, р аскрывающий значение почти двух десятков терминов , к которымприбегают Правила. К акая была необходимостьв этом икакимобразом этот пункт связан сдругими разделами? Ответим несколькимипримерами . Вот, с кажем , «водитель» — « л юбое лицо, у правляющее каким-Тибо транспортным средством, включая гужевую повоз,ку (сани); п огонщик , в едущий по дороге скот, вьючных или верховых животных » . Такое расширительноетолкование термина «водитель» в значительной мере повышает ответственность этих лиц, подчеркивает их роль вобеспечениибезо -24